Большинство городских коттеджей, загородных домов и дач оснащено уже не привычными распашными воротами, а новым типом – откатными конструкциями
По расположению опорной поверхности ворота делят на рельсовые и роликовые. Вторые отличаются прочным, надежным исполнением и устройством. К тому же механизм с роликами можно легко собрать самостоятельно.
Двойные синхронные ворота – это габариты плюс увеличенный вес полотна. Возводятся при строительстве ангаров, гаражей для тяжелой грузовой техники, крупных складов, промышленных сооружений.
В частном секторе чаще встречаются упрощенные одинарные разновидности. Они представляют собой воротное полотно, подвешиваемое на горизонтальную несущую балку, которая устанавливается на опорных столбах. Это надежная, прочная конструкция, которая прослужит не один десяток лет.
Откатные ворота состоят из:
- направляющих;
- опорных роликов (кареток);
- электропривода;
- воротного полотна;
- опорной и приемной стойки;
- нижнего и верхнего уловителя;
- зубчатой рейки;
- ограничителей.
Ключевой момент – размер воротного полотна. Он зависит от габаритов машины и угла въезда. Кроме того, не стоит забывать о необходимом зазоре между въезжающим транспортом и опорами. Это дополнительные 30-50 см. Габариты полотна определяют его вес. А последний влияет на конструкцию в целом и учитывается при регулировке.
Конструкция востребована благодаря:
- бесшумности;
- плавному ходу;
- долговечности;
- прочности;
- эстетичности;
- простоте ремонта;
- возможности дистанционного управления;
- стойкости к атмосферным явлениям.
Разнообразие отделочных материалов позволяет воплотить любые дизайнерские идеи. Популярны панели ПВХ, металлопрофиль, специально отделанная древесина.
Благодаря способу открытия откатные ворота не требуют дополнительной расчистки снега зимой, как, например, распашные. Это удобный вариант для маленьких дворовых территорий.
По типу перемещения различают механические, консольные и подвесные конструкции. В ходе монтажа или сервисной проверки дополнительно производят регулировку откатных ворот.
Как правильно провести это мероприятие, на что обратить внимание и к чему может привести эксплуатация конструкции с неправильными настройками. Разбираемся.
В каких случаях необходима регулировка?
Чтобы правильно отрегулировать узлы на откатной конструкции, необходимо представление о принципе работы, как самих ворот, так и отдельных их составляющих.
Регулировку конструкции проводят при начальном монтаже, а также в ходе сервисного обслуживания.
Также эту процедуру осуществляют в следующих ситуациях:
- замена роликов;
- провисание воротного щита;
- устранение перекоса опорных стоек или фундамента.
Вовремя проведенная регулировка – это способ продлить срок службы конструкции.
Правила регулировки
Регулировку откатных ворот должны проводить профессионалы. Они наладят работу отдельных комплектующих и системы, увидят дефекты, которые пропустит любитель.
Желательно каждые полгода проверять и при необходимости настраивать работу комплектующих. Также за помощью к монтажникам следует обращаться при возникновении шума привода, заеданий створки ворот, прогиба в области полотна.
Регулировку электромотора следует проводить по инструкции, предоставленной производителем.
Регулировка роликов
Грамотный монтаж роликовых опор и регулировочных подставок – важный фактор бесперебойной работы конструкции откатных ворот. Роликовые опоры во время эксплуатации принимают на себя внушительную нагрузку. Соответственно именно эти детали и изнашиваются быстрее всего.
Замедлить процесс износа помогают регулировочные подставки. Это комплектующие опор, позволяющие провести регулировку в четырех направлениях и сделать перемещение воротного полотна легким. При этом откатные ворота могут работать, как вручную, так и на автоматике.
Регулировочные подставки призваны упростить начальный монтаж, а также облегчить проведение ремонтных работ или сервисного обслуживания в дальнейшем. Добросовестные организации, отвечающие за качество работ и дающие на них соответствующие гарантии, используют регулировочные подставки. В редких случаях установка последних не представляется возможной, тогда мастера заменяют их болтами.
