16:05Какой радиационный фон обнаружен при строительстве участка Юго-Восточной хорды

15:15На МЦД-2 в районе Митино построят две станции

14:22Кто будет восстанавливать обрушившуюся Митридатскую лестницу в Крыму

13:19Где в Москве Госинспекция по недвижимости обнаружила нелегальный хостел

12:02Запланировано строительство двух дополнительных станций на маршруте МЦД-2 в районе Митино

11:11На Общественном совете при Росреестре обсудили совершенствование электронных сделок с недвижимостью

10:31Омская РЭК не может разобраться с «мусорным тарифом»

10:09К пожарному депо в поселении Филимонковское построят подъездную дорогу

09:34Что послужило отключению трех энергоблоков Калининской АЭС

08:54Сколько добавят денег из бюджета якутским сёлам на благоустройство

18:07Чем примечательна будет новая строящаяся школа в Подольске

17:26Зачем в Москве будут перерабатывать более 2 млн кубометров грунта

16:40В Соловецком монастыре переделают проект музея, строительство которого приостановило ЮНЕСКО

15:57Что за волшебный детский сад появится в поселении Московском

15:04В рамках развития маршрутов МЦД-1 и МЦД-2 построят 12 пешеходных переходов

Исторический город: музей под открытым небом или поселение для людей?

logo russianconstruction.com
Исторический город: музей под открытым небом или поселение для людей?
Поисковые теги: Источник фото:

Что и как можно строить в городе-музее? Об этом шла речь на недавней конференции в рамках «Строительной недели Московской области-2014»


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Как застраивать исторические города? Вопрос вопросов. Веками ничего не менять и превратить исторический город в застывший музей? Или все-таки попытаться вмешаться в структуру поселения, обладающего уникальным градостроительным наследием? Подмосковью не чужда эта проблема. Здесь насчитывается 22 исторических города, причем два из них — Коломна и Зарайск — федерального значения. Как «встроиться» в уникальный архитектурный ландшафт, являющийся объектом культурного наследия? Об этом шла речь на недавней конференции в рамках «Строительной недели Московской области-2014».

 

Жители Коломны гордятся своим Кремлем

 

Как сохранить

Пример грамотного подхода к сохранению архитектурно-художественного облика города — подмосковная Коломна. В этом древнем русском городе очень деликатно вмешиваются в «ткань» исторических кварталов. Более того, старинная застройка здесь стала трендом, лицом города.

Например, оказалось, что в Коломне, больше, чем в других подмосковных уездных городах, сохранилось старинных ворот. И что же сделали коломчане? Взяв за основу сохранившиеся образцы, изготовили на их основе 150 вариаций «русского стиля»: элементы фасадной резьбы, ограждения, калитки, ворота. Теперь в Коломне можно полюбоваться уникальными «входными группами» старинных деревянных домов.

Знаменитые коломенские ворота, изготовленные по старинным образцам

Очень внимательно здесь отнеслись и к размещению рекламы. Основным принципом, решили коломчане, должно стать сохранение архитектурного своеобразия и цельного восприятия фасада исторического дома, на котором помещена реклама. И надо сказать, коломенские примеры впечатляют: вывески ресторанов, кафе и магазинчиков в витиеватом стиле, экскурсионные выноски и указатели, не нарушают, а наоборот, добавляют очарования и без того колоритному городу.

 

В чем прелесть «нелинейного» туризма

К сожалению, негативных примеров пока больше. Приходит в упадок город федерального значения Зарайск, где сохранился старинный Кремль. Недовольны архитектурными нововведениями — в частности так называемым уплотнением исторической застройки — жители старинного Звенигорода.

— Сегодня 80% архитектурных памятников в Московской области находятся в неудовлетворительном состоянии, — констатирует архитектор, руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян. — Разрушаются городские ландшафты. На это есть свои причины: Подмосковьем очень долго никто не занимался, числя его просто еще одним «спальным» районом Москвы.

Кремлевским башням Зарайска много веков

Из основных рынков, сложившихся в этих городах, отметим рынок недвижимости и рынок туризма. Если говорить о рынке туризма, то его вектор, по словам Юрия Григоряна, сместился к «переживанию и освоению среды в поисках ярких эмоциональных переживаний». Коллективный автобусный туризм, по мнению другого участника обсуждения, руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаила Алексеевского, уходит в прошлое. Ему на смену приходит туризм индивидуальный, когда семья на машине отправляется в один из старинных городков — за впечатлениями. И тут важно не столько обязательно посетить какие-то достопримечательные уголки, сколько проникнуться атмосферой города, почувствовать его. Зайти в кафе, погулять по набережной, застыть у вывески или поразившего воображение резного наличника… Это так называемый «необязательный», нелинейный туризм.

И архитекторы должны предоставить гостям города все возможности именно для такого туризма. Исторический город должен быть насыщен гостиничной инфраструктурой, точками общественного питания, малыми архитектурными формами, средовым дизайном. Чтобы по нему приятно было просто пройтись.

Зарайск  настоящая русская глубинка

 

Кто заплатит

Кто вложится в ревитализацию (возрождение) исторических городов? Кому может быть интересно воплощение в жизнь таких проектов? Крупному бизнесу? Вряд ли. Большой строительный бизнес не придет в маленькие города: ему неинтересно заниматься мелкими объектами. Крупному бизнесу легче продавать миллионы квадратных метров где-нибудь в Химках, чем сотни квадратных метров индивидуальной застройки в том же Зарайске.

— Думаю даже, что такая идея не по силам отдельно государству или отдельным девелоперам, — считает генеральный директор RDI Grup Сергей Коротченков. — Только вместе, только с привлечением общественности можно сдвинуть эту «гору» с места.

Дом-музей А.С. Голубкиной в Зарайске

Пока же историческая застройка — скорее обременение для застройщиков, чем привлекательная сторона.

— Сформировать рынок девелоперов для восстановления исторической застройки, действительно, очень сложно, — подтверждает заместитель Председателя Правительства Московской области Герман Елянюшкин. — Как заинтересовать местных бизнесменов в ремонте какого-то исторического дома? Губернатор Московской области Андрей Воробьев пошел на беспрецедентную меру: отдает в аренду историческое здание за символическую плату а один рубль за квадратный метр при внятной программе его использования. Один предприниматель из Домодедово, например, взял историческое здание в аренду под хоспис. Но это, скорее, какие-то единичные примеры, точечные уколы. Безусловно, должна действовать государственная программа по привлечению к такой работе. Возможно, это будет частно-государственное партнерство, где у государства — лишь доля участия.

Весомым игроком на этом рынке может стать и туристический бизнес. Ведь привлекательный с точки зрения туризма город может приносить приличный доход. А подрядчиками на таких стройках охотно станут средние и мелкие местные фирмы.

Историческая застройка в Зарайске

 

Не снос, а «совместная работа»

Интересным опытом поделился архитектор из Самары Виталий Стадников. Он рассказал о реновации естественной исторической среды в 79-м квартале Самары. Там не существовало охранных зон. Застройщики, пользуясь этим, активно сносили старые кварталы. Причем, чтобы выдавить частных домовладельцев с территории предполагаемой застройки, инвесторы шли на всякие ухищрения, вплоть до откровенного криминала (поджоги деревянных домов и проч.). Команда же Виталия Стадникова пошла другим путем:

— Мы рассматривали жителей исторических кварталов не как обузу, а как помощников, соинвесторов, — рассказывает Вячеслав, — В результате была создана автономная некоммерческая организация, которая взяла на себя девелоперские функции. Активисты организации работали буквально с каждым жителем. Причем сознательно не использовались такие слова, как «снос», «компенсация» и т. д. И наоборот, активно использовались — «совместная работа», «сотрудничество», «помощь». В результате на освободившихся участках был построен новый район с домами пониженной этажности (три этажа). В данном случае — это удачный пример развития территорий исторического города.

 

Ударим по однообразию «бренд-буком»

И все-таки как развивать?

— В исторических городах нужно строить в первую очередь весьма качественно. Так, чтобы нынешняя застройка тех же Химок или Красногорска когда-нибудь тоже была признана исторической, — делится своим мнением вице-премьер подмосковного правительства Герман Елянюшкин. — Наши предки строили на совесть, а вот микрорайоны, возводимые сегодня, к сожалению, редко отличаются какой-то яркой индивидуальностью.

Коломна не застыла на месте: она развивается

Впрочем, попытки изменить ситуацию, по его словам, наблюдаются. И не просто наблюдаются — они по-настоящему впечатляют. Сегодня разрабатываются градостроительные альбомы городов, в которых будут до мельчайших деталей прописаны элементы идентики — «непохожести» на остальных.

Новая городская символика или бренд города, как сейчас принято говорить, может быть использована в оформлении автобусных остановок, туристического транспорта, фасадов общественных и жилых зданий, городских указателей и даже сувенирных кепок и маек. Например, у Серпухова это будет цветок, напоминающий виньетку из русской народной сказки. У Лосино-Петровского — элемент в виде лосиных рогов. У Сергиева Посада — русский народный орнамент в виде пересекающихся дуг. У Химок — орнаментально оформленная первая буква названия города и т. д. Такие «брэнд-буки» скоро будут готовы буквально для всех городов Московской области.

Елена МАЦЕЙКО

Фото 2rf.ru, miph.info, wikimedia.org, krokofoto.ru



Похожие публикации



Партнеры