15:45Когда включат отопление в Москве

14:31В Москве благоустроят 120 км набережных за три года

13:55Насколько дней закроют Филевскую линию метро

13:06Когда в Москве заменят все лифты

12:09Лукойл открыл в Казахстане завод смазочных материалов

11:45Реконструкция Крутицкой набережной начнется до конца года

11:06В столице установили монумент корабельному истребителю Су-33

10:03Строительство ТПУ «Рязанская» завершится в 2020 году

09:27В конфликтную комиссию по эскроу не подано ни одной заявки

18:23Третью взлетно-посадочную полосу открыли в Шереметьево

17:40За нарушения в рамках долевого строительства застройщики на этой неделе оштрафованы на 1,9 млн. рублей

17:04В столице выросло число сделок на первичном рынке жилья – Росреестр

16:02Инвестиции в экономику Москвы могут достичь 2,6 трлн руб. до конца года

14:57Кто возьмется за «Дружбу»

14:18Жилой комплекс возводят в районе Измайлово по программе реновации

Реформа нормативной базы строительства, или Управляемый хаос

logo russianconstruction.com
Реформа нормативной базы строительства, или Управляемый хаос
Поисковые теги: Источник фото:

Александр Цернант, заслуженный и почетный строитель России




Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Подготовка к шестому технологическому укладу обусловливает методологический императив экосистемного подхода к инженерно-строительной деятельности. В этой связи стоит стратегическая задача по созданию гармонизированной с международными стандартами новой нормативной базы строительства (НБС) для ключевых отраслей материального производства: гражданского, транспортного, промышленного, сельского, оборонного, спортивного строительства и других отраслей экономики.

О Стратегии развития транспортного строительства. Ее надо нацелить на создание конкурентной транспортной системы России, опережающей по скорости транспортных потоков мировой уровень. Намеченные в принятой Стратегии параметры игнорируют закон конкуренции Подолинского, согласно которому выживают только те системы, у которых выше скорость обращения потоков информации, энергии и вещества (в данном случае грузов и пассажиров). Убогий объем высокоскоростных железных дорог, отсутствие даже упоминания о магнитолевитационных транспортных системах, о воздухоплавании и экранопланах, без которых недостижимы конкурентные производительность труда и экологическая безопасность, обрекают Россию навечно оставаться сырьевым придатком так называемых развитых мировых экономик.

Наука в условиях рыночной экономики. В новой НБС предусмотрено повышение роли и значения научного сопровождения строительства как инструмента предвидения и предупреждения рисков. Для достижения этих целей необходимо преодоление диалектических противоречий в работе по совершенствованию и развитию НБС. Однако это происходит в недостаточной мере. Росстандарт породил “управляемый хаос” в проектно-строительной деятельности дублированием областей стандартизации смежных ТК.

Требуется системный подход к развитию НБС. Нынешняя реформа НБС является по своей сути развитием нормативной базы строительства, созданной в СССР, концепция которой изложена в проекте Строительных Норм и Правил (СНиП 10-01-2003). Новая архитектура НБС предусматривает три уровня нормативных документов в сфере строительства:

  1. Строительные нормы — документы, содержащие обязательные требования к потребительским свойствам объектов строительства (эксплуатационные требования) по обеспечению комплексной безопасности в соответствии с функциональным назначением объектов нормирования — зданий и сооружений согласно Техническим Регламентам ФЗ-184 и ФЗ-384, включающие классы и уровни ответственности, допустимые риски по стадиям жизненного цикла, сметные нормативы;
  2. Строительные правила — документы, содержащие правила достижения обязательных требований (строительных норм, международных технических регламентов). Документы добровольного применения имеют рекомендательный характер: объемно-планировочные решения, принципы и методы расчетов, и др.;
  3. Справочно-информационная база данных для принятия управляющих решений в строительстве — документы, содержащие научно обоснованные систематизированные сведения о физико-географических условиях строительства на территории России и подтвержденные опытом строительства и сертификационными испытаниями данные о технических характеристиках строительных материалов, конструкций и изделий, методы испытаний (стандарты).

Из планируемых 2000 документов уже разработано более 600 актуализированных и гармонизированных с международными стандартами сводов правил. Впервые в мире разработан нормативный документ по прогнозированию и предупреждению рисков от воздействия цунами. В новых строительных нормах нашли отражение более 300 инновационных решений по строительным материалам, конструкциям, сооружениям и методам проектирования и строительства. При проектировании и строительстве мостов, транспортных тоннелей и портовых гидротехнических сооружений предусмотрено применение новых коррозионностойких экономно-легированных сталей, новых полидисперсно-армированных пожаростойких фибробетонов, высокоточных тоннельных обделок из чугуна с шарообразным графитом, импортозамещающих технологий строительства причалов, набережных и подпорных стен из большемоментного отечественного трубошпунта. Проектирование и строительство железных и автомобильных дорог в арктических широтах криолитозоны основано на системной классификации методов и средств управления тепловым режимом грунтовых массивов, которые не имеют аналогов за рубежом. Новые составы бетонных смесей обеспечивают возможность изготавливать с использованием местного минерального сырья сульфатостойкие бетоны класса Б-35 и выше без использования импортных материалов и технологий при строительстве транспортного перехода через Керченский пролив и т.д. Подобных инноваций более 300.

Катастрофического отставания строительной науки в России от мирового уровня нет. В транспортной сфере другая ситуация. Роль транспорта в общественном производстве нельзя сводить только к оказанию “транспортных услуг”. Транспорт — это функциональная сфера общественных отношений, необходимое условие существования и устойчивого социально-экономического развития страны. Опережающее строительство транспортных коммуникаций при реализации крупных проектов хозяйственной деятельности сокращает продолжительность и ресурсоёмкость инвестиционных циклов, снижает антропогенную нагрузку на природные ландшафты, улучшает экологическую ситуацию. Надо помнить, что любая экономия в конечном счете сводится к экономии времени и наоборот.

Из сказанного выше следует необходимость непрерывного развития и совершенствования нормативной базы строительства: строительные нормы плюс строительные правила плюс сметные нормы. Организация и координация этой работы является одной из важнейших задач в деятельности ФАУ ФЦС.



Похожие публикации



Партнеры