12:21Игра для читателей: найди поликлинику из России

11:53Москомстройинвест получил право банкротить проблемных застройщиков

11:00Движение в районе Напрудного пер. в ЦАО перекроют и ограничат с 28 октября из-за инженерных работ

10:20Зачем Каховскую линию снова закроют с 26 октября

09:03Мосгосстройнадзор проверит два ЖК, апарт-отель и автобусный парк

17:46Как проходит строительство дома по реновации в Лосиноостровском районе

16:58Какие занятия пройдут в центрах «Мои документы» с 21 по 27 октября

15:33Арки и часы во всю стену: как строят станцию БКЛ «Ржевская»

14:52Поезда «Иволга» украсят двухметровые буквы МЦД

13:14Деловой центр, кафе на крыше и зона променада появятся в ТПУ «Парк Победы»

12:247 правил утепления для тех, кто не успел закончить стройку летом

11:06Завершился конкурс на архконцепцию Национального космического центра

09:11Как будет выглядеть станция Коммунарка

18:03Мосгаз ввел в эксплуатацию газопровод-связку на юге столицы

17:19Зачистка по Собянински: уволен глава управы Южное Бутово

Как перестроиться на зеленые стандарты? Часть 2

logo russianconstruction.com
Как перестроиться на зеленые стандарты? Часть 2
Поисковые теги: Источник фото:

75% россиян готовы платить за экологически чистую продукцию



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В № 1-2014 нашего журнала мы начали разговор об экологически ответственном бизнесе. Эта проблема обсуждалась на первой Всероссийской практической конференции, которую провел в декабре прошлого года в Москве Экологический союз Санкт-Петербурга. Сегодня мы продолжаем беседу. На вопросы нашего корреспондента отвечает директор Союза Юлия Грачёва (фото слева).

— Юлия, на конференции много говорили о проблемах экологически ответственного бизнеса. Понимая, что люди обеспокоены качеством и безопасностью продукции, многие производители, не прикладывая реальных усилий, пишут на своих изделиях, что это экологически чистый продукт. Один из докладчиков рассказал, что даже видел на этикетке средства для уничтожения тараканов надпись «Дихлофос. Экологически безопасный». То же происходит и со строительными материалами. Как же добиться, чтобы потребителей не вводили в заблуждение?

— К сожалению, таких фактов немало, и не только в России. Выступая на конференции, Елена Смирнова, известный российский эксперт по экомаркетингу, рассказала, что в США недавно провели исследование о соответствии экозаявлений на различных товарах реальному положению дел.

Оказалось, что 95% из них не соответствуют действительности и не имеют подтверждения. Дело в том, что по международным нормам экологически безопасными можно назвать только те материалы, которые не просто безопасны для человека, но и оказывают минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду при их производстве, эксплуатации и утилизации, то есть на протяжении всего жизненного цикла.

Существенную часть вредного воздействия на наше здоровье мы получаем также от процесса производства, которое при неэкологичном подходе загрязняет воздух, воду и почву, и затем продукты питания. Поэтому, если производитель выпускает качественный продукт, но при этом использует устаревшие «вредные» технологии, то такой продукт не может называться экологически безопасным.

У нас в стране пока многие производители строительных материалов не готовы глубоко перестраивать свое производство. Это требует определенных капитальных вложений в реконструкцию производства, которых у многих наших бизнесменов просто нет. Но не только поэтому. Сегодня это и вопросы морали, этики, также нужно понимать, что такие вложения не окупятся в краткосрочной перспективе. Бизнес не готов терять прибыли из моральных соображений. Здесь большую роль играет национальное природоохранное законодательство, устанавливающее определенные правила.

— А как бы Вы оценили уровень разработки отечественного законодательства в области экологической безопасности? Отвечает оно вызовам сегодняшнего дня?

