Какие меры необходимо принять на государственном уровне для создания качественной архитектурной и общественной среды
Что угрожает способности России к самостоятельному воспроизводству на своей территории качественной среды жизнедеятельности и что делать? Об этом говорит в любезно предоставленном к публикации редакции «Строительство.RU» докладе, подготовленном к отраслевой конференции, организованной РСПП и компанией КНАУФ, президент Союза московских архитекторов, президент Союза архитекторов России, генеральный директор Центрального Дома архитектора, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», член Архитектурного совета Москвы, заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств, академик отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), член Союза художников Николай ШУМАКОВ.
В настоящее время в России отсутствует архитектурная и градостроительная политика.
К сожалению, Российская Федерация унаследовала от СССР своего рода «комплекс отрицательных компетенций» в области выработки и реализации государственной архитектурной политики, особенно проявившийся после печально знаменитого Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Указанный выше комплекс ставит под угрозу способность России к самостоятельному воспроизводству на своей территории качественной среды жизнедеятельности — ключевого драйвера развития постиндустриальной экономики — и тем самым становится предпосылкой процессов опрокидывания страны на периферию мирового развития.
В Статье 1 Закона Франции «Об архитектуре» № 77-2 от 3 января 1977г. записано: «Архитектура является выражением культуры. Архитектурный дизайн, качество зданий, гармоничное включение их в окружение, уважение природных и городских ландшафтов для государственного и частного наследия являются предметом общественного интереса».
Приведенная формулировка представляет собой смысловое ядро государственной архитектурной политики стран Европы, она впоследствии стала исходной для ключевых директив и резолюций ЕС, связанных с повышением архитектурного качества городской среды.
Как представляется, в современных условиях России общественная значимость качества архитектуры, и шире — порождаемого ею качества среды жизнедеятельности человека, существенно повысилась, и реализуемый посредством архитектурной деятельности общественный интерес нуждается в законодательном закреплении.
Основной идеей правового регулирования проекта федерального закона «Об архитектуре» является комплексное урегулирование роли и места архитектуры как средства формирования среды жизнедеятельности человека, являющейся неотъемлемым условием реализации права на достойную жизнь, свободное развитие и благоприятную окружающую среду (статьи 6 и 42 Конституции Российской Федерации).
Целью правового регулирования вышеуказанного закона является обеспечение высокого качества архитектуры зданий и сооружений, а также среды жизнедеятельности человека в целом посредством усиления роли и профессионального статуса архитектора, расширения его места в системе разработки и реализации инвестиционно-строительных проектов, повышения его ответственности за формирование привлекательного архитектурного облика, надежности и удобства использования зданий и сооружений и общественных пространств городов и иных поселений.
Предмет правового регулирования закона заключается в:
— установлении правовых основ выработки и реализации государственной архитектурной политики;
— институционализации архитектуры как средства формирования среды жизнедеятельности и определении её значения и роли в развитии общества, устойчивом развитии городов и иных поселений;
— регламентации правового положения архитектора, порядка и условий приобретения им права на профессиональную деятельность;
— организации оказания профессиональных услуг в области архитектуры;
— организации профессионального саморегулирования архитекторов;
— установлении правовых основ организации архитектурных конкурсов на создание, реконструкцию, реновацию и благоустройство общественных пространств, зданий и сооружений высокой общественной значимости.
Необходимость комплексного изменения правового регулирования в области архитектуры определяется следующими важными обстоятельствами:
— необходимостью комплексной актуализации действующего Федерального закона № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», который, будучи прогрессивным двадцать лет назад, в настоящее время в значительной степени утратил свое значение вследствие многочисленных изъятий и в результате не способен надлежащим образом урегулировать ключевые проблемы деятельности архитекторов;
— осознанием невозможности полноценного учета мнения профессионального архитектурного сообщества в ходе законотворческого процесса без предварительной консолидации его на основе единой концептуальной позиции, легитимно выработанной с участием большинства профессионального цеха и отстаиваемой уполномоченными всем профессиональным сообществом организациями;
— потребностью активного участия профессионального архитектурного сообщества в решении важнейшей государственной задачи, объявленной Правительством Российской Федерации приоритетом национального развития, — формирования комфортной среды жизнедеятельности человека.
