12:33В Подмосковье построят производство упаковочных материалов

11:09Права дольщиков ЖК «Белый город» восстановят до конца 2023 года

10:53На улице Обручева построят офисный центр с эксплуатируемой крышей

10:03На улице Обручева построят офисный центр с эксплуатируемой крышей

09:36Девелопер построит и передаст городу школу и два детских сада на юге Москвы

09:00Дом по программе реновации введут в этом году в пяти минутах от станции МЦД «Сетунь»

17:30Строительство технопарка на Октябрьском поле завершится до конца 2024 года

17:01Лесозавод «Судома», входящий в состав лесопромышленного комплекса SHELON, запустил производство нового строительного материала — садового паркета из термодревесины. Мощности предприятия позволяют выпускать 3000 м2 та

15:20Айсен Николаев: Якутия занимает проактивную позицию в изучении вопросов изменения климата

15:05В Забайкалье потратят 1,3 млрд на строительство школы в Нерчинске

13:27В Тверском районе модернизируют трамвайные пути

12:25В районе Западное Дегунино ликвидировали незаконные пристройки

11:56В Дальнегорске построят водоочистную станцию за 501,2 млн

10:56Началась надвижка металлического пролетного строения эстакадного съезда с внутренней стороны МКАД на МСД

10:17В Марьиной роще появится общественное пространство для отдыха горожан

Закон об архитектурной деятельности: есть ли риск его «заболтать»?

logo russianconstruction.com
Закон об архитектурной деятельности: есть ли риск его «заболтать»?
Поисковые теги: Источник фото:

Архитектурная общественность ждет новый закон уже в следующем году.

Разговоры о необходимости нового закона об архитектурной деятельности идут давно. Связано это с резким падением статуса архитектора в общей системе архитектурно-градостроительной деятельности. Кроме того, давно и много говорится о неоправданном снижении роли главных архитекторов городов и муниципальных образований.

 

Можно ли еще исправить положение

Получается, что сегодня от архитектора мало что зависит. Он не участвует в приемке готового объекта — здесь все отдано на откуп заказчику. Он не может повлиять на градостроительную политику города в целом — этим управляют городские власти. Он лишен возможности строить за рубежом, потому что у нас нет международных договорных механизмов, обеспечивающих взаимное признание архитектурных квалификаций.

Буквально на днях в НОПРИЗ — Национальном объединении проектировщиков и изыскателей — на суд архитектурной общественности была представлена концепция нового закона «Об архитектурной деятельности», призванная исправить положение и, по возможности, наиболее полно ответить на современные вызовы в области архитектурного законодательства.

Большинство участников обсуждения отметили огромную работу, проделанную авторами концепции. А отзывы звучали больше «в плоскости позитива». Хотя была, конечно, и справедливая критика.

 

Утратил силу из-за многочисленных изъятий

Как известно, во Франции для возведения постройки, площадь которой превышает 150 кв. м, в обязательном порядке приглашают архитектора. В Италии без архитектора невозможно построить здание площадью более 400 кв. м. В России нормативов на этот счет нет, а жаль. Ведь даже в этих нормах косвенно просматривается роль архитектора в определении облика любого мало-мальски заметного населенного пункта.

В существующем у нас «Законе об архитектурной деятельности в РФ» такая роль если и видна, то очень слабо. Будучи прогрессивным 20 лет назад, этот закон сегодня утратил свою злободневность из-за многочисленных изъятий и купюр. По мнению многих, он малопригоден для решения ключевых проблем, связанных с деятельностью архитектора.

Именно поэтому архитектурная общественность решила не просто «взбодрить» старый закон, но кардинально его «реновировать». Давно пора менять, например, устаревшую практику организации проектного процесса: пока проектирование ведется, в основном, за счет комплексных государственных проектных организаций, схема работы которых была заложена еще в советское время.

Не новость и то, что сегодня происходит искусственное занижение необходимого количества стадий разработки и реализации проекта. А это напрямую ведет к снижению качества самих проектов.

 

Дело о статусе

Но наибольшее количество споров вызывает тема защиты титула (статуса) архитектора. Во-первых, нужно вспомнить о том, что это профессия, требующая высочайшей квалификации. Между тем законодательные механизмы ответственности архитектурного сообщества за профессиональную состоятельность его членов отсутствуют.

Член правления Союза архитекторов Санкт-Петербурга Владлен Лявданский, например, считает, что к специальным условиям приобретения статуса кроме высшего профессионального образования, стажа работы, успешного прохождения квалификационного экзамена, наличия полиса страхования профессиональной ответственности и членства в профессиональном объединении нужно отнести еще и обязательную стажировку, желательно в известных зарубежных бюро. И это также требует включения в закон.

Экс-глава Союза архитекторов России Андрей Боков в своем выступлении сделал акцент на том, что новый документ должен охватывать все архитектурные специальности: архитектора-реставратора, ландшафтного архитектора, архитектора-планировщика и так далее. Пока в этом вопросе разнобой. Кроме того, в законе нужно провести грань между архитектором и архитектором-дизайнером: потому что рисовать фасады, по мнению Андрея Бокова, — это не архитектура.

 

Не превратить в «пустую бумажку»

Академик, член РААСН Александр Кудрявцев, подчеркнув, что «…документ очень хороший и практически близок к идеальному», озаботился тем, как он будет реализовываться. Ведь не секрет, что многие хорошие законы в ходе реализации выхолащивались, превращались в «пустую бумажку». Надо сделать все, чтобы новый закон не постигла та же участь. А вот член Союза архитекторов России Алексей Комов заметил, что блок по поводу главных архитекторов пока явно слабоват, их права в новой концепции недостаточно защищены.

 

Михаил МЕНЬ: В самом сообществе архитекторов нет единой точки зрения, необходим ли отдельный закон об архитектурной деятельности или можно внести изменения в уже действующее базовое законодательство, в том числе в Градкодекс. Мы готовы к любому варианту. Но пока идет дискуссия, пока единого мнения нет даже у экспертного сообщества.

 

Коснулись и темы денег. Не секрет, что сегодня стоимость профессиональных услуг в области архитектуры искусственно занижается. А в Германии, например, есть прейскурант на услуги архитектора. По этому прейскуранту устанавливается нижняя планка цены, меньше которой архитектору платить не имеют права.

Все участники обсуждения подчеркнули, что с изменением законодательства нужно торопиться, по возможности интенсифицировать работу — иначе основная работа над документом перенесется на 2018 год, и процедура принятия затянется.

Пока, правда, нет единого мнения по поводу того, насколько масштабными должны быть законодательные новации. Недавно высказался по этому поводу и министр строительства и ЖКХ Михаил Мень:

— В самом сообществе архитекторов нет единой точки зрения, необходим ли отдельный закон об архитектурной деятельности или можно внести изменения в уже действующее базовое законодательство, в том числе в Градкодекс, — заметил министр. — Мы готовы к любому варианту. Но пока идет дискуссия, пока единого мнения нет даже у экспертного сообщества.

Между тем готовящиеся изменения, по мнению большинства, поистине революционны. В практике еще не было такой попытки всеобъемлющего решения крайне наболевших вопросов. Речь идет о защите архитектурной профессии, внедрении повсеместной конкурсной практики, встраивании в мировой архитектурный процесс. И затягивать с этими давно назревшими изменениями в законодательстве никак нельзя.

Ознакомиться с концепцией законопроекта «Об архитектурной деятельности» можно здесь.

Елена МАЦЕЙКО

 

ПРОЕКТНЫЙ ПЛАН

реализации Концепции проекта федерального закона «Об архитектуре»

№ п/п

Наименование мероприятия

Стадии реализации проекта в целом

Сроки

Результат

Ответственность

  1

Проведение анализа предложений по актуализации законодательства, подготовка концепции законопроекта

 

Разработка концепции законопроекта

Сентябрь—декабрь 2016 г.

Аналитический отчет, первая редакция концепции

НОПРИЗ (договор с исполнителем)

  2

 

 

 

 

 

Общественно-профессиональное обсуждение концепции законопроекта, организация стратегических сессий по архитектурной политике

Разработка концепции законопроекта

Январь—март 2017г.

Доработанная концепция, одобренная Общественным Советом при Минстрое России

НОПРИЗ (договор с исполнителем)

3

Разработка материалов комплексного обоснования законопроекта в составе целевой модели рынка профессиональных услуг (работ) в области архитектуры и градостроительства, отраслевой системы видов продукции (результатов работ, услуг) и компетенций в области архитектуры и градостроительства, комплексной оценки регулирующего воздействия разрабатываемых законодательных предложений, основанной на моделировании конкретных эффектов и последствий, связанных с их реализацией.

 

Разработка материалов обоснования проекта

Январь (февраль)— июль 2016 г.

Материалы комплексного обоснования используются при экспертизе, продвижении и реализации законопроекта

НОПРИЗ

4

Разработка законопроекта об архитектурной деятельности

 

Разработка законопроекта

Июль 2017 г.

Разработанный проект

НОПРИЗ с участием САР, РААСН, НАП

5

Общественно-профессиональное обсуждение проекта

Разработка законопроекта

Июль — август 2017 г.

Доработанный по итогам обсуждения законопроект

НОПРИЗ, с участием. САР, РААСН, НАП

6

Сопровождение экспертизы законопроекта в ИЗИСП при Правительстве РФ и ИГП РАН

 

Экспертиза законопроекта

Сентябрь 2017 г.

Доработанный с учетом экспертиз законопроект

НОПРИЗ, исполнитель

7

Сопровождение согласования законопроекта с заинтересованными ФОИВ и иными органами власти

 

Продвижение и принятие законопроекта

Сентябрь — ноябрь 2017 г.

Доработанный с учетом замечаний ФОИВ законопроект

Минстрой, НОПРИЗ

8

Сопровождение внесения законопроекта Минстроем России в Правительство РФ и прохождения Комиссии по законопроектной деятельности Правительства РФ

Продвижение и принятие законопроекта

Ноябрь — декабрь 2017 г.

Внесенный в Правительство и одобренный комиссией по законопроектной деятельности законопроект

В соответствии с планом законопроектной деятельности Минстроя России

9

Сопровождение внесения законопроекта в Государственную Думу ФС РФ и рассмотрение в первом, втором и третьем чтениях

Продвижение и принятие законопроекта

Декабрь 2017 г. — май 2018 г.

Внесенный в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона

 

10

Сопровождение рассмотрения закона в Совете Федерации ФС РФ и подписания Президентом РФ

Продвижение и принятие законопроекта

Декабрь 2017г. — май 2018 г.

Принятый, одобренный и вступивший в силу закон

 

11

Сопровождение разработки и принятия подзаконных НПА, направленных на реализацию положений принятого закона

Реализация принятого закона

Май — октябрь 2018 г.

Принятые НПА, реализующие положения федерального закона

 



Похожие публикации




Реклама


Партнеры