14:32Здание института Склифосовского в Москве якобы грозятся взорвать

14:05Доступ на Соборную площадь Кремля ограничат из-за праздников

13:48Три участка земли под жилую застройку в Нахабино выставят на торги

13:20Детские площадки на западе Москвы обустроили за счет платных парковок

12:54Последние 12 елочных базаров разыграют на аукционе в Москве

11:5128-метровый МФК площадью 7,000 кв.м могут построить на востоке Москвы

11:27Уникальный крытый стадион «Олимп» построили в Москве

10:36За сколько можно арендовать «однушки» и «двушки» на Новый Год в Москве

09:58Стали известны подробности первого запуска спутника на ракете «Тополь»

08:56Вдовий дом в Лефортове заиграл розово-белыми цветами после реставрации

20:10Движение трамваев на Рощинском проезде восстановят после ремонта путей

19:50Путин не исключил строительство «Турецкого потока» через Грецию

17:13Новый корпус антидопинговой лаборатории МГУ откроют через неделю

16:44Северный речной вокзал отреставрируют в «визитную карточку Москвы»

16:01Усадьбу XVIII века в Басманном районе начали готовить к реставрации

Зодчество 2018: учимся выговаривать приставку «РЕ»

logo russianconstruction.com
Зодчество 2018: учимся выговаривать приставку «РЕ»
Поисковые теги:

В московском Манеже завершился Международный архитектурный фестиваль «Зодчество-2018». По сути, это возобновление старейшего архитектурного форума – на новой площадке, с новыми проектами и новыми героями.


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Катакомбный? Признанный

В этом году архитектурное «Зодчество» совпало с интереснейшей выставкой «Сокровища музеев России», которая проходила в главном зале Манежа. Выставка суперпопулярная, на нее стояли очереди. Но вот что удивительно, пространство на «минус первом» этаже, где разместилась экспозиция «Зодчества» - буквально с первого дня выглядело ничуть не менее оживленным.

И хотя некоторые архитекторы, решив в «бочку» восторгов по поводу посещаемости добавить «ложечку» иронии, окрестили этот фестиваль «катакомбным» – мол проходит он, в прямом смысле, в подвале Манежа – думается, ирония эта была вовсе незлой. Скорее, добродушное «ворчание мэтров».

О том, что фестиваль с каждым разом набирает обороты, растет и качество представленных работ, говорил на открытии «Зодчества-2018» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Сергей Олегович привел интересный факт: в шорт-лист крупнейшего архитектурного события, Всемирного фестиваля архитектуры-2018 (WAF), который пройдет в этом году в Амстердаме, на этот раз вошло 13 проектов от России. Это говорит о том, что идет процесс активного признания российской архитектуры на мировом профессиональном рынке.

Архитектурная составляющая сегодня крайне важна и для столицы – эту мысль еще раз подтвердило появление на церемонии открытия «Зодчества» заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина. Марат Шакирзянович не преминул озвучить впечатляющую цифру: Москва, по версии одного из авторитетных рейтинговых агентств, сегодня находится на 6-м месте среди 175 городов мира по комфортности проживания. В этом, безусловно, есть и заслуга архитекторов, которые здесь работают.

Реконтекст: питерская «Бутылка», сибирское барокко и ростовский Левбердон

Идею нынешнего фестиваля его кураторы Владимир Кузьмин и Влад Савинкин определили как «Ре-контекст». Главным смысловым акцентом стала приставка РЕ-. Как считают кураторы, Ре-процессы составляют сейчас львиную долю того, что происходит в российской архитектуре. Собственно, московская реновация тоже сюда вписывается.

И хотя авторы концепции определяют выставку как сугубо креативную, «преемственность» с предыдущими «Зодчествами» здесь, на наш взгляд, четко прослеживается. Взять хотя бы один из недавних фестивалей «Зодчество», который проходил на Трехгорной мануфактуре и был посвящен преобразованию пространства, его переосмыслению, приданию ему новых функций. Тогда одной из главных задач для архитекторов стало преобразование самой Трехгорки, возвращение к жизни деградирующих территорий и цехов этого старейшего промышленного предприятия. Но возвращение уже в другом качестве – как арт-кластера, торговой площадки, развлекательного центра.

В этом смысле «Зодчество» образца 2018 года – еще один шаг в направлении ре-витализации, ре-новации и ре-конструкции. На фестивале было развернуто около десятка кураторских проектов, и чуть ли не все они с приставкой «РЕ».

