Павел ГОРЯЧКИН, Союз инженеров-сметчиков
Информационное моделирование зданий (BIM-технологии) — это метод, который сейчас активно внедряется во многих странах мира. Без системы управления стоимостью проекта (то есть управления затратами), адаптивного финансового расчета, о полноценном BIM не может быть и речи.
Ведь это не просто наглядная 3D картинка. Главная задача на стадии управления стоимостью проекта (а это уже осуществляется на уровне 5D) — получить достоверную оценку затрат, в том числе и эксплуатационных. Если эта оценка строится на недостоверных государственных нормативах, то она сама не будет достоверной.
Как бы то ни было, за этими технологиями будущее. В конце концов, базу мы рано или поздно сделаем. А вот форматы, алгоритмы, протоколы построения и регламентация (стандарты) основных процессов моделирования и взаимодействия всех участников инвестиционно-строительного процесса через BIM, формирование общей культуры информационного моделирования — все это нужно внедрять уже сейчас!
Я уже не говорю о необходимости грамотной, хорошо продуманной и целенаправленно реализуемой государственной политики в этой области.
Возможно ли в настоящее время в России с помощью BIM-технологий определить сметную стоимость конкретного объекта? Да, уже сегодня на отечественном рынке стали появляться подобные системы. Если раньше системы 3D проектирования и программные комплексы сметных расчетов развивались, как правило, независимо друг от друга, то сейчас возможно их объединение в BIM-системе.
Если говорить максимально упрощенно, то для этого цифровое информационное описание каждого конструктивного элемента необходимо трансформировать в объемы работ, а их в свою очередь — сопоставить со сметными нормами и расценками почти в автоматическом режиме.
Составить так называемую ведомость объемов работ возможно и сейчас с помощью практически любой программы трехмерного проектирования. А вот их стоимостная оценка — это самая большая проблема. Цены на строительные ресурсы (материалы, изделия и конструкции, стоимость эксплуатации машин, оплата труда и т.д.) изменяются и зависят от многих параметров и условностей. При этом показатель самого физического объема работ остается, как правило, неизменным.
Позволит ли BIM поставить прочный заслон на пути воровства при ценообразовании и составлении строительной сметы? Сегодня высказываются мнения о том, что BIM исключает человеческий фактор и не позволяет умышленно заложить в смету необъективные данные. В качестве аргумента приводится тезис о том, что BIM основан на открытости и прозрачности всех данных, и, например, исказить объемы работ или вписать ненужные работы здесь уже будет проблематично.
В принципе, так оно и есть. Но в большей степени это, все-таки, относится опять же к физической составляющей — составу и объемам работ. А вот что касается их стоимости, то здесь мы пока упираемся в несовершенство и недостоверность самих ценовых показателей конкретных строительных ресурсов. Однако, по мере реформирования самой системы ценообразования, все преимущества BIM станут очевидны.
Применение BIM-технологий приведет к перераспределению и появлению новых трудовых функций и, соответственно, потребует новых знаний и умений специалиста по ценообразованию. При этом профессия инженера-сметчика не умрет, а, наоборот, получит дальнейшее развитие и останется чрезвычайно важной и востребованной на рынке.
Ведь BIM — это лишь новый инструмент в руках грамотного специалиста, его конкурентное преимущество. И сметчики здесь ничем не отличаются от инженеров-проектировщиков. Разве системы автоматизированного проектирования привели к отмиранию профессии? Нет, конечно. Идет естественный процесс развития средств производства.
Так что и проектировщики, и мы, сметчики, еще долго будем нужны строителям.