— На наш взгляд, этот уровень не соответствует современным запросам общества. Контроль за качеством и безопасностью свойств продукции недостаточен. Мы уже говорили с Вами о том, что по некоторым показателем нормативы ниже, чем были ранее. На практике получить декларации продукта существенно проще, чем санитарно-эпидемиологическое заключение. Этим пользуются недобросовестные производители, и на рыке появляются недостаточно качественные и безопасные товары.

Кроме того, сегодня в законодательно-нормативной базе не учтены преференции для экологически безопасных товаров. Первый шаг в эту сторону был сделан только в этом году, я имею в виду рекомендательные требования в Контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ.

Сказать, что ничего не делается, тоже нельзя. Контроль безопасности материалов осуществляется на уровне государственных надзорных органов (посредством обязательной санитарно-гигиенической экспертизы для некоторых групп продукции).

Также осуществляют деятельность органы добровольной экологической сертификации. Экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы подтверждает соответствие продукта требованиям государственных стандартов по соблюдению предельно допустимых концентраций (ПДК) опасных веществ. Этот перечень, к сожалению, существенно усечен по сравнению с перечнем прежних ГОСТов или СанПинов для каждого конкретного вида продукции.

Например, ранее при проверке линолеума учитывались двадцать шесть показателей, а сейчас осталось всего четыре. Перечень веществ сократился, в частности, с принятием Единых Требований Таможенного союза.

Кроме того, введено такое понятие, как уровень допустимой миграции в воздух внутри помещений, который чаще всего оказывается выше, чем установленная ПДК (по формальдегиду — 0,01 мг/м3 вместо ПДК 0,003 мг/м3).

Государственная экспертиза проводится только по отношению к свойствам готовой продукции и не учитывает ее жизненный цикл. Поэтому производители — лидеры рынка, чтобы подтвердить девелоперам, застройщикам и частным покупателям экологические преимущества своей продукции, проходят добровольную экологическую сертификацию.

Стандартная процедура сертификации в системе «Листок жизни» включает в себя оценку продукта по расширенному списку опасных веществ, который, кроме государственных нормативов, учитывает требования международных обязательных и рекомендательных документов, международных конвенций об опасных загрязняющих веществах. Помимо этого, проводится анализ рецептуры продукта и аудит производства на соответствие требованиям российского природоохранного законодательства и международным требованиям, обозначенным в стандартах «Листка жизни».

В результате того, что система «Листок жизни» вошла в Международную программу взаимного доверия и признания GENICES, российские производители, обладающие экомаркировкой «Листок жизни», могут получить экомаркировку других международных программ по упрощенной схеме. Последнее помогает отечественным компаниям продвигать продукцию на мировой рынок.

Зачастую переход на выпуск экологичной продукции связан с изменением технологий производства, а также с необходимостью замены сырьевых компонентов на более безопасные. Как правило, такие компоненты стоят дороже аналогов. Например, клеи без содержания формальдегида или стабилизаторы без содержания тяжелых металлов. Но, вкладываясь в переход на выпуск экологически безопасной продукции, производитель может выиграть на маркетинговых преимуществах, так как спрос на такую продукцию растет.

— Есть ли в нашей стране компании, сознательно перестраивающиеся на экологические рельсы?

— Такие примеры есть и их, к счастью, становится больше. Сегодня на отечественном рынке строительных и отделочных материалов экологическим требованиям международного уровня уже соответствует более 160 наименований продукции.

Ряд компаний совершенствует составы продуктов в сторону отказов от вредных компонентов, например, отказ от фталатов в линолеумах, свинцовых стабилизаторов в оконных профилях, связующих с высоким содержанием формальдегида, характерных для стекловолоконной теплоизоляции.

Такие разработки ведутся как в собственных научных центрах компаний-производителей, так и в различных научно-исследовательских организациях, также самостоятельные разработки ведут некоторые ученые.

В числе строительных материалов, соответствующих строгим стандартам международного уровня, можно назвать гипсокартон, ряд теплоизоляционных и звукоизоляционных материалов, напольные покрытия (линолеум, ламинат). Мы надеемся, что скоро этот перечень пополнится оконными профилями.

Сейчас на стадии аудита «Листок жизни» находится продукция компани и «профайн РУС», которая еще в 2010 году присоединилась к европейской инициативе Vinyl 2010. Компания ушла от использования опасного соединения свинца и кадмия и разработала свою технологию (на основе кальцево-цинкового стабилизатора) — «greenline». Применяемая технология позволяет существенно снизить выбросы в атмосферу паров опасных и вредных веществ. При этом, несмотря на удорожание продукта, связанное с изменением рецептуры (а стоимость стабилизаторных добавок в готовой продукции доходит до 15%), он используется в массовом строительстве. Это, кстати, разрушает сложившееся мнение, что удорожание продукции ради повышения экологической безопасности экономически невыгодно.

Не так давно в России проводилось изучение общественного мнения, готовы ли потребители платить больше по экологическим соображениям. Так вот, около 75% респондентов ответили утвердительно. Это примерно такой же процент аудитории, как и в других странах мира. То есть потребители «дозрели» до мысли, что за экологически безопасную продукцию надо платить, а производители еще не перестроились на «экологические рельсы».

Но не все, конечно. Так, мы не первый год мы работаем с корпорацией «Сен-Гобен». Экомаркировка «Листок жизни» присвоена тепло- и звукоизоляции, основой которой является вторичное сырье, в частности стеклобой. Сегодня три четверти сырья, которое использует производитель, — вторичное. Компания могла бы использовать и больше вторсырья, но в России сложно добиться стабильности качества данного вида продукции.

В период, когда производитель испытывает сложности с поставкой российского вторсырья, стеклобой завозится из Финляндии. Важным изменением в рецептуре стала замена одного из двух основных компонентов продукции — связующего. Это позволило существенно повысить экологичность готового продукта и улучшить качество воздуха рабочей зоны на производстве.

Экомаркировку «Листок жизни» имеет еще один продукт «Сен-Гобен» — гипсокартонные листы. Сегодня на стадии аудита находится еще один производитель теплоизоляции — корпорация «ТехноНиколь». Это говорит о том, что экологический тренд в России набирает обороты.

— Как выглядит отечественный строительный комплекс на фоне других стран?

— По прогнозам Navigant Research мировой рынок продаж экологически безопасных материалов к 2020 году вырастет с нынешних 116 млрд долларов до 254 млрд долларов в год. Уже сегодня на западе аренда помещения с отделкой из экологически безопасных материалов стоит на 3% дороже обычной квартиры. Стоимость «экологически чистой» квартиры на 16% выше, чем обычной.

В России идет формирование ядра экологически ответственного бизнеса. Влияние содружества экопроизводителей и профессиональных экологических организаций год от года возрастает. И у нас появляются силы, которые поддерживают эти тенденции.

Например, введенный в действие с 1 марта 2013 года первый национальный российский стандарт по экологическим требованиям в строительстве ГОСТ Р 54694-2012 "Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости".

Создание Национального стандарта стало итогом большой работы, которую проделали Минприроды России и НП «Центр экологической сертификации — «ЗЕЛЕНЫЕ СТАНДАРТЫ». В работе над ГОСТ Р приняли участие НП «АВОК» и Национальное объединение строителей, а также был учтён опыт применения корпоративного олимпийского «зелёного» стандарта ГК «Олимпстрой».

Также активно действуют на рынке профессиональные ассоциации в области зеленого строительства, такие как Совет по Экологическому строительству RuGBC и Коммуникативно-Сетевой кластер экологического строительства, Ассоциация производителей качественного жилья GreenСтрой. Мы уверены, что в России в ближайшем будущем производство экологически безопасной продукции станет выгодным для бизнеса, потребителя, государства и будет способствовать сохранению биосферы.

Татьяна ШАВИНА



Похожие публикации



Партнеры