Кроме того, свои стенды представили все крупные регионы – Краснодар, Тюмень, Хабаровск, Иркутск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сахалин, Москва и Московская область и т.д. Каждый из этих регионов по-своему рассказал о том, как он представляет себе «ре-контекст» - возвращение к старому и переосмысление его на новом уровне.

В Тюмени и Тобольске, например, наряду с новым строительством, активно реконструируются старые деревянные здания. Как нам рассказали на стенде, сейчас в регионе насчитывается более сотни деревянных объектов культурного наследия. Они приводятся в порядок, часто силами частных инвесторов, а затем используются в новом качестве. В таких зданиях местные предприниматели охотно арендуют офисы – привлекает здоровая экология. Кроме того, в Сибири с замечательным мастерством восстанавливают уникальные каменные храмы в стиле «сибирского барокко».

Краснодар привез на «Зодчество» целый макет центральной части города. Это будущее Краснодара, его генеральный план. Пока здесь колоссальное количество частного сектора – значительные площади застроены одноэтажными домами. Но нужно развиваться. В новом генплане учтено все: и новое строительство, и исторические здания, которые нужно сохранить. Это, безусловно, ре-контекст: новый город, который должен возникнуть в границах старой застройки.

Ростов-на-Дону напомнил о тех «благоустроительных» мероприятиях, которые были проведены на левом берегу Дона (местные жители называют его Левбердон) к ЧМ-2018.

Санкт-Петербург показал примеры реновации заброшенных, неразвивающихся территорий. Это площадка теперь уже на весь мир известной Новой Голландии – комплекса старых зданий, приспособленного под выставки, рестораны, кафе, прогулочные зоны. Особенно прославилась так называемая «Бутылка» – кирпичное здание круглой формы. После реставрации бывшая тюрьма превратилась в популярнейшее место времяпровождения петербуржцев.

Чуть менее известные, но не менее интересные территории Питера - завод Севкабель и Лахта, которые сейчас также активно благоустраиваются, приобретают новый функционал.

Необитаемые архитектоны

В основу устройства самой экспозиции фестиваля в этом году положена идея так называемых архитектонов. Архитектон – это супрематическая архитектурная модель, которую в 1925-м году придумал Казимир Малевич. Объемные композиции включают в себя геометрические фигуры, которые врезаются друг в друга под прямым углом. Художник определял эти конструкции, как архитектурные формулы, с помощью которых можно делать современную архитектуру.

— Почему мы выбрали архитектоны, — объясняет Владимир Кузьмин, – Кроме того, что они выразительны сами по себе, они задают определенную ось движения вдоль всей экспозиции фестиваля. С одной стороны, это архетипическая форма современного искусства и дизайна, а с другой – форма общеизвестная, популярная, простая в изготовлении и экономически не слишком затратная.

Над конструкцией самих архитектонов на этот раз – вслед за классиками авангарда – колдовали студенты кафедры средового дизайна МАРХИ.

Предполагалось, что архитектоны будут «обитаемы», в них разместятся кураторские проекты: презентация журнала «Проект Россия»; проект кафедры дизайна архитектурной среды МАРХИ «Альфа и Омега средового творчества»; ретроспектива «РЕ-Зодчество:2006-2012-2018»; «РЕ-школа» Наринэ Тютчевой; «Ре-Крым» – экспозиция Алексея Комова, исповедующего так называемый тактический урбанизм и меняющего среду с помощью «камерных» построек из дерева; и, наконец, «РЕ-гломерация» Ильи Заливухина, пропагандирующая агломерационный путь развития городов.

Презентации разместились. А вот «обитаемости», по крайней мере, в первый день фестиваля, увы, не случилось. Большую часть времени архитектоны «скучали» в центре зала – народ активно пытался их обойти, совершая то самое волнообразное движение и мельком взглянув на саму экспозицию.

«Жил», пожалуй, один архитектон, где спикер делился своим видением развития городской среды, активно разрисовывая лист за листом таинственными кругами и линиями. Слушали его, правда,  с большим интересом.

Тем не менее, главной «осью» фестиваля, архитектоны, все же стали, определив ключевые понятия нынешнего «Зодчества» (РЕ-акция, РЕ-форма, РЕ-город, РЕ-гломерация, РЕ-промышленность и т.д.). По ним – как по ключевым словам в интернете - гости ориентировались в сложно организованном выставочном пространстве.

Уже по традиции, на фестивале были развернуты большие экспозиции конкурсных работ: маститых архитекторов, архитекторов начинающих, студентов архитектурных вузов и колледжей, детская выставка.