Проведенный анализ позволил выявить следующие основные проблемы законодательного регулирования архитектурной и градостроительной деятельности:
— разорванность регламентации архитектурной деятельности, с одной стороны, и архитектурно-строительного проектирования как вида градостроительной деятельности, с другой;
— разрыв между международными обязательствами Российской Федерации по регулированию доступа на рынок профессиональных архитектурных услуг и условиями осуществления архитектурной деятельности, установленными национальным российским законодательством;
— отсутствие институционализации и международно-договорных механизмов обеспечения взаимного признания квалификаций в области архитектуры Российской Федерации и зарубежных государств;
— дискриминация профессиональной деятельности архитектора в сложившейся практике и организационно-контрактных схемах реализации инвестиционно-строительных проектов;
— отсутствие институционализации государственной архитектурной политики, в том числе в контекстах государственной культурной политики и государственной политики городского развития;
— дискредитация общественной роли архитектора и его служения общественным интересам, которая проявляется в том числе в стремительной депрофессионализации института главных архитекторов городов и регионов, сведению их к положению бесправного звена в бюрократическом аппарате;
— устаревшая практика организации архитектурно-строительного проектирования в виде «комплексных» проектных организаций, схема организации работы которых была заложена еще в советский период;
— законодательное закрепление монопольного положения строительного бизнеса в схемах организации разработки утверждаемой проектной и рабочей документации, изымающих средства у разработчиков проекта и создающих непреодолимый конфликт интересов, негативно влияющий на качество реализации проекта в целом и ухудшающий возможности применения в нем инноваций и дорогостоящих высокотехнологичных материалов;
— хроническое недофинансирование и искусственное занижение стоимости профессиональных услуг в области архитектуры при разработке и реализации инвестиционно-строительных проектов;
— искусственное сокращение номенклатуры и деградация структуры профессиональных услуг в области архитектуры в сравнении с зарубежной практикой, особенно в сложившейся системе закупок для публичных нужд (федеральная контрактная система, закупки государственных и муниципальных организаций и пр.);
— искусственное занижение минимально необходимого количества стадий реализации проекта и архаичная регламентация стадийности, не отвечающая действительным потребностям качественного осуществления сложных архитектурных и градостроительных проектов;
— архаичность системы оценки соответствия в строительстве в целом, в том числе неоправданная увязка осуществления инвестиционно-строительного проекта с правовыми и бюджетно-финансовыми последствиями для публичных заказчиков при прохождении одной из стадий осуществления проекта — проверки соответствия (государственной экспертизы) проектной документации и достоверности сметной стоимости, при этом соответствие построенного объекта утвержденному проекту подтверждается справкой подрядчика;
— отсутствие у заказчика нормативного интереса и управленческо-правового инструментария для обеспечения качества архитектуры, архаичная ориентация на «типовые проекты», приводящая к деградации городской среды и снижению ее привлекательности для людей;
— отсутствие каталогизации результатов профессиональных архитектурных услуг и видов архитектурных объектов, деградация архитектурной компоненты в градостроительном проектировании и документах территориального планирования (генеральных планах городов);
— отсутствие законодательных механизмов ответственности профессионального архитектурного сообщества за профессиональную состоятельность его членов перед обществом и заказчиками, реализованной в виде полноценно действующего института самоуправления физических лиц;
— незакрепленность правового статуса архитектора, незащищенность его титула и профессии, разрыв между правовым положением и местом в градостроительной и проектно-строительной сфере в Российской Федерации и в развитых государствах мира;
— отсутствие законодательного закрепления архитектурных конкурсов как инструментов повышения качества архитектуры и городской среды, неоправданное отождествление их с закупками для государственных и муниципальных нужд стандартных групп промышленных товаров, отсутствие законодательной регламентации архитектурных конкурсов как инструмента обеспечения качественной среды жизнедеятельности и повышения ее привлекательности и устойчивости городского развития.
Систематизация вышеуказанных актуальных проблем позволяет сформулировать следующие основные вызовы для национальной системы регулирования, в том числе законодательного, архитектурной деятельности:
— существующая система регулирования, сложившаяся в основном еще в советский период, не способна остановить и даже замедлить стремительную деградацию городской среды и резкое снижение ее привлекательности для людей, тем самым становясь ограничением городского развития и угрозой положению России как страны — одного из лидеров и активных участников цивилизационного мирового развития;
— система регулирования архитектурной деятельности препятствует воспроизводству и наращиванию национальных компетенций в области качественной архитектуры и привлекательной среды жизнедеятельности;
— система регулирования архитектурной деятельности работает против повышения привлекательности, в том числе экономической, архитектурной профессии для молодежи;
— система регулирования архитектурной деятельности неадекватна потребностям страны и ее городов в качественной архитектуре и привлекательной и комфортной среде жизнедеятельности.
Президент Союза московских архитекторов, президент Союза архитекторов России Николай ШУМАКОВ
(Доклад подготовлен на базе материалов Дорофеева М.В.)