Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.
Тема полицентричности города родилась не сегодня. Уже в начале ХХ века были теоретики, котные размышляли на эту тему. Тогда было принято завидовать советским архитекторам, потому что в СССР не было проблемы частной собственности, и предполагалось, что это дает потрясающие возможности для развития градостроительства. Тем не менее, органичный рост города происходит по иным законам, и он полицентричности Москве не дал.
Сегодня на уровне мастер-планирования мы определили несколько городских центров – точек роста. Самый важный центр – исторический, есть также альтернативный деловой центр «Большое сити», который с годами будет набирать мощь. И мы видим еще два пока менее развитых узла, но с большой перспективой – это Коммунарка, центр новой Москвы, и район ЗИЛ - Южный порт. Эти четыре точки должны стать каркасом полицентричности Москвы в будущем.
У Большого сити гигантский масштаб: 2100 га территории, 17,3 млн кв. м новой застройки, почти 158 тыс. нового населения и 263 тыс. рабочих мест. По площади этот центр можно сравнить с Москвой в пределах Садового кольца, а по застройке и прогнозируемому ВВП деловой центр может ее и превзойти. Он уже и сегодня в достаточной степени развит.
Южный порт пока представляет собой бывшую промзону, но имеет колоссальные предпосылки к развитию. Здесь много территории (181 га), где можно активно развиваться. Планируется построить почти 4,5 млн кв. м нового жилья, в котором будет проживать 32 тыс. населения и будет создано 74 тыс. новых рабочих мест. Он тоже будет довольно мощным, плотно застроенным районом. И исторический центр, и Большое сити, и Южный порт находятся в удобной досягаемости по оси Москвы-реки.
Коммунарка – более сложный проект, который находится в заметном удалении, хотя и по территории (550 га), и по планируемой плотности (4,4 млн кв. м новой застройки), и по разнообразию функций достаточно серьезный. В Коммунарке построили большой административный центр, здесь расположена известная больница, которая находится в авангарде борьбы с коронавирусом. Сюда протянуты две линии метро, пересекаются несколько автомобильных магистралей. С 2012 года, когда появилась Новая Москва, Коммунарка – это серьезно продвинувшийся вперед проект.
С точки зрения развития городских осей, стоит отметить проект «Москва-река – Яуза – Канал имени Москвы», которые являются значительными осями развития с точки зрения застройки, благоустройства, общественных пространств и транспорта, который начнет здесь ходить уже в ближайшем будущем.
Таким образом, в Москве есть несколько развивающихся центров, Большая кольцевая линия и МЦК, артерии рельсового транспорта, основные автомобильные магистрали, новые линии метро и реки. Можно к этому добавить еще и программу реновации, которая добавит разнообразия функций в районах. Все это уже сегодня дает Москве серьезный тренд в развитии поицентричности. Я считаю, что на горизонте 10-15 лет Москва выйдет на высокий уровень развития полицентризма, продвинется в решении задач организации трафика, регулирования маятниковой миграции и многих других вопросов, которые нас сейчас волнуют.
По материалам форсайт-сессии «Курс на полицентричный город».