И еще одно преимущество регулировочных подставок. При установке на подвижном грунте владельцы нередко сталкиваются с ситуацией, когда фундамент выдавливает, а опорный столб ведет. В этом случае ворота сразу же начнет заклинивать, так как створка перестанет попадать в уловители приемной части.
Если повреждения незначительны, то решить проблему можно отрегулировав положение роликов кронштейна и уловителей приемной части. Однако при явном перекосе на выручку придут именно регулировочные подставки, которые решат проблему перекоса точек. Если же их нет, то владельцу следует готовиться к дорогостоящим работам по замене автоматике.
Непрофессионалы нередко отказываются от установки подставок, снижая, таким образом, итоговую цену работ. Это – распространенная ошибка. Так как отсутствие подставок в итоге приведет к увеличению износа и скором дорогому ремонту.
Начальный монтаж
Сначала следует приварить регулировочные подставки к опорному П-образному швеллеру. Сварка осуществляется в одной плоскости. При этом подставки и швеллер находятся на максимальном друг от друга расстоянии. Швеллер должен стоять равно, без «завалов». Ролик на подставке максимально опускают к земле (ослаблением гаек), сокращая зазор до земли до минимума. Это значительно упростит последующую регулировку.
Не затягивая гайки, в одной плоскости выставляются опоры. Затем проверяется накат створки ворот. Воротное полотно должно легко перемещаться по роликам. Если в процессе, что-то заклинивает, это значит, что у опор на подставках образовался перекос по горизонту.
Решить проблему довольно просто. Достаточно ослабить гайки, после чего несколько раз открыть и закрыть створку. Ролики самостоятельно займут позицию, где сопротивление будет минимальным.
Впрочем, профессионалы еще на этапе монтажа используя лазерный уровень, выставляют опоры таким образом, что легкий ход створки сохраняется на всем маршруте движения. Затем они просто затягивают гайки, фиксируя положение роликовых опор.
Так как между внутренней поверхностью балки и роликами присутствует зазор створка в области опор может переваливаться в сторону направления движения. Избавиться от помехи можно поставив полотно в среднее положение и выровняв створку по горизонту. Последняя выравнивается путем ослабления или закручивания гаек. Главное, чтобы ролики не перекосились.
Определить качество регулировки в вертикальной плоскости, можно сняв со створки поддерживающий кронштейн. Если все сделано верно, полотно не завалится, даже при отсутствии кронштейна.
Если полотно выпадает, то необходимо произвести регулировку в вертикальной плоскости. Для этого следует приподнять или, наоборот, опустить сторону ролика с помощью гаек.
Далее нужно затянуть гайки и снова посмотреть, не выпадает ли полотно без поддерживающего кронштейна. Если оно продолжает падать – нужно повторить всю процедуру сначала, пока конструкция не встанет строго вертикально.
Заключительный этап – затягивание гаек на подставках. В процессе фиксация положение роликов не должно меняться, иначе регулировку придется начинать заново.
Понять, что регулировка проведена правильно можно по свободному перемещению створки.
Что будет если не отрегулировать опорные ролики и продолжить использовать откатные ворота?
- Комплектующие (ролики) быстрее выйдут из строя.
- Опора деформируется из-за неравномерной нагрузки.
- Сократится срок службы электропривода из-за постоянно заедающей створки.
- Заклинивание роликов приведет к износу зубчатой рейки.
При эксплуатации неправильно установленных неотрегулированных ворот, они уже через 6-7 месяцев выходят из строя и требуют дорогостоящего ремонта.
В то же время грамотный монтаж в сочетании с профессиональной регулировкой – гарантия работы на несколько десятков лет.
