Алексей ГИНЗБУРГ, архитектор
В последнее время многие маститые архитекторы, в том числе президент Союза архитекторов России Николай Шумаков и глава НОПРИЗ Михаил Посохин, говорят, что нынешняя молодежь «не догоняет» в силу того, что в 90-е годы прошлого века мы ее упустили: она выросла и ничего не может.
Я думаю, что причина этого, в первую очередь, в том, что архитектура на протяжении многих лет подвергалась разнообразным унижениям и в результате была опущена ниже плинтуса.
Сначала она подвергалась гонениям за свои авангардные, достаточно острые порывы, потом — за свое хорошее знание классики. Ее несколько раз били, что называется, лицом об стену и разворачивали на 180 градусов. В конце концов, в головах у людей создалось впечатление, что наша профессия — это какой-то придаток строительной системы.
Такая ситуация — это вопрос 70 лет развития общественного отношения к архитектуре. Это большой советский феномен, который надо изучать. Я сейчас пишу диссертацию, где пытаюсь эту тему затронуть. Потому что нам надо понять, как мы стали европейской архитектурной провинцией, хотя в 20-х годах прошлого века были ее авангардом.
Другими словами, необходимо поменять в обществе отношение к этой профессии, в том числе и у самих архитекторов. Самооценку надо повышать.
Что же касается возраста, то наша профессия, увы, возрастная — это ее проклятие, здесь люди реализуются очень поздно. В архитектуре невозможно, как в музыке, стать гением в 20 лет. Даже если человеку кажется, что он гений, это не подкрепляется его работами, которые, к сожалению, очень разнесены по времени.
Когда-то отец говорил мне, что даже в 40 лет архитектор — молодой. Я, например, в свои 47 лет себя считаю вполне молодым, очень активным и не стесняюсь учиться. Ведь что нужно понять молодым архитекторам? Что и в 30, и в 40 лет они еще продолжают учиться, и что многие из них — еще не архитекторы, а только собираются ими стать. Просто все надо делать глубже и тщательнее.
А учиться есть у кого: Сергей Скуратов, Владимир Плоткин, Евгений Асс, — у этих людей можно многое перенять. Я, например, учусь у них и считаю их профессионалами высшей марки.
Смелости и дерзости молодому поколению хватает. Не хватает знаний. А просто дерзость, не подкрепленная хорошей базой, не поможет.