14:04В Москве сократились сроки регистрации прав и кадастрового учета недвижимости

13:33Более 500 дольщиков ЖК «Кирова, 17» получили ключи от квартир

12:46Корпуса второй очереди ЖК «Дивное» получили разрешение на ввод в эксплуатацию

10:51Трамвайное депо имени Н.Э. Баумана в районе Ростокино реконструируют

09:50Заключен договор на строительство терминала аэропорта Минеральные воды

09:43Новый подземный переход появится между станцией «Каховская» БКЛ метро и станцией «Севастопольская»

09:27Выдано разрешение на строительство дорожного участка для новых кварталов в районе Филёвский парк

18:35Участок реки Дим расчистят в Амурской области

16:2232 здания ввели в эксплуатацию в Московской области

15:33С амфитеатром и скалодромом — школу на 1650 мест построят в ЖК «Прибрежный парк»

11:45В трех районах СВАО отремонтируют трамвайные пути

10:59Новостройку по реновации введут в следующем году в Люблино на Совхозной улице

10:00На строительство синхротрона «СКИФ» в Сибири выделят еще 19,6 млрд

09:01Общественники осмотрели новостройку по программе реновации на Осташковской улице

17:26Донстрой провел мероприятие с Бауманской инженерной школой № 1580

Фестиваль «Зодчество-2017»: архитектурная небрежность — это наш национальный бренд?

logo russianconstruction.com
Фестиваль «Зодчество-2017»: архитектурная небрежность — это наш национальный бренд?
Поисковые теги: Источник фото:

На фестивале «Зодчество-2017» обсудили понятие качества в отечественной архитектуре. Оказалось, каждый понимает его по-своему.

Скажем сразу, нынешний фестиваль «Зодчество» не стал поражать какими-то радикальными идеями, которые мы наблюдали на предыдущих фестивалях. Вспомним яркую экспозицию, посвященную русскому авангарду 20-х годов прошлого века, и увлекательный разговор о судьбах памятников русского конструктивизма («Зодчество-2015»). Или кейсы городских практик в проекте «Живые города» («Зодчество-2014»). Или «Зодчество» прошлого, 2016 года, которое проходило в неотапливаемых цехах Трехгорки — Трехгорной мануфактуры.

Архитекторы тогда совместными усилиями постарались помочь старейшему предприятию обновиться: стать не только фабрикой, но и востребованным общественным пространством.

Чему была посвещена программа фестиваля «Зодчество» 2017

Фестиваль этого года по традиции прошел в респектабельном Гостином дворе. Было тепло, светло, много ярких и красивых стендов. Но не оставляло ощущение какой-то недосказанности, недоговоренности. Возможно, ощущение это складывалось из-за расплывчатости самой цели мероприятия. Да и тема фестиваля звучала слишком уж обще — «Качество сейчас».

Фестиваль Зодчество 2017 прошел в Гостином дворе

 

Несколько снизило эффективность фестиваля и то, что сразу три значимых события архитектурного года наложились друг на друга: практически одновременно прошли «Зодчество» и «Форум 100+» в Екатеринбурге, посвященный высотному строительству. Чуть не совпала с фестивалем и большая конференция по школьному строительству Build School. Возможно, в будущем разумнее было бы все-таки разводить по времени события такого масштаба, чтобы все, кто их хотел посетить, смогли это сделать.

 

Яркая дискуссия авторитетных российских архитекторов

Справедливости ради заметим: «заглавная» дискуссия, посвященная качеству отечественной архитектуры, на которую были приглашены авторитетные российские архитекторы, все же удалась. Более того, стала, пожалуй, одной из самых заметных на фестивале.

Случилось это, кажется, совершенно неожиданно, потому что вначале участники втихомолку ворчали: «Архитектура — это и есть качество, мы пришли поговорить о космосе», «Это тема, которая, скорее, напрягает», «А более широкой постановки вопроса нельзя было придумать?»

Тем не менее, разговорившись, наши умницы-архитекторы вдруг стали выдавать такие философские откровения, что слушатели еле успевали увековечивать их в своих блокнотах.

Яркая дискуссия авторитетных российских архитекторов на фестивале Зодчество-2017

 

— Россия — уникальная страна по своей безалаберности, неумению обустраивать свои российские просторы. И с этим сложно что-то сделать, — рубанул с плеча Сергей Скуратов (бюро «Сергей Скуратов Architects»). — Как научить безалаберную Россию стать интеллигентной Европой? Задача почти невыполнимая.

И все-таки, по мнению Сергея Скуратова, каждый архитектор на своем месте должен работать на эту задачу, быть таким «индивидуальным борцом». Правда, как оговорился Сергей, вместо того чтобы тратить энергию на проект, придется тратить ее на то, чтобы научить нашего человека жить красиво: в красивых домах, красивых квартирах, в красивом ландшафте.

 

И. Мукосей: «Наша небрежность — это поэтизация российской неустроенности, выраженная в архитектуре!»

 

— Наша сильная сторона — это сам проект, интересное по форме решение, а вот исполнение порой подводит. Строим мы довольно неряшливо. До той же Скандинавии или Германии, где идеальное прилегание кирпичика к кирпичику, стыка к стыку, нам пока далеко, — размышляли гости-архитекторы.

— Но это и не страшно, — неожиданно вмешался в ход дискуссии архитектор Илья Мукосей (архитектурная студия «ПланАР»). — Почему бы не считать это нашей фишкой, нашим ноу-хау и даже, не побоюсь этого слова, достоинством? Ну да, вот такие мы. Но в некоторой небрежности тоже есть своя прелесть. Почему бы не принять это как наше национальное своеобразие, в пику педантичности и головокружительной аккуратности тех же немцев? Наша небрежность — это поэтизация российской неустроенности, выраженная в архитектуре!

Мнение архитектора Ильи Мукосея о качестве отечественной архитектуры

 

Ю. Борисов: «Обратите внимание на Парящий мост в парке “Зарядье”! Красивая идея, но бетон отлит криво. Ну и что? Если присмотреться к Кремлю, там кладка тоже в пузырях. Главное в чем? В гармонии!»

 

Андрей Асадов, куратор нынешнего «Зодчества», согласился, что не все так трагично. Можно выработать алгоритм, который сработает на качественный результат. И даже «накидал» несколько идей по этому поводу. Нужно: а) найти неубиваемую идею, которую сложно испортить; б) обсудить эту идею с участниками процесса, показав им выгодность качественных решений лично для каждого из них; в) отслеживать процесс реализации, допуская мягкие компромиссы.

Как улучшить качество отечественной архитектуры

 

По мнению руководителя архитектурного бюро UNK project Юлия Борисова, качество — это то, что каждый архитектор понимает по-своему. Для студентов это хороший эскиз, для молодого архитектора — залихватский фасад, для архитектора опытного — качественная организация объекта в пространстве.

— Обратите внимание на Парящий мост в парке «Зарядье», — призвал архитектор. — Красивая идея, но бетон отлит криво. Ну и что? Если присмотреться к Кремлю, там кладка тоже в пузырях. Главное в чем? В гармонии!

 

Дело не в кварталах и не в полицентричности

Обсуждение исследования «Идеальный город», презентованного на фестивале ЗодчествоДостаточно любопытным — и тоже неожиданным по результатам — оказалось и обсуждение исследования «Идеальный город», презентованного на фестивале.

Авторы исследования попытались изучить четыре города, которые традиционно находятся на высоких позициях в рейтинге успешности городов: Вену, Мельбурн, Ванкувер и Сингапур. Задачей исследователей было понять: что делает город успешным, а его жителей — счастливыми.

Изучались такие параметры, как плотность населения, транспортная доступность, озелененность, количество общественных пространств и так далее.

Исследователи пришли к неожиданным выводам. То, что сегодня поднимается на щит нашими доморощенными урбанистами, в большинстве случаев не играет никакой роли.

Ну, например, полицентричность. Москва сегодня стремится сформировать много центров общественной активности. Оказалось, в успешных городах особой полицентричности как раз и не наблюдается: вся деловая, культурная, социальная жизнь традиционно сосредоточена в центре города.

Или вот желание пересадить всех на общественный транспорт. Оказывается, отказ от личного транспорта — это тоже не определяющий показатель «продвинутости» города. В Сингапуре, например, 90 % населения ездит на личном транспорте.

Возьмем наше последнее увлечение кварталами. Город взял уверенный курс на квартальную застройку вместо преобладающей микрорайонной. Исследование Вены, например, показало, что в городе присутствует смешанная застройка: есть и кварталы (которые здесь вовсе не преобладают), а есть и открытые комплексы, построенные по принципу микрорайонов.

Отсутствие или наличие четких границ у города тоже не работает на понимание того, что для города есть хорошо. В Мельбурне их, например, вообще нет, а Сингапур обладает четко выраженными границами (он расположен на острове).

Таким образом, исследователи выяснили «комплект» факторов, которые не влияют или слабо влияют на высокое положение города в рейтинге.

Жаль, из исследования пока не ясно, а от каких же факторов успешность города зависит? Очевидно, это предмет следующих изысканий. 

 

Реновация: надо ли советоваться с жителями

Как известно, не так давно был объявлен конкурс на лучший проект по программе реновации московских пятиэтажек.

В рамках фестиваля выступили руководители творческих коллективов, которые трудятся над проектами реновации в пяти районах Москвы: Головинском, Хорошево-Мневниках, Царицыно, Проспекте Вернадского и Кузьминках. Есть результаты.

— Главная идея нашего проекта — полное погружение в территорию проектирования, — поделился своими мыслями участник конкурса, один из руководителей консорциума «I — Renovation» Юрий Шередега. — Наш участок — пятиэтажки, буквально утопающие в зелени. Мы планируем весь этот зеленый каркас включить в проект. Должен получиться такой обитаемый лес.

Своими мыслями поделились участники конкурса на фестивале Зодчество-2017

 

Как рассказал Юрий Шередега, участок проектируется по новым технологиям: архитекторы решили отказаться от ГАПов и собрать персоналии: лучшего по дендрологии, лучшего по транспорту, лучшего по ландшафту.

Любопытно, что эта команда в ходе работы тщательно изучала общественное мнение, активно работала с жителями.

— На общественные слушания мы шли с большими опасениями, думали: ну вот, нас сейчас разобьют в пух и прах, — продолжает Юрий Шередега. — Оказалось, слушания — очень плодотворный процесс. Мы буквально погрузились в желания жителей и многое почерпнули от них по функционалу будущего района.

А вот группа Андрея Асадова в процессе проектирования «реновируемых» домов столкнулась с проблемой обновления фасадов уже существующих зданий. Ведь дома, в которые москвичи будут переселяться из пятиэтажек, построят там, где уже есть старая застройка. Ее неопрятный вид не должен испортить общую канву нового района.

Своими творческими наработками поделились также Юлий Борисов, Юлия Зубарик и другие.

Как известно, дома под реновацию будут проектироваться и строиться в очень сжатые сроки. Журналисты поинтересовались у авторов, удастся ли в такой спешке избежать упрощенного, типового проектирования?

— Навесные фасады сегодня дают большое разнообразие. Из современных панельных серий можно создать массовую, но хорошо выглядящую застройку, — ответил за всех Андрей Асадов.

Кстати, окончательные результаты конкурса будут известны в конце ноября. Проекты-победители презентуют на Санкт-Петербургском культурном форуме, который и примет эстафету от «Зодчества».

Елена МАЦЕЙКО

Проекты победители фестиваля «Зодчество-2017» презентуют в Санкт-Петербурге

 

Кстати:

В этом году на фестивале было развернуто 10 тематических смотров-конкурсов, самые основные — смотр-конкурс проектов фестиваля «Зодчество», смотр-конкурс работ студентов архитектурных вузов и колледжей, смотр-конкурс фестиваля московских архитекторов «Золотое сечение».

Проекты, которые больше всего запомнились:

— Коттедж «Футуролоид», запроектированный в Юго-Восточном Крыму (автор — Александр Скирда). Коттедж не имеет фундамента, крепится прямо к скале. Кроме того, здесь совершенно фантастические внутренние интерьеры.

— Небоскреб Whale family skyscraper (архитектурно-строительное бюро «Ингмар»), имеющий форму веретена. Небоскреб находится на плавучем острове и представляет собой замкнутую систему, которая подпитывается от энергии воды и солнца.

— Проект комплексной застройки квартала в микрорайоне «Прибрежный» в Нижневартовске (ООО «Барельеф»). Совершенно неожиданная для далекого северного города величественная, имперская архитектура.

— Многофункциональный комплекс с включением доступного жилья в Нью-Йорке (автор — Анна Вылегжанина, студентка МАРХИ). Удивительная для молодого специалиста мастеровитость и способность вписать новый объект в практически «открыточный» нью-йоркский ландшафт.

 

— Медиацентр в Нижнем Новгороде (автор — Н. Манукян, 5-й курс, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет). Архитектура медиацентра буквально сливается с рекой и городом. Огромный медиаэкран становится реперной точкой и для тех, кто на реке, и для тех, кто на берегу.

— Концепция воссоздания пожарной каланчи по ул. Фрунзе в Самаре (Никита Грицевич, 1-й курс архитектурного факультета АСИ СамГТУ). Очень трогательный объект. Воссозданная каланча делает улицу живой, теплой, какой-то очень домашней.

— Гостиница на Мещерском озере в Нижнем Новгороде (НГАСУ, авторский коллектив — Е. Клишина, Е. Крыласова). Очень оригинальное пространственное решение в форме волны. Это тот случай, когда, как говорят архитекторы, пространство дышит.

— Музей России в Ростове-на-Дону. Состоит из нескольких блоков. Крыша напоминает то ли шумящую дубраву, то ли бурную реку. Очень экологичный проект.

 

Победители фестиваля «Зодчество-2017»:

Главная награда фестиваля — «Хрустальный Дедал» — присуждена коллективу из Санкт-Петербурга «Ингмар АСБ» за спортивно-развлекательный центр и яхт-клуб в Петроградском районе северной столицы, на острове Бычий.

Гран-при фестиваля в разделе «Проекты», Премию Владимира Татлина получила проектная группа «РИЕДЕР» за проект сохранения и приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Форт «Батарея Северная № 7», город Кронштадт.

Премия имени Сергея Киселева «Репутация» в этом году присуждена нижегородской «Творческой мастерской архитектора Никишина В. В.» и лично ее руководителю Валерию Никишину.



Похожие публикации




Реклама


Партнеры