Регулировка приемной части
Приемная часть сдвижных ворот включает в себя верхний и нижний уловитель. Первый не нуждается в регулировании. Его функция – фиксация створки и предотвращение ее раскачивания в момент, когда ворота закрыты.
Другое дело нижний уловитель. Он необходим для распределения нагрузок внутри конструкции. В процессе закрытия, когда полотно движется к приемной части вся конструкция ворот, включая створку и несущую балку, испытывает максимальную нагрузку. Это нагрузка на изгиб.
Одновременно такую же нагрузку испытывают роликовые опоры. Причем, если одна из них словно «сжимается», вторая испытывает нагрузку «на отрыв». Размер показателей нагрузки напрямую зависит от веса конструкции.
В процессе регулировки нижнего уловителя монтажник делает так, чтобы при вхождении в него створка автоматически поднималась на 5-6 мм. Это позволяет снять нагрузку с роликовых опор. Более того третья точка опоры снимает нагрузку с балки и равномерно распределяет ее по всей конструкции.
Игнорирование необходимости регулирования нижнего уловителя приведет к таким последствиям, как:
- Створка не сможет войти в уловитель.
- Автоматические ворота будут срабатывать на реверс.
- Деформация и выход из строя створки.
- При открывании полотно будет просто «выпадать» из уловителя.
Отсутствие при закрытии подъема створки на 5-6 мм, лишит откатные ворота дополнительной точки опоры. Ролики по-прежнему будут испытывать «сверхнагрузки». В итоге уже через короткое время подшипники опор рассыпятся и потребуется их замена.
Такие же нагрузки в отношении опорной балки или на изгиб конструкции могут привести к провисанию первой или изменению геометрии ворот.
Чем массивнее последние, тем очевиднее будет этот дефект.
Регулировка верхнего поддерживающего кронштейна
Поддерживающий кронштейн – элемент конструкции откатных ворот, чья роль – фиксация створки и удерживание полотна от раскачивания. Покупая эти комплектующие необходимо убедиться в наличии у них надежного крепежа. Оснащение специальной системой регулировки позволит устанавливать кронштейны вне зависимости от дистанции между опорными стойками.
Регулировка кронштейнов не представляет особой сложности. Настраивая ролики детали необходимо убедиться, что расстояние между ними и со створкой составляет 1,5-2 мм. Таким образом, ролики самостоятельно будут держать створку, не зажимая ее.
Регулировка рейки
Еще одна важная комплектующая – зубчатая рейка. Эта деталь за счет сцепления с шестеренкой редуктора двигает полотно ворот (шестерня вращается, заставляя рейку двигаться по направляющим). Особенности конструкции влияют на изнашиваемость рейки, поэтому регулировка необходима.
Фиксация зубчатой рейки производится с помощью болтов. Их ослабление позволяет передвигать рейку на 4-5 мм вверх или вниз. Выставляя этот элемент, следует убедиться, что зазор между ним и шестеренкой редуктора равен 1-2 мм. Монтажник следит, чтобы в местах соединений не присутствовал существенный перепад между зубьями. Это приведет к заеданию створки, скорой изнашиваемости зубчатой рейки и поломке электродвигателя или редуктора. Шестеренка во время работы должна легко и плавно перемещать рейку.
Отрегулировав рейку, владельцы могут рассчитывать на повышенный срок службы ворот и тихую работу электромотора.
Регулировка привода
Привод откатных ворот регулируется путем программирования начальных настроек. То есть необходимо заново загрузить систему, чтобы рассчитать:
- какое усилие нужно для перемещения ворот;
- на какое расстояние необходимо переместить створку до момента полного закрытия.
Также привод обеспечит плавный ход и легкое торможение в конце движения.
Процесс регулировки зависит от модели и производителя. На каждый электропривод выдается инструкция, в которой подробно прописан этот момент.
Откатные ворота – визитная карточка дома. Их бесперебойное функционирование напрямую зависит от обслуживания и качества монтажа.