17:03В городе Шумерле вручили ключи от квартир 34 гражданам из аварийного жилья

16:40Новый спортивный комплекс построят в Бронницах в 2024 году

15:45В Ленинском городском округе достраивают новую поликлинику

15:11К предстоящему II Международному строительному чемпионату состоялся международный телемост

14:32Подать заявление на субсидию по ипотеке для многодетных теперь можно на Госуслугах

14:03В Щукине появится школа на 800 мест

13:30Электродепо «Нижегородское» готово на 85 процентов

13:04Возведение каркаса здания учебного корпуса завершили в Раменском

12:47В Башкирии объявили тендер на строительство образовательного комплекса

12:1516 новых спортивных объектов появятся в Москве

11:40Где в столице построили 42 объекта социальной инфраструктуры

11:22В Волоколамском городском округе запустили производство объемно-блочного домостроения

10:46На юге Москвы завершено строительство храма Живоначальной Троицы

09:58На юге Москвы завершена реконструкции газопровода

09:40Стройки столицы по реновации переходят в цифровой формат

Покупаем глазами, без учета репутации застройщика

logo russianconstruction.com
Покупаем глазами, без учета репутации застройщика
Поисковые теги: Источник фото:

Гендиректор девелоперской компании Landwerk Дмитрий ГОРДОВ

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В последнее время много говорят о кризисе, в том числе в строительстве загородной недвижимости, а точнее — недвижимости для отдыха. Часто можно услышать выражение, что многие начали «активно бегать за клиентом». Так вот у нас, в загородном сегменте, эта история началась еще в 2008 году. И в городской, и в загородной недвижимости тогда стали максимально сокращать продукт. Квартиры стали «резать» по 25—30 кв. м, то же самое произошло и с дачами. Кроме того, появились участки без подряда, площадь которых все больше уменьшалась. Когда сокращаться стало больше некуда, рынок обеспокоился поиском более интересных форматов и подходов, чтобы вернуть ликвидность. Но для этого нужно изучить сегодняшнего клиента.

Сейчас 70—80% рынка, по разным оценкам, приходится на участки без обязательного подряда: когда девелопер продает кусок земли с подведенными инженерными сетями. При этом розничные цены опустились у отдельных участников рынка до 10 тыс. руб. за 1 сотку земли.

Понятно, что такое ценовое давление возникло не от хорошей жизни, бюджетные возможности покупателей сокращаются. Особенно в таком второстепенном вопросе, как недвижимость для отдыха. В то же время покупатель стал более требовательным. Особенно в том, что касается комфорта проживания и использования земли.

Основной тренд в продажах формулируется просто: «Хочу здесь и сейчас». Раньше, чтобы продать, достаточно было показать покупателям картинку на 3D-сайте. Теперь они хотят видеть всю эту красоту сразу и на месте. И неважно, какой у фирмы проект, опыт и репутация.

То есть, если ты не формируешь качественную, благоустроенную картинку, то это очень сильно мешает продаже. Но если мы говорим о дачном формате, это обычно проекты с небольшими бюджетами, где не так-то просто подобную инфраструктуру предусмотреть.

Крупным компаниям, которые занимаются многоквартирным жильем, этот сегмент не интересен, они сюда не лезут. В итоге рынок замер в таком положении, когда инвестиций больших нет.

Еще одна сложность состоит в том, что, с одной стороны, землю вовлекать в оборот надо, а специалистов, которые бы могли делать это квалифицированно, обеспечивая системный подход, — мало.

Но потребность в отдыхе у людей никуда не девается, им каждый год надо как минимум куда-то пристраивать на лето детей. Это один из факторов, который поддерживает спрос. Еще один стимулирующий момент — рост цен на отдых за границей, который подорожал по сравнению с 2014 годом в два раза. Это привело к тому, что по цене двухнедельного отдыха на Кипре или в Греции можно приобрести себе земельный участок. Но с учетом общего снижения спроса «прилив» покупателя пришелся на проекты, наиболее удачно себя продвигавшие и позиционировавшие.

Если говорить о ситуации в целом, клиентов становится меньше, и работать становится сложнее. Людей с небольшими бюджетами среди наших покупателей не осталось совсем. Их деньги «спылесосили» квартиры по 1,5—2 млн руб. с ипотекой с нулевым процентным взносом.

Недвижимостью для отдыха теперь интересуются люди с более крупным бюджетом — те, кто готов потратить на нее порядка 5—10 млн руб.

К тому же современный покупатель стал лучше разбираться в недвижимости, и он понимает, что участки по 30—40 соток помимо прекрасного зеленого газона несут в себе еще и сложности, связанные с обслуживанием и эксплуатацией. Поэтому покупка стала очень рациональной.

Как правило, это участок 8—10 соток, где есть то, что называется «сухие сети»: электричество и газоснабжение. При этом клиенты предпочитают видеть проекты, в которых очень много внимания уделяется общественным пространствам и благоустройству. И чем раньше ты это делаешь в проекте, тем более ликвидной у тебя становится площадка. Самый востребованный дом — это обычно дом на 4 спальни.

Покупатель ценит свое время. Поэтому за городом сейчас важно не столько расстояние, сколько то, как к дому можно проехать. Миллионные проекты упираются в транспортную инфраструктуру.

Если говорить о перспективах, ценовое давление, по нашим прогнозам, сохранится еще в течение продолжительного времени. Связано это с тем, что количество объектов, представленных на рынке, очень высокое, и раскупается это очень медленно. Последствия затоваривания рынка мы будем чувствовать еще 3—5 лет.



Похожие публикации





Партнеры