13:30Чтобы построить ФОК в Кашире снесли аварийный клуб им. Ленинского комсомола

12:00Дольщикам выплатят компенсации вне зависимости от вклада застройщика

12:00Патрушев указал на недостаточное развитие коммунальной инфраструктуры Карелии

11:00Как изменится Солнечногорск в 2020

11:00"Россети" подключили к электросетям станцию МЦД-1 "Славянский бульвар"

10:20Новый переход свяжет Бутырский и Беговой районы столицы

10:17За два года архитектурный макет Москвы на ВДНХ посетили более 640 тысяч человек

10:00Банк ДОМ.РФ снижает ставку по «Семейной ипотеке»

16:00Госдума поддержала штрафы для бизнесменов за самовольную перепланировку

15:30К музыкальной школе в Балашихе пристроят новый концертный зал

14:00На проблемном ЖК Sky House в центре Москвы возобновят работы

13:10Сокольническую площадь благоустроят

12:30Политехнический музей в Москве откроют в 2020

11:30Зафиксированы новые тренды для однокомнатных квартир в Москве

11:22В Выхино-Жулебино построено здание храма в честь Сретения Господня

Статус главного архитектора надо повышать. Но как именно?

logo russianconstruction.com
Статус главного архитектора надо повышать. Но как именно?
Поисковые теги: Источник фото:

Тимур АБДУЛЛАЕВ, главный архитектор Екатеринбурга




Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В последнее время снова активно обсуждается вопрос усиления роли главного архитектора в регионе. На днях министр строительства и ЖКХ РФ  Михаил Мень на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам попросил премьера Дмитрия Медведева проработать этот вопрос уже на уровне правительства. Считаю, вопрос поднят очень правильно и своевременно.

Сейчас у нас во многих муниципалитетах основные градостроительные полномочия переданы на уровень субъекта. А роль главного архитектора порой больше представительская. Чем сегодня занимается главный архитектор в муниципалитете? В основном просветительской деятельностью, направленной на популяризацию архитектуры как таковой и внедрение в умы «правильных» градостроительных принципов.

Мы, конечно, пытаемся качественно выполнять свою работу, несмотря на нехватку полномочий. Например, у себя в Екатеринбурге разработали новое положение об архитектурном облике города. Теперь застройщику необходимо согласовывать с архитекторами общий вид строящегося объекта. Помимо этого положение регламентирует сохранение внешнего облика существующих зданий через согласование паспорта фасадов.

Но это, скажем, те законодательные инициативы, которые в Екатеринбурге были предприняты и реализованы вопреки, а не благодаря существующему градостроительному законодательству.

Еще одна стратегическая проблема, на мой взгляд, заключается в том, что в большинстве российских городов главный архитектор города, муниципалитета чаще всего не является начальником городского департамента архитектуры и градостроительства. Руководителями этого ведомства, как правило, назначаются любые люди — юристы, экономисты, строители, но не архитекторы! Почему так?

Объяснение здесь очень простое. В своих взаимоотношениях с архитектурным сообществом строительное лобби, в первую очередь, соблюдает собственные бизнес-интересы. Архитектор же (если он, конечно, профессионал) обязан думать не только и не столько о коммерческой выгоде и капитализации застройщика, сколько о том, как то или иное здание будет выглядеть в ткани города. Не испортит ли оно исторический вид? Не разрушит ли гармоничную застройку прилегающего района? И что приобретет город в целом и его жители при возведении тех или иных объектов.

То есть интересы архитектора и застройщика порой кардинально расходятся. Поэтому иметь начальником департамента архитектуры главного архитектора города не всегда удобно. А в итоге сегодня мы имеем большие пробелы в градостроительном законодательстве. Представьте, в действующем Градостроительном кодексе ни разу не упоминается слово «архитектура». А ведь это основной документ, который регулирует в стране архитектурную деятельность.

Главный архитектор в регионе сегодня, увы, лишен очень важных и нужных полномочий, эффективных механизмов контроля строительного сектора. Это выдача разрешений на строительство. Подготовка и выдача градпланов. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Всех этих рычагов воздействия на конечный результат — эстетику городской среды — у главного архитектора зачастую нет! 

К тому же нынче принято стало считать, что градостроительная деятельность не является деятельностью архитектурной: это, мол, что-то третье, что должны осуществлять какие-то специальные градостроители. И такое «метание в умах» влечет большие проблемы. Между тем не секрет, что самые серьезные ошибки в развитии городов происходят на градостроительном уровне, а не на уровне объектного проектирования. И такие ошибки потом невозможно поправить десятилетиями.

Многие сейчас поднимают вопрос о переподчинении главного архитектора губернатору. Думаю, это все-таки излишне. Считаю, что определение архитектурного облика муниципалитетов — это уровень местного самоуправления, а в ведении губернатора находится целый регион. Здесь, скорее, есть необходимость наделения главных архитекторов полномочиями внутри муниципальных образований и придания им определенного независимого статуса, который позволял бы им честно работать, защищая качество архитектуры, а не просто наблюдая со стороны за процессом застройки города.  

Где это должно быть закреплено? Да в том же Законе об архитектурной деятельности, который давно обсуждается. Думаю, что соответствующие поправки необходимо внести и в Градостроительный кодекс.

Пока же получается, что главный архитектор, утвердив на бумаге правильное, хорошее и красивое здание или сооружение, совершенно не может контролировать все, что будет происходить с объектом дальше.



Похожие публикации


Advertisement

Партнеры