Мы продолжаем рассказывать о том, как архитектурная деятельность организована в различных странах, чтобы в преддверии принятия в России нового закона об архитектурной деятельности сравнить западный опыт с нашими реалиями. В ходе пресс-тура по Финляндии, организованного компанией Ruukki, журналистам из Москвы и Санкт-Петербурга удалось пообщаться на эти темы с главным архитектором HAMK Петтери ЛАУСТО.
С Петтери Лаусто мы познакомились во время презентации первого в Финляндии (а, говорят, и во всей Европе) здания коммерческого назначения с почти нулевым потреблением энергии, которое расположилось примерно в 100 км от Хельсинки на территории студенческого городка Университета прикладных наук HAMK в городе Хяммеенлинна. Это здание используется университетом, Центром листового металла HAMK и компанией Ruukki для исследований, разработок и учебных задач.
Г-н Лаусто, как главный архитектор предприятия, рассказал об особенностях энергоэффективных конструкций здания и решениях, позволяющих не только обеспечить низкие эксплуатационные издержки, но и оптимизировать строительные затраты.
По окончании мероприятия журналисты задали г-ну Лаусто несколько вопросов, не относящихся к теме презентации.
— Петтери, как организована архитектурная деятельность в Финляндии?
— Для архитектурного проектирования в Финляндии необходимо иметь достаточную квалификацию. Например, для проектирования здания типа того, что мы видели, квалификационное требование — университетское образование.
Городские власти, муниципалитеты проводят проектирование территорий под застройку, выделяют землю и таким образом определяют ее назначение. В некоторых случаях такие планы разрабатываются подробно, в других случаях ограничиваются тем, что определяют максимальный объем и размер здания.
— А есть фигура главного архитектора города?
— Главный архитектор в городской структуре как раз руководит процессом генерального планирования. Плюс к этому существует также муниципальный архитектор, отвечающий за проектирование муниципальных зданий, но его функции ограничиваются только тем, что строит сам муниципалитет.
— Насколько главный архитектор или муниципальный архитектор независимы в своих решениях?
— У них есть административное подчинение. Их руководителем является мэр города или глава муниципалитета.
— Может мэр города отменить решение архитектора?
— У архитектора есть должностные обязанности и закон, на основании которого тот ведет свою деятельность и принимает решения. Однако, с другой стороны, существует процесс выделения территорий под застройку, для которых, например, определяется энергоэффективность построек.
Это может быть весьма запутанным вопросом, потому что речь идет о больших деньгах. Стоимость участков под застройку будет зависеть от того, что на них будет строиться и какие разрешения выданы.
— То есть это вопрос компромиссов?
— Компромисс, да. Но в целом муниципалитеты положительно относятся к тому, что здания строятся максимально энергоэффективными и экологичными.
— Есть какая-то квалификационная градация архитекторов?
— Есть. Например, архитектор может заниматься очень сложными проектами, такими как аэропорт или главный железнодорожный вокзал, в этом случае ему необходимо показать, что он занимался не менее сложными объектами и ранее.
Конечная инстанция, которая решает, достаточна ли квалификация такого архитектора, — это чиновник городской администрации. Соответственно, в Хельсинки требования к квалификации архитектора более жесткие, чем в провинции.
— Кто контролирует архитекторов? Должны ли они получать лицензии или есть какое-то саморегулирующееся сообщество?
— По лицензиям требований нет. Требования предъявляются к руководителю проекта или архитектору, который этот проект ведет.
— Кто отвечает за качество и надежность возведенных зданий?
— В Финляндии есть персональная ответственность проектировщиков и архитекторов, вплоть до уголовной. Но за весь комплекс в целом отвечает застройщик, ответственность проектировщиков наступает только за те ошибки, которые они допустили в ходе проектирования.
— В Москве только и говорят о сносе пятиэтажек 50-х годов прошлого века. Как в Финляндии организуется реконструкция и снос старых домов?
— В случае, если затраты на ремонт такого здания слишком высоки, более экономичным является его разборка. Но у нас жилищная сфера организована в виде жилищных акционерных обществ — аналогов ваших ТСЖ. Собственники жилья часто не очень готовы к тому, чтобы разбирать жилье, в котором они проживают, хотя это могло быть более разумным решением.
Подготовил Евгений ГОРЧАКОВ