Борис Лепинских, основатель и директор платформы Сделка.РФ
Очередная волна ограничений снова подстегнула интерес к онлайн-сделкам с недвижимостью. Но коронавирус – это лишь катализатор этих процессов, так как цифровизация отрасли и сама двигается. Например, ПИК начал автоматизацию своих процессов задолго до того, как появился коронавирус.
Мы выделили четыре условных уровня цифровизации продаж. Первый – аналоговый, совсем без цифры, его, наверное, уже не существует. У большинства же застройщиков мы видим лоскутный уровень автоматизации, когда для решения возникающих вопросов используются отдельные нишевые продукты. Получается разрозненный цифровой ландшафт: что-то не оцифровано вообще, что-то оцифровано и между собой связано. Это эволюция любой компании, которая решает вопросы по мере их возникновения.
Следующий этап – бесшовная цифровизация – то, что многие застройщики пытаются делать сейчас. В этом случае для продаж используется платформенный продукт, и все процессы внутри компании пытаются автоматизировать в его рамках. Задача - получить внутри компании сплошной цифровой процесс продаж. Это позволяет повысить скорость проведения сделок, снижает затраты. Максимальные скорости с точки зрения совершения сделок достигаются именно на этом этапе.
Последний уровень цифровизации, в который мы посильно рынок толкаем, это состояние, когда процесс продажи оцифрован не только на стороне застройщика, но и на стороне покупателя. В этом случае онлайн-продажи доступны клиенту с любого устройства, и для совершения сделки ему не нужно никуда ходить.
На этапе лоскутной автоматизации цифровизация конкретных процессов является компетенцией и зоной ответственности менеджеров этих процессов. Вся остальная компания может об этом ничего не знать, и данные из новых сервисов никуда больше не попадают. Когда же предприятие переходит к задаче цифровизации всего процесса продаж, который в свою очередь, затрагивает уже большое количество подразделений- маркетинг, продажи, юристов и финансистов, - принятие решений выходит на уровень топ-менеджеров. Вообще, цифровая трансформация по мере эволюции переезжает из повестки менеджеров в повестку топ-менеджмента или акционеров. Цифровизация постепенно попадает в стратегии компаний на 5-6 лет.
Если говорить о трендах цифровизации, то в целом рынок двигается примерно с одинаковой скоростью. Если до 2020 года основной повесткой была автоматизация и цифровизация внутренних процессов застройщика, то с прошлого года безусловным трендом становится автоматизация клиентского пути.
По материалам вебинара «Эффективные застройщики продают и в локдаун! Бесшовные онлайн-сделки с недвижимостью»