Евгений НОСОВ, Министерство транспорта РФ
Создание современной дорожной сети — это активное применение инноваций, с одной стороны, и соответствие межгосударственным стандартам, с другой. Работа по модернизации и экономическому развитию дорожной сети в России ведется с 2008 года, с момента утверждения транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.
Приоритетом здесь является обеспечение безопасности движения и соблюдение экологических норм дорожного строительства. В то же время нам необходимо учитывать и экономический аспект — значительную стоимость основных дорожных строительных материалов и высокопроизводительной техники.
Одна из задач, поставленных перед нами правительством, — обеспечить такое качество работ, чтобы межремонтный срок для федеральных трасс вырос до 12 лет.
Кроме того, изменились нормативы по отношению к грузовому транспорту: нагрузки на ось увеличились до 11,5 т — соответственно, возросли требования к качеству дорог. При этом в прошлом году перед нами была поставлена задача снизить норматив на ремонт и содержание на 5—7%.
Влияние этих факторов требует от дорожного хозяйства существенной перестройки на принципах инновационного развития. Для такого рода работы необходим системный подход: в частности ежегодное планирование и отчетность по результатам инновационной деятельности, проведение экспертизы и оценки эффективности применяемых технологий.
Также необходимо модернизировать техническое регулирование в сфере инновационной деятельности: разработать значительное количество методических документов, регламентирующих применение прогрессивных дорожных технологий, техники, материалов.
Напомню, что с 2011 года у нас ведется работа над изменениями в Постановление правительства РФ №539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения…», и проходит она достаточно тяжело. Нам пришлось пережить два переходных периода, последний из которых закончился 1 сентября 2016 года с принятием программы межгосударственных стандартов Таможенного Союза. Всего их 171. Это база, вокруг которой должны развиваться национальные стандарты дорожного хозяйства.
Кроме того, мы ждали решения вопроса о том, какой документ считать приоритетным для дорожного кодекса: 184-ФЗ о техническом регулировании или Технический регламент Таможенного Союза. Для нас было очевидно, что технический регламент, как международный документ, имеет более высокую степень значимости, чем федеральный закон. Именно это и было подтверждено на самом высоком уровне: на заседании Госсовета 15 сентября 2016 года, когда было принято решение приоритетным считать техрегламент.
Теперь Министерству транспорта РФ поручено подготовить вместе с Минстроем РФ дорожную карту, в соответствии с которой мы должны обеспечить этот приоритет нормативно-техническими и правовыми документами. План наших действий в начале года внесен в правительство, и сейчас проходит внутриведомственное согласование.
Первым пунктом этого плана является разработка программы стандартизации. К 171 межгосударственному стандарту нужны еще национальные стандарты на те виды деятельности, материалы и испытания, которые не охвачены межгосударственными стандартами.
Я думаю, что разработка этой документации должна проводиться в тесной связи с научным сообществом, отраслевым НИИ, Федеральным дорожным агентством, а ключевую роль в работе может сыграть отраслевой институт МАДИ.
Вся эта работа должна завершиться в I квартале 2017 года.