Светлана Разворотнева, 1й зампред комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам
Рост задолженности по оплате услуг ЖКХ — прямое следствие крайне противоречивого и запутанного законодательства в этой сфере.
Действительно, существует много примеров, когда управляющие компании задолжали ресурсникам и долги выплачивать не торопятся. А в некоторых случаях и вовсе банкротятся, чтобы деньги не отдавать. Ни ужесточение штрафных санкций за долги по коммунальным ресурсам, ни введение лицензирования ситуацию не исправили. Но зачастую управляющие организации сами являются заложниками ситуации. Собирая плату за коммунальные ресурсы, они вынуждены компенсировать ресурсникам «выпадающие доходы», т.е. долги физических лиц. При этом единственный источник этой компенсации — средства, собранные за содержание и текущий ремонт. То есть действующее законодательство толкает управляющие организации на финансовые махинации и нарушения действующих законов и договора управления.
Большинство экспертов уверены, что решением этой проблемы могло бы стать принятие закона «о прямых договорах», позволяющее потребителям ЖКХ-услуг заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Однако после двух с половиной лет обсуждения законопроект, похоже, окончательно «забуксовал» в недрах правительства.
Еще одна застарелая проблема связана с ответственностью граждан-неплательщиков. Даже если суд признал существующую задолженность, не факт, что ее удастся взыскать. Службы судебных приставов такие решения, как правило, «отрабатывают» вяло — долги копеечные, а возни много.
Серьезным стимулом в борьбе с неплательщиками могла бы стать продажа квартиры за долги. Однако против такой меры решительно возражают различные «защитники народа». А расплачиваются за популистские решения добросовестные плательщики, поскольку в конечном итоге накопившиеся долги распределяются между ними. Что характерно, бедные люди — как правило, самые добросовестные плательщики. Ведь при наличии долга невозможно получить субсидию на оплату ЖКУ. При этом, согласно данным социологических опросов, самые распространенные типы неплательщиков — это либо «асоциальные элементы», либо владельцы инвестиционного жилья, хорошо понимающие, что при нынешнем законодательстве их никто не заставит платить долги.
Безусловно, ужесточение ответственности позволит отчасти решить проблему неплатежей. Это подтверждает опыт других стран. Однако рост числа неплательщиков говорит о том, что у неплатежей есть еще и другая, экономическая, причина. Постоянный рост платежей за ЖКУ тяжело давит и на семьи со средним достатком. Треть обращений в общественные приемные сети общественного контроля в ЖКХ посвящена вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. И вопросы касаются не только роста платежей, но и абсолютно непрозрачной системы начислений.
Самым эффективным способом снижения платежей является модернизация жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрение тотального учета и контроля — инструментального, с помощью современных приборов учета, а не через принятие ограничивающих решений различными чиновниками. Сегодня россияне во многом платят не за коммунальные ресурсы, а за воровство и «утечки».
На мой взгляд, решение проблемы неплатежей невозможно также без серьезной поддержки со стороны бюджетов различных уровней и, конечно, без максимально честной позиции со стороны власти. Не только ограничивать и требовать, но помогать и развивать. И самой демонстрировать образцы платежной дисциплины. Сегодня же серьезные должники в сфере ЖКХ — это зачастую органы власти различных уровней. Причины неплатежей со стороны органов местного самоуправления и местных бюджетных учреждений еще понять можно: состояние большинства местных бюджетов можно охарактеризовать как критическое. Но вот когда в числе крупнейших должников у нас появляется Министерство обороны, этому вообще нет никаких объяснений.
Честность, системный подход и масштабная модернизация — вот три кита, на которых может быть построена эффективная борьба с неплатежами в сфере ЖКХ.