Автор «голландского дома» в Москве архитектор Поль де Врум поделился своими мыслям о том, как сегодня нужно строить из кирпича
Поль де Врум - популярный нидерландский архитектор-урбанист, яркий представитель амстердамской школы и владелец собственного архитектурного бюро «Paul de Vroom». Известен, в первую очередь, как активный сторонник возвращения в архитектуру кирпича. Он автор больших проектов «в кирпиче» в испанской Барселоне и голландском Амстердаме.
Мы поинтересовались у Поля де Врума, почему он так любит этот материал и считает его очень современным.
Приемы и традиции кирпичной кладки безграничны
- Г-н де Врум, вы известны у себя на родине, как фанат кирпичного строительства. Где истоки вашей любви к этому материалу?
- Камень – древнейший строительный материал. А производство кирпича – одно из древнейших производств в истории человечества. Поэтому мои предпочтения, думаю, неудивительны. К сожалению, в последние десятилетия, с появлением новых технологий - интерес к этому замечательному материалу стал угасать. Я считаю это несправедливым.
Я много жил в странах, где кирпич – основной материал для строительства, и где им просто фантастически умеют пользоваться – в Дании, Испании, Голландии. Любуясь постройками местных архитекторов, я в один прекрасный момент всерьез заинтересовался технологией кирпичной кладки, стал изучать старые приемы и традиции. Словом, по-настоящему углубился в наследие мастеров кирпичного дела. И мне открылся удивительный мир!
- Сегодня в моде монолит, бетон, газобетон, Почему вы считаете, что нужно вернуться к этому, прямо скажем, «подзабытому» материалу? Чем он вас так привлекает?
- Может быть, я вас удивлю, но из кирпича можно делать потрясающую, увлекательную современную архитектуру. Мы почему-то чаще всего ассоциируем керамику со старым строительством или, на худой конец, с реконструкцией.
На самом деле, возможности кирпича безграничны. Ему поддаются любые формы: «волны», «углы», любые декоративные элементы. Посмотрите на творения Антонио Гауди, какие замысловатые, сложнейшие формы он мог воплощать в этом материале. Это настоящее искусство.
Все эти черты кирпича можно использовать и в современных постройках. Он лишь подчеркнет выразительность форм, придуманных архитектором.
- Подходы к работе с кирпичом могут быть разные: на одной из презентаций вы говорили, что как фасад может стать структурой, так и структура может превратиться в фасад.
- В Каталонских горах я обнаружил строение, которое будто вырастает из скалы, сливается с ней. Это, безусловно, пример фасада-структуры. Изогнутый, волнообразный фасад сам может становиться поддерживающим элементом для массивной крыши.
А бывает, сама структура кирпича становится украшением, орнаментом. Арки и лихо закрученные лестницы из кирпича так красивы, что никакого дополнительного украшения не требуется.
- Г-н Врум, вы в последнее время работали над проектом так называемого «голландского дома» в Москве, где попытались подчеркнуть самые выигрышные стороны такого материала, как кирпич...
- Совершенно верно. Мне поручено спроектировать один из небоскребов жилого квартала «Wellton Park» в районе Хорошево-Мневники, который возводит концерн «КРОСТ». Причем спроектировать в лучших традициях европейской кирпичной архитектуры. Предполагается, что «голландский дом» - дуэт зданий высотой в 19 и 21 этаж - будет центральной доминантой комплекса.
Моя цель в этом проекте – создать образец комфортной жизни людей в условиях мегаполиса.
- Проект, и правда, очень красивый. И очень «голландский».
- Да, мы здесь использовали некоторые элементы амстердамского дома, так называемые «выносы», придающие всему зданию самобытный колорит.
- В России тоже есть свои традиции кирпичного строительства. Изучали ли вы их? Интересны ли вам они? И планируете ли вы в будущем как-то использовать наш национальный колорит в своих проектах?
- Где бы я ни находился, я везде стараюсь учиться. И Россия не исключение. Но в том, что касается строительства из кирпича, Россия немного отстает от Европы – в Европе, так уж сложилось, придуманы более искусные технологии, более изобретательные приемы кладки и так далее. Поэтому, думаю, правильнее будет привносить эти достижения в проекты, создаваемые в России.
Когда у меня появляется какая-то идея, я иду к производителям
- Пробовали ли вы «колдовать» с рецептурой кирпича? Добавлять туда то и это: золу, солому, красители и так далее?
- Честно говоря, я не являюсь производителем кирпича, поэтому мне очень трудно с чем-то экспериментировать. Я архитектор, поэтому когда у меня появляется какая-то идея, задумка, я начинаю общаться с производителями. Я не могу сказать, как это сделать, какие приемы надо применить, я просто говорю, что я хочу видеть в итоге. А как это будет воплощено, это уже забота тех, кто займется изготовлением моего заказа.
Например, я как-то гулял по Москве, и увидел дом в кавказском стиле. Там был использован какой-то необыкновенный фиолетовый кирпич. Тогда я обратился к производителям, с фотографией, и сказал: хочу получить вот такой вот кирпич. И они взялись за работу, чтобы удовлетворить мою просьбу.
Безусловно, я регулярно посещаю заводы по производству кирпича, чтобы увидеть и обсудить на месте, что они могут предложить и, главное, реально сделать.
Так, однажды нам пришлось обратиться к российским производителям, чтобы те изготовили нам кирпич редкого красноватого оттенка. Он был необходим в одном из проектов. Но мы не могли потребовать: сделайте нам вот так, и точка. Мы обсудили, что нам могут предложить в реале, исходя из возможностей, и нашли компромисс.
Архитектору важно видеть место будущего дома
- Какие оригинальные творческие замыслы сегодня зреют в вашей голове?
- Знаете, здесь трудно говорить о каких-то «заведомых» идеях. Это рождается, когда я работаю над конкретным проектом. Я вижу детали, мы начинаем проектирование. И вдруг приходит какая-то интересная идея. Это сиюминутно, это нельзя долгосрочно распланировать.
Вот, например, строительство башни в Роттердаме. Когда я туда приехал, я подумал: как красиво в этом месте падает свет. Хорошо бы, если бы стена здания с этой стороны была сделана из такого-то кирпича такого-то цвета.После этого я обратился к производителю, и мы стали обсуждать, что здесь можно предпринять. Это и стало моментом рождения идеи.
- Вам важно место? Вы должны видеть место, где будет ваш будущий дом?
- Это чрезвычайно важно. Безусловно, именно тогда и появляется замысел: как это будет выглядеть именно в этом месте.
- Вы приехали в Россию в качестве гостя церемонии «Brick Award Russia-2017» - это премия, которой награждаются архитекторы, проектирующие из кирпича. Какой из российских проектов вам понравился больше?
- Мне понравился тот проект, за который я и вручал эту премию – дом на улице Бурденко Сергея Скуратова.
- На свою презентацию вы принесли кирпич грубого обжига, чтобы, так сказать, визуально подчеркнуть зримость и весомость этой технологии…
- Знаете, когда человек видит кирпич, особенно вот такой, грубый, необработанный, он говорит себе: да я и сам мог построить это здание. Кирпич – это очень человечный материал.
Беседовала Елена МАЦЕЙКО