Антон КОТЛЯРОВ, архитектор
Многие выпускники архитектурных вузов задаются вопросами: как правильно заявить о себе молодому архитектору, с чего начать, как найти престижную вакансию. Убежден, начинать надо с общения с Мастером.
Так сложилось, что в нашей стране мало развита культура прохождения стажировок. А вот на Западе это — в порядке вещей. Молодые архитекторы, уже учась в вузе, проходят стажировку в офисах известных фирм. Это дает тот самый неоценимый опыт, который впоследствии не купишь ни за какие деньги.
Замечу, что попасть в бюро известного архитектора, будучи стажером, намного проще. Для этого надо успешно учиться и иметь хорошее портфолио — причем не что-то запредельное, но достаточно приличное. Стажировка длится полгода или год (в России — обычно три месяца).
Для тебя она бесплатная: наоборот, платят обычно тебе. Кстати, в Европе запрещено работать стажером «на общественных началах». А вот если у тебя уже есть за плечами работа в качестве стажера в известном бюро, то дальше найти работу бывает гораздо легче.
Что дает работа в известных мастерских? Со стороны может показаться, что стажеры занимаются исключительно макетами, только чертят и ничему не учатся. На самом деле это не так. Иногда приобретать ценный опыт — это просто присутствовать в мастерской, смотреть, общаться с архитектурной звездой, быть свидетелем процесса в целом. Все это вместе часто дает знаний ничуть не меньше, чем вузовские преподаватели.
Стажер обычно помогает архитектору: выполняет макетирование или 3D-моделирование. То есть делает то, на что обычно не хватает времени у самого архитектора. На стажировке ты — полноценный член команды и получаешь такой же опыт, как если бы штатно работал над проектом.
Мне кажется, очень полезно поработать в разных странах и сравнить подходы. Итальянцы, например, сильно рефлексируют относительно своего прошлого: пытаются интерпретировать античность, не воспроизводя ее буквально. Немцы больше смотрят вперед, чем назад. У японцев — работы всегда на грани между традициями и современностью.
Например, известный японский архитектор Кенго Кума, в бюро которого мне посчастливилось пройти стажировку, использует традиционные конструктивы, характерные для Страны восходящего солнца. Помню, на недавней выставке EXPO один из павильонов, спроектированный архитектором-японцем, состоял из тысяч маленьких кусочков дерева. Мне очень понравилось сочетание традиционных деревянных элементов и современных форм. Примерно в том же стиле творит и Кенго Кума.
Меня часто спрашивают, хватило ли мне за рубежом знаний и навыков, полученных в российском вузе. Да, багаж знаний, приобретенный на родине, вполне позволял выполнять работу, которую мне поручали. Хотя наше образование и любят хаять (мол, подготовка оставляет желать лучшего и пр.), надо признать, что в МАРХИ закладывают весьма неплохую базу.
Но справедливо и то, что МАРХИ надо как-то открываться миру. Очень мало молодежи там сейчас работает, все профессора — в возрасте. Например, будучи в Милане, мы много времени посвящали чтению трудов по теории архитектуры, о которых, учась в МАРХИ, даже и не слышали.
Должен сказать, что когда пришел в бюро к Сергею Скуратову, где работаю и по сей день, я уже был довольно опытным архитектором. Но есть разница между тем, что ты делал в университете, и тем, что тебе поручают на работе.
В университете ты занимаешься чем-то более абстрактным. Это нужно для того, чтобы научить тебя думать, «расшевелить» мозги. А на работе ты сталкиваешься с реальностью, которая ставит тебе ограничения в виде норм, существующей экономической ситуации, требований к качеству строительства и пр.
Вот это триединство: университет, стажировка, опыт работы в отечественном бюро, — и делает из обычного выпускника профессионала, способного приступить к самостоятельной работе над проектом.