Александр СИНЕЛЬНИКОВ, финансовый аналитик
На днях на сайте Минфина опубликовано «Информационное сообщение об операциях на внутреннем валютном рынке», которое ознаменовало крутой поворот в денежно-кредитной политике государства.
Фактически декларируется отмена проводимой политики ЦБ РФ на так называемое инфляционное таргетирование и свободно-рыночное курсообразование рубля. Денежные власти в лице Минфина с февраля текущего года переходят к манипулированию курсом национальной валюты путем проведения валютных интервенций на открытом внутреннем рынке с заявленными объемами и сроками их проведения. Цель — стабилизация дефицита бюджета и сохранение Резервного фонда.
Такой резкий поворот в изменении целеполагания произошел из-за нерешительных действий ЦБ по снижению волатильности рубля имеющимся у него в распоряжении широким спектром возможностей, включая административные.
Высокая волатильность и связанная с нею ключевая ставка привели к перегреву валютного рынка, при котором курс рубля по отношению к доллару за последний год вырос примерно на 10% и обеспечил долларовый эквивалент доходности рублевых вкладов в банках на уровне порядка 20%.
Такая аномальная ситуация на валютном рынке существенным образом отразилась на финансовых результатах деятельности российских сырьевых экспортеров, уменьшив их выручку в рублевом эквиваленте и повысив издержки производства. Это немедленно сказалось на доходах федерального бюджета: выпадающие доходы бюджета составили, по моим оценкам, не менее 5%. Ситуацию с федеральным бюджетом усугубляет серьезная валютная переоценка Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Что же будет происходить на рынке с появлением такого крупного игрока, как Минфин? Как нам официально сообщило ведомство, теперь будут ежемесячно подсчитываться дополнительные и выпадающие доходы, связанные с изменением цен на нефть от базовой величины, заложенной в бюджет 2017 года, в размере $40 за баррель. Весь объем профицита/дефицита с публикацией его размера в начале месяца, следующего за расчетным, будет направляться на внутренний валютный рынок с целью формирования переходящего валютного запаса.
Инвестирование средств будет осуществляться равными долями в течение всего текущего месяца: как говорят фондовые игроки, «ступенькой». Расчеты Минфина показывают, что при цене на нефть $55 за баррель стабилизация бюджета с дефицитом меньше 1% наступает при курсе 64,9 руб/$. Такой курс, по мнению Минфина, достигается путем плановых интервенций или, как сформулировано в официальном сообщении, применением «временного бюджетного правила».
У меня такой подход вызывает большое удивление и серьезную озабоченность, поскольку мировая практика проведения интервенций как раз предполагает их полную внезапность как по срокам, так и объемам. В самом деле, если вы декларируете свое намерение покупать заранее, то у продавцов возникает рациональное желание придержать товар, чтобы продать его дороже. Намерение Минфина покупать доллары «ступенькой» очевидно не вызовет желание у продавцов продавать «ступенькой». Наоборот, рынок с энтузиазмом начнет играть против такого «наивного» крупного покупателя.
А с учетом имеющейся на рынке возможности покупке/продажи валюты с большим плечом без полного обеспечения, размах спекуляций может быстро достичь огромных размеров, что грозит повторением ситуации декабря 2014 года.
Для стабилизации валютного рынка неизбежен выход ЦБ с встречными интервенциями и, возможно, введение режима временного валютного контроля. Бюджет, безусловно, получит в краткосрочной перспективе дополнительные доходы и станет бездефицитным, но ценой этому будет резкий скачок инфляции и необходимость индексации расходных статей бюджета уже в этом финансовом году.
Так что я советую строителям воздержаться от открытия новых проектов, поскольку их эффективность в нынешней нестабильной ситуации находится под большим вопросом.