Александр ВОРОТНИКОВ, доцент РАНХиГС
Нашумевший случай с закрытием свалки ТБО в Кучино поднимает вопрос, что же делать с накопившимся на территории нашей страны мусором. Нет никаких проблем закрыть свалку, но это не решение проблемы. Куда теперь вывозить мусор? На другие свалки? Получается, что проблему жителей Кучино решили, зато увеличили нагрузку на других.
Россия — не единственная страна, которой приходится постоянно решать эту проблему. В цивилизованных странах мусор из городов вывозится и перерабатывается. Нам тоже надо к этому стремиться, чтобы мы мусор не просто вываливали за городом. И утилизировать его надо не так, как у нас это происходит под Москвой — стоят терриконы дымящиеся — а строить специализированные предприятия по переработке, чтобы никаких последствий после утилизации не было ни для людей, ни для природы.
Кто это будет делать? На мой взгляд, это задача для частного бизнеса. Но для того чтобы заинтересовать бизнесменов, надо для них создавать определенные условия — разрешающие или запрещающие. Государство, с одной стороны, должно поддержать бизнесменов этой отрасли в правовом поле, но с другой — должно быть и жесткое регулирование.
К примеру, сейчас вводятся законы о том, что нельзя закапывать непереработанные отходы. Во многих странах мира, в той же самой Германии, есть такое понятие, как рециклинг — возврат вторичного сырья для повторного использования после соответствующей обработки. Это же можно сделать и в нашей стране.
В России уже есть предприятия, которые занимаются переработкой мусора. Например, в последнее время появилось такое понятие, как экотехнопарк. Эти технопарки связаны с переработкой именно вторичного сырья, то есть извлечением из него всех полезных компонентов силами малых предприятий. Но таких предприятий пока явно не достаточно. Хотя бы потому, что, как ни странно, на рынке на такие услуги мало предложений.
На мой взгляд, в регионах надо разработать программу по развитию экотехнопарков. Необходимо просчитать, какое количество мусора в регионе, какова его реология, и соответственно построить столько технопарков, чтобы они охватили этот регион.
Для строительства можно использовать, к примеру, моногорода. Потому что производств в них нет, там и нужно создавать рабочие места и бизнес для людей. С учетом реологии мусора, можно понимать, какие именно производства необходимы для переработки этого типа мусора — где-то это полиэтилен, где-то дерево и т.д.
И, конечно, нужны современные технологии, аппаратура. У нас есть российская венчурная компания и агентство стратегических инициатив, с помощью которых в принципе можно быстро организовать работу наших молодых ученых и новаторов, которые бы разработали или приспособили существующие технологии для переработки мусора.