Среди студенческих проектов порадовала масса креатива, смелых форм, необычных цветовых решений. Музей рыбы в Ростове-на-Дону, например, или авангардный Салон красоты в городе Йошкар-Ола. Той же профессиональной смелостью отличались проект реновации мукомольного завода, превращенного в Детский центр науки и техники; жилая многоквартирная структура «Сон в красном тереме»; студенческий центр в кампусе Северо-восточного университета в городе Якутске; крытый город с микроклиматом «Ураан Хай» в поселке Нижний Бестях в республике Саха и так далее, и так далее.

А вот работы маститых авторов «брали» в первую очередь, простотой форм, выверенностью, продуманностью всех элементов. Может быть, так и должно быть: у молодых архитекторов – креатив, у маститых и признанных – опыт и выверенность в каждой детали. Правда, когда это совмещается, получаются гениальные произведения.

Хрустального Дедала получила архитектура Русского Севера

На церемонии награждения победителей «Зодчества-2018» вице-президент Союза архитекторов России  Виктор Логвинов заметил, что в конкурсной части фестиваля обычно очень эффектно выглядит номинация «Проекты» - то, что еще не реализовано. Но в этом году, на удивление, ярко смотрелась номинация «Постройки». Масса уже реализованных зданий вполне претендовала (и получила!) Золотые и Серебряные дипломы «Зодчества-2018».

Больше всего ценных призов собрало архитектурное бюро «ASADOV». Андрей Асадов, ведущий архитектор бюро и сын «архитектурного мэтра» Александра Асадова, не уставал подниматься на сцену за наградами. Терминал аэропорта в Перми, частный дом в Подмосковье, торгово-общественный центр «Океания», спорт-парк и, наконец, инновационный медицинский центр в Сколково – все это проекты бюро, выполненные за последние несколько лет.

— Пока мы были кураторами (а Андрей и Никита Асадовы – бессменные кураторы нескольких предыдущих «Зодчеств» – прим. авт.), мы не имели возможности выставляться со своими работами. Зато сегодня решили выставить все! – объяснил Андрей Асадов, поднявшись на сцену за очередным дипломом.

Заметим, что реализованный проект Медицинского центра в Сколково авторы повезут на международный архитектурный фестиваль WAF – проект вошел в шорт-лист фестиваля.

Любопытно, что высшую премию «Татлин» в номинации «Проекты» в этом году получило мало известное бюро из Воронежа. Жюри пленил проект небольшого по размеру строения – Центра современного искусства в городском парке «Орленок». Авторы проекта – консорциум АБ_Роман Пупавцев+архитектор Елизавета Коровина.

За наградой, чуть смущаясь, вышли совсем еще молодые ребята, похоже, только что со студенческой скамьи.

— Этот проект дорог для нас. Но, к сожалению, его пришлось «положить в стол». Он пока не планируется к реализации. Но те находки, которые у нас были в этом проекте, мы обязательно используем в других работах, — пообещал Роман.

Самую главную награду фестиваля – Хрустального Дедала – на этот раз получил архитектор из Санкт-Петербурга Михаил Мамошин (ООО «Архитектурная мастерская Михаила Мамошина») за очень необычный и красивый проект застройки пешеходной набережной Северной Двины в Архангельске. Здания эффектной ассиметричной формы словно плывут над рекой. Весь комплекс напоминает то ли кусочек скандинавского города, то ли стилизованный старый порт.

— Этим проектом я отдал дань поим предкам-поморам, — рассказал «Строительству.RU» Михаил Мамошин. — Здесь я попытался поразмышлять о северной идентичности. До Санкт-Петербурга «окном в Европу» был Архангельск. Именно он активно торговал со всей Северной Европой, Голландией. Отсюда близкие русскому Северу скандинавские, голландские мотивы. А еще, создавая свой проект, я думал о мощных кораблях, построенных из строевого леса, массивных кусках льда, неброской северной природе. Отсюда все эти образы.

Надо заметить, что еще пару десятилетий назад набережная Северной Двины имела совершенно заброшенный вид. Новая архитектура подарила ей новую жизнь.

В завершающий день фестиваля многие говорили о том, что «Зодчество» – это то событие, на которое ты, получается у тебя или нет, – но обязательно должен приехать! Из Хабаровска, Тюмени, Владивостока, Сочи, Симферополя. Должен, если ты уважающий себя архитектор, если ты профессионал. Потому что именно на «Зодчестве» рождается то новое, что становится потом современной российской архитектурой.

Елена МАЦЕЙКО



Похожие публикации


Партнеры