Как стать главным архитектором Москвы в 35 лет
Народная мудрость гласит: сколько в мире профессий — столько и династий. Но когда человек хочет освоить ту или иную специальность по зову сердца, это всегда вызывает интерес. Так произошло и с нашим сегодняшним героем, главным архитектором столицы Сергеем КУЗНЕЦОВЫМ.
Архитектор по призванию
Сергей Кузнецов родился в Москве в 1977 году. Его родители были советскими служащими: мама работала инженером-технологом общественного питания, отец служил в органах госбезопасности, занимаясь оперативной работой.
По признанию самого Сергея, выбор профессии архитектора — это не дань семейным традициям, а призвание. Еще ребенком ему нравилось рисовать и моделировать. Например, многие свои игрушки Сергей сделал сам. А любовь к графике он сохранит на всю жизнь.
В детстве будущий главный архитектор также увлекался фантастическими романами. Его завораживали невероятные архитектурные постройки, где стены были прозрачными, а пространство заполнено удивительными летающими машинами. Правда, сейчас Сергей Олегович рекомендует молодым специалистам читать не Стругацких и Лукьяненко, а Льва Толстого. Та же «Война и мир», по его мнению, дает реальное представление о том, как люди жили раньше и какой была Москва.
По словам Кузнецова, он, даже будучи ребенком, мыслил «структурно и объемно». В результате родители сами порекомендовали ему учиться на архитектора. Однако с первого раза в МАРХИ Сергей не поступил.
Студенты МАРХИ
Позже он не раз подчеркнет, что в обучении ему помогли терпение и труд, а расслабиться — занятия спортом. Кстати, дипломную работу Сергей посвятил футбольному стадиону, который располагался рядом с его будущим домом.
— Я много занимался спортивными сооружениями. Эта тема мне очень близка. Для меня стадион — это симбиоз архитектуры и спорта, и такое сочетание кажется мне очень интересным, — говорит Сергей Кузнецов.
Знакомство с Сергеем Чобаном
Уже в 23 года Сергей Кузнецов возглавил собственное архитектурное бюро. Получившему руководящий опыт в столь раннем возрасте специалисту неоднократно приходилось доказывать, что эту должность он занимает не зря.
— Помню, как на совещания приходили люди и ждали, когда приедет начальник. И лишь потом понимали, что это я и есть, — вспоминает герой нашего очерка.
Впрочем, его команда в те времена тоже состояла преимущественно из молодежи.
— Мы познакомились в институте, организовались и открыли офис. Генеральным директором назначили меня, и это было решение большинства. Тогда наш коллектив насчитывал 10 человек. В 2006 году нас стало уже 40. Мы начинали с интерьеров, а потом перешли к крупным и серьезным проектам, — рассказывает Сергей Олегович.
В это время судьба свела молодого архитектора с Сергеем Чобаном, который уже обладал множеством регалий мирового уровня и имел опыт работы в Германии. И в 2006-м два бюро объединяются в «SPEECH Чобан&Кузнецов».
— Я советую молодым специалистам: если есть возможность попасть в подмастерья к серьезному мастеру, то это удача и правильный старт-ап, — отмечает Кузнецов.
Открытие Российского павильона на Международной биеннале архитектуры в Венеции
2006—2007 годы стали для бюро довольно плодотворными: было завоевано множество наград, получены выгодные проекты, появилось и главное — признание.
Но уже в 2008 случился кризис, и бюро оказалось под угрозой закрытия. В тот момент Кузнецов и Чобан приняли решение не тратить все свои силы исключительно на Москву. Архитекторы активно искали заказы в Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Сочи и даже в Минске. О том, чтобы закрыть организацию, оставив без работы почти 200 человек, и речи не шло.
Впереди архитекторов ждали годы напряженной работы и ряд важных, значимых объектов: офисное здание на Ленинском проспекте, комплексы зданий для сочинской Олимпиады, стадион ФК «Краснодар», проекты планировки района «Южный», инновационного центра «Сколково», Дворец водных видов спорта к Универсиаде-2013 в Казани и др.
Серьезный пост
В августе 2012 года 35-летний Сергей Кузнецов был назначен на пост главного архитектора Москвы. Молодой руководитель с первых дней стал открыто выражать свое мнение относительно архитектурной и градостроительной политики прежних лет: «так не годится, нужно менять систему».
— Я считаю чудовищной потерей гостиницу «Москва». Она восстановлена, но все видят: новодел, — сетует архитектор. — Непоправимая утрата, крупнейшее преступление! Не знаю доподлинно, откуда пришла инициатива, кто был проводником, но памятники такого масштаба нельзя утрачивать в силу каких угодно интересов. Я сторонник того, что объект наследия должен жить.
«Это не метод — уничтожать что-либо просто ради интересов инвестора», — говорил он в одном из своих интервью.
Осмотр площадки строительства будущего парка Зарядье в Москве, 2013 год
Свободное время
Несмотря на информационную открытость и частое общение с прессой, главный архитектор Москвы не любит выставлять напоказ личное, но всегда с большой теплотой отзывается о своей семье и детях.
— Дети — это воплощение бескорыстной любви, не мотивированной ничем, кроме человеческой привязанности. В мире все больше людей, страдающих эгоизмом, и мало людей, живущих для общества. Даже в дружбе мы часто руководствуемся принципами общих целей или взаимной выгоды, — констатирует Сергей Кузнецов.
Также он с удовольствием рассказывает про рисование, которое, по его мнению, является важнейшей составляющей профессиональной и творческой деятельности архитектора:
— Бывает, сидишь в каком-нибудь месте и автоматически что-то рисуешь. Тогда получаются скетчи. Но специально я этим не занимаюсь с институтских времен.
Последний день MIPIM в Каннах, март 2016
Большое место в жизни Кузнецова занимает спорт: теннис, бег, велосипед, плавание и йога. В 2015 году он принял участие в Московском международном марафоне, пробежав классическую дистанцию в 42 км 195 м.
В целом успешность архитектора определяет не только наличие хорошего художественного вкуса. Это специальность включает в себя многие составляющие: человек должен одновременно быть строителем, инженером и конструктором. Это ответственная профессия, которая всегда была и будет престижной и актуальной.
Московский марафон-2015: дистанция 42,2 км
Москва, как известно, слезам не верит. Опыт Сергея Кузнецова, получившего в наследство много проблемных объектов, еще раз доказал правдивость этого высказывания. Став главным архитектором, он не раз столкнулся с тем, что многие из-за возраста не воспринимали его всерьез.
Амбициозность, целеустремленность, вера в себя — хорошие качества для архитектора, особенно для того, кто называется главным.
Юлия ЮДИНА