Василий Шарапов, юрист девелоперской группы «Сити-XXI век»
На днях Госдума приняла во втором чтении законопроект №139186-7 «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поправки в федеральный закон от 30.12.2004 г. №214 вносятся регулярно, практически ежегодно. Последние изменения вступили в силу в основной своей массе с 01.01.2017 г. (условия выхода на продажи застройщиков), и частично — с 01.07.2017 г. (в части требований к размеру уставного капитала застройщиков). Теперь мы имеем дело с новой «дозой реформ», еще более ужесточающих требования к работе застройщиков на рынке долевых инвестиций граждан.
Столь частые перемены юридического регулирования свидетельствуют о невысоком качестве законодательной деятельности. Возможно, стоит принимать поправки в законы реже, но более качественно прорабатывать их с учетом мнения всех заинтересованных лиц. По сути, новеллы направлены на выдавливание с этого рынка большинства застройщиков, которые не смогут соответствовать новым требованиям. Все, видимо, сводится к тому, чтобы застройщики отказывались от привлечения долевых денег граждан в пользу дорогих кредитов банков. Этому способствует снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ, которое мы наблюдаем, и не исключено, что часть застройщиков так и поступит. Например, начало проектов может финансироваться за счет кредитов и так называемого проектного финансирования со стороны банков, а когда конструктив будет возведен, на остаток работ могут быть открыты продажи по ДДУ, когда риски долгостроя уже ниже.
Новеллы направлены на усиление гарантий для долевых инвесторов: застройщиками будут в обязательном порядке создаваться проектные компании с опытом строительства. Они смогут реализовывать только один конкретный проект, возможности заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью у них не будет. Это снижает риск банкротств застройщиков по причинам, не связанным со строительством многоквартирного дома, а также риск нецелевого расходования денег дольщиков.
Вместо страховых взносов застройщикам придется делать отчисления в государственный компенсационный фонд, который в случае банкротства застройщика либо завершит строительство, либо обеспечит возврат инвестиций обманутым дольщикам. По сути, этот фонд — некий юридический суррогат общества взаимного страхования. Размер отчислений пока составит 1,2 % от цены каждого ДДУ.
Между тем установленный законодателем жесткий принцип «одна проектная компания — одно разрешение на строительство» может создать проблемы при реализации масштабных строительных проектов, когда строительство ведется очередями. В этом случае для того, чтобы застроить квартал или микрорайон в несколько очередей, застройщику придется создавать под каждую отдельную очередь строительства новую проектную компанию, что вряд ли целесообразно.