Чего ждать архитекторам от нового профильного закона?
Законопроект «Об архитектурной деятельности» медленно, но верно движется к своему юридическому оформлению. Концепцию закона уже одобрили Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Союз архитекторов России (САР), Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Тем не менее, споры вокруг него не утихают. Не обошлось без дискуссии и на круглом столе, который проходил в рамках мероприятий ко Дню строителя.
Что дает многоуровневая система
Для того чтобы не сомневаться в качестве архитектурных услуг, требуются механизмы, которые будут отсеивать непрофессионалов еще на этапе сертификации. Именно поэтому новый закон предполагает такие требования к специалисту, как обязательное высшее образование по архитектурному профилю, прохождение интернатуры и сдача квалификационного экзамена, членство в профессиональном союзе, наличие полиса профессионального страхования (на случай профессиональной ошибки), внесение соответствующей записи в Национальный реестр архитекторов.
Только наличие всех этих составляющих, по мнению авторов закона, может гарантировать профессиональную надежность специалиста.
— Таким образом, мы перейдем от одноуровневой к многоуровневой системе оценки квалификации архитектора (с учетом опыта, образования, страхования профессиональной деятельности и так далее), — говорит вице-президент НОПРИЗ, председатель комитета по архитектуре и градостроительству НОПРИЗ Алексей Воронцов.
Как известно, в законе будут прописаны и «статусные» моменты. Например, давно напрашивается пункт об усилении роли главных архитекторов городов. В связи с этим предполагается создать федеральный кадровый резерв архитекторов, предусмотреть подготовку и переподготовку таких специалистов.
Новым законом наконец-то должны быть урегулированы и вопросы авторских прав и оплаты труда архитектора.
Алексей Воронцов подчеркивает еще одну важную составляющую законопроекта, который «институционализирует архитектуру как основное средство формирования комфортной и эстетичной среды». А стало быть, закон важен не только для архитекторов, но и для горожан.
Какую систему выбрать?
Между тем единства мнений насчет законопроекта в стане архитекторов нет. Дискуссии разгораются, в основном, вокруг системы сертификации. Нынешние авторы проекта закона собираются пойти по «немецкому» пути, когда все вопросы, касающиеся допуска к архитектурной практике, будет решать профессиональная саморегулируемая организация (это может быть Палата архитекторов или какое-то другое объединение).
Но есть еще и «английская» модель, когда право на работу зодчему дает государство. Он может приступить к своим обязанностям только после получения государственной лицензии.
Смешанная форма, использующая ту и другую модели, существует, например, на Украине, в Эстонии и ряде других стран. Наиболее эффективным такой вариант считает, например, член-корреспондент РААСН и первый президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов.
Свою позицию он озвучил и на недавнем «круглом столе» в рамках Дня строителя: лично он и те, кто его поддерживает, побаиваются, как бы та самая саморегулируемая организация архитекторов (по сути, архитектурное СРО) не стала еще одной бюрократической структурой, существующей на взносы своих членов. На что получил горячую отповедь президента НОПРИЗ Михаила Посохина. Мол, основная концепция закона уже утверждена, Союз архитекторов чуть ли не 15 лет занимается разработкой закона, так и не доведя дело до конца, и если продолжать в том же духе, то существует риск обострить проблемы в архитектурной области до предела.
Архитектор «в законе»
У «регионалов» на обсуждаемый законопроект свой взгляд. Заместитель главы администрации городского округа «Город Калининград», председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин, например, высказал опасения, что в регионах может просто не найтись архитекторов, соответствующих требованиям нового закона.
— Это прямо какие-то гении должны быть, идеальные архитекторы, — посетовал гость из Калининграда. – Особенно сложно будет найти подходящего человека на место главного архитектора.
— Есть такая проблема, — согласилась заместитель генерального директора Фонда единого института развития в жилищной сфере (создан АИЖК) Евгения Муринец.
По ее мнению, закон должен быть двухфазным: вначале нужно воспитать архитекторов соответствующей квалификации, а потом уже и предъявлять к ним запланированные высокие требования. Необходимо установить регламент по исполнению закона. Вступать в силу он должен поэтапно.
Не всем понятно пока и положение законопроекта, касающееся профессиональной ответственности. Как наказывать за профессиональные ошибки? Предусмотрена ли уголовная ответственность? Или это будет чисто материальное взыскание?
Своим мнением по этому поводу поделилась Евгения Муринец:
— Мы должны поднять на должный уровень авторский надзор. Причем он ни в коем случае не должен подменять собой строительный контроль. Архитектор должен присутствовать при приемке объекта, чего сейчас зачастую не происходит. А когда у архитектора появятся полномочия, появится и должный градус ответственности.
Во всяком случае, в законе, как заверяют его инициаторы, будет прописан абсолютно новый вид страхования профессиональных архитектурных услуг. Чтобы узнать, как он выглядит, осталось ждать недолго.
Елена МАЦЕЙКО