16:09Когда будет отремонтировано здание Архитектурного отдела на ВДНХ

15:30На станции МЦК ЗИЛ запланировано строительство дополнительных выходов

14:41На что держит курс ГК Bosch в России

13:58Стасишин оценил застройку по программе «Стимул»

12:46Где в Казани пройдут слушания по строительству второй ветки метро

12:00Что пять нашли на стройке в Екатеринбурге

11:14Когда сдадут жителям дом по реновации в Можайском

10:10Московское метро остеклили «бронированными» стеклами

08:57Какие станции метро будут закрыты 25 и 26 мая

18:00Зачем, на самом деле, в московском метро обновят 70 вентиляционных установок

17:06Реновация в Бабушкинском районе даст новые объекты инфраструктуры

16:05Где построят новый Ледовый дворец в столице

14:58Кто ответит за регулярные сбои в столичном метро

14:18Мосгосэкспертиза согласовала семь проектов ремонта зданий на Новом Арбате

12:54Когда «сдадут» трассу Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе

Дизайн «made in Russia»: готов ли он соперничать с европейским?

logo russianconstruction.com
Дизайн «made in Russia»: готов ли он соперничать с европейским?
Поисковые теги:

Для российского предметного дизайна пока сложно все – от запуска в производство до сертификации и продвижения на рынок


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Хотя эпоха русского авангарда и внесла солидный вклад в рождение дизайна как искусства, на родине авангарда, в России, дизайна как такового — а тем более дизайна предметного — долгое время просто не существовало. Где-то в Италиях, Франциях, Скандинавиях создавались новые стулья, светильники, сантехника — а мы только подхватывали созданную кем-то моду. И вот — прорыв!

Оказывается, можем!

Буквально в последние годы один за другим стали появляться талантливые российские «предметники» — Дмитрий Логинов с его светильниками и керамической плиткой, Кирилл Овчинников с его уникальными обоями и тканями, Максим Касымов, запустивший производство собственной мебели, наконец, молодой дизайнер из Новосибирска Наташа Шевченко, которая придумала целую капсульную коллекцию Flying Fish — ее с удовольствием взялись выпускать несколько итальянских фабрик. И это далеко не полный список.

На недавней выставке строительных и отделочных материалов Batimat Russia практически целый павильон был отдан под авторские интерьеры известных российских дизайнеров — тут можно было увидеть и ярко декорированный бутик-отель Елены Теплицкой (смелое использование цвета — ее фирменная фишка), и пространство «Сон кружевницы» дизайнера Марии Романовой, и «Гостиную интроверта» Антона и Марины Фруктовых, и фантазию на тему детской комнаты «Цирк» Натальи Гусевой.

Особенность нынешнего показа — неожиданно большое количество людей толпилось на стендах дизайнеров, работающих в «предметной» области.

Наталья Шевченко: как летающая рыба «заплыла» в ванную комнату

…На стенде Натальи Шевченко можно было буквально потрогать только-что выпущенную, хранящую тепло человеческих рук авторскую керамику.

Наташа придумала уникальный принт — «flying fish», «летающих рыб». И украсила им вазы, керамические панно, настенные светильники, раковины для умывания.

Коллекция у Наташи — монохромная: в двух цветах — черном и белом. Идея автора крайне проста — четкий силуэт «летающей рыбы» на фоне то ли водной, то ли небесной стихии. Но как же красиво!

— …У меня наступила некоторая творческая усталость, и я решила поехать за вдохновением буквально на край земли, на один из затерянных в океане островов, — рассказала автор на своем мастер-классе. — Там можно было полюбоваться китами, плывущими на фоне горизонта, другими диковинными представителями фауны. Так у меня и родился этот образ — летящей рыбы. Приехала домой, стала делать наброски.

Говорят, желания притягивают возможности. И когда Наташа, уже в Италии, где она была в деловой поездке, неожиданно встретила старого знакомого, владельца небольшой керамической фабрики — это была судьба. Тот ухватился за интересную идею. И вот — готова уже целая коллекция, на нее закреплены авторские права, и начат ее выпуск в промышленных масштабах.

Сама Наташа появилась на мастер-классе в оригинальном комбинезоне с принтом «летящей рыбы». Оказалось, что будут еще и обои «Флаин фиш», и даже ткани.

Кирилл Овчинников: алхимия красного

Другой интересный предметный российский дизайнер — Кирилл Овчинников — на строительно-архитектурной выставке этого года представил чуть ли не все, что относится к его личному бренду. Кирилл — художник, промышленный график, работает в редкой для графика технике акварели. Акварель у него плотная, почти «картина маслом».

От обоев и художественных платков, которыми Кирилл славится, он перешел к более крупным формам — теперь в его активе не только ткани, но и выполненные в фирменном стиле мебель, домашние аксессуары, фарфор, ювелирные изделия.

— Мне хотелось создать узнаваемую марку по примеру Pucci, Missoni или Etro, — рассказывает Кