15:58Минстрой России разрабатывает свод правил для проектирования уникальных большепролетных объектов

15:08Замруководителя Департамента Дмитрий Добрянский будет курировать нормативное обеспечение градостроительной деятельности

14:03Что происходит с юго-западным участком БКЛ метро?

12:55На Северном бульваре на месте бывшего долгостроя возведут объект для социальных нужд района

12:00В Подольске завершено строительство крупнейшего в Европе булочно-кондитерского комбината

11:36Россию охватило максимальное число заболевших короновирусом за все время

10:45Жителям трех домов в Северном Измайлово выдают смотровые ордера по реновации

10:05В районе Орехово-Борисово Южное ввели дом на 1320 квартир

09:40Около 100 семей Чеченской Республики переселят из аварийного жилья в 2021 году

08:51На месте старого Южного порта появится квартал с пассажирским причалом

17:41Москва досрочно выполнила годовой план по строительству жилья

17:04Зданию библиотеки ИНИОН РАН в Черёмушках вернут прежний облик

16:13НПО «Микроген» планирует построить в Перми новую площадку для производства вакцин

15:18Трамвайное депо на Шаболовке в Москве реконструируют

13:53На северо-западе столицы появится новый жилой микрорайон с сопутствующей социальной инфраструктурой

Задача президента по снижению стоимости жилья на 20% выполнима

logo russianconstruction.com
Задача президента по снижению стоимости жилья на 20% выполнима

 

Поисковые теги: Источник фото:

Виктор Рожков, руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза»




Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Согласно 600-му указу Президента РФ, до 2018 года стоимость квадратного метра жилья должна быть снижена на 20 процентов за счёт увеличения объёма ввода квартир экономического класса. Однако эксперты ОНФ отмечают, что его стоимость с 2013 года в среднем по стране, наоборот, увеличилась на 13%. Поставленной цели планировалось достичь за счёт запуска в 2014 году программы «Жильё для российской семьи», но непродуманный механизм по выкупу инженерной инфраструктуры не позволил реализовать её должным образом.

Программа «Жильё для российской семьи»- оказалась провальной

Разработать специальную программу для решения жилищного вопроса семей со средним достатком предложил президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин, назвав её «Жильё для российской семьи». Предполагалось, что к концу 2017 года будет построено 25 млн кв. метров жилья экономического класса. Всего предполагалось обеспечить новыми квартирами 463 тысячи семей. Однако темпы реализации программы почти сразу же стали сильно отставать от графика, и уже в начале 2017 года Счётная палата РФ признала ее провальной. На 1 июля этого года введено в эксплуатацию лишь 1,3 млн кв. метров жилья эконом-класса из изначально запланированных 25 млн кв. метров, то есть всего 5%. Конечно, такой объём не смог никак повлиять на снижение стоимости квадратного метра.

«Программа «Жильё для российской семьи» должна предоставлять гражданам возможность получить квартиры по цене, зачастую существенно ниже средней рыночной в регионе. Это снижение гарантировано специальным механизмом выкупа объектов инженерно-технического обеспечения, который для застройщиков, однако, оказался слишком обременительным как по финансовым, так и по временным затратам, в результате чего они не считали участие в программе выгодным для себя», - говорит руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.

Предполагалось, что так называемые специализированные общества проектного финансирования, создаваемые Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), будут приобретать у застройщиков объекты инженерно-технического обеспечения, введенные в эксплуатацию в строящихся домах по программе, с последующей передачей их ресурсоснабжающей организации в целях дальнейшего выкупа. Разработанный механизм оказался, по мнению многих застройщиков, достаточно сложным и непрозрачным. К концу 2016 года были заключены всего лишь 35 предварительных договоров купли-продажи и аренды объектов инженерно-технического обеспечения на 2,8 млрд рублей. Очевидно, что такой объём не смог существенным образом повлиять на успешную реализацию программы. Кроме того, необходимые средства в итоге так и не были предоставлены, и объекты не были выкуплены.

Помимо этого, в конце 2016 года изменился и сам механизм выкупа объектов инженерно-технического обеспечения. Теперь вместо специализированных обществ проектного финансирования выкупать объекты должны были сами ресурсоснабжающие организации (РСО), на которых возложили, по сути, функции финансовых институтов. Так, РСО должны иметь долгосрочный рейтинг по классификации хотя бы одного из ведущих рейтинговых агентств (Standard&Poor’s, Fitch, Moody’s) и не ниже суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации по международной шкале, сниженного на одну категорию. На данный момент такой кредитный рейтинг имеют только 5 из более чем 11 тысяч ресурсоснабжающих организаций по стране. В итоге ключевой механизм реализации программы стал ещё менее востребованным, а застройщики и вовсе перестали за свой счет возводить инженерную инфраструктуру из-за отсутствия гарантий её выкупа.

Рынок жилья - прогнозы экспертов

Эксперты отмечают, что несмотря на окончание программы «Жильё для российской семьи» в конце этого года, никакой замены её пока не планируется – правительство делает ставку, в основном, на развитие ипотеки и другие меры фрагментарного характера. Кроме того, Минстроем России принято решение в дальнейшем отойти от использования термина «жильё экономического класса» и начать применять термин «стандартное жильё» с изменением соответствующих параметров. Такой законопроект уже обсуждается в настоящий момент в Госдуме. Эксперты Центра отмечают, что неясным остаётся, как в таком случае будет исполнено поручение 600-го указа президента, которым предусмотрено увеличение объёма ввода жилья именно экономического класса.

«С самого запуска программы механизм государственно-частного партнёрства не был должным образом проработан. В свою очередь, застройщики в участии программы не были заинтересованы, так как отсутствовали чёткие гарантии по выкупу инженерной инфраструктуры. При этом, уже сейчас у правительства есть действительно положительные практики такого партнёрства – например, заключение концессионных соглашений по выкупу коммунальной инфраструктуры. Этот же механизм можно было использовать в том числе и при реализации программы «Жильё для российской семьи». Поэтому мы считаем, что правительству нужно проработать все возможные варианты и способы, чтобы исполнить поручение президента и дать возможность российским семьям со средним достатком решить свой «жилищный вопрос»», - считает Виктор Рожков.



Похожие публикации




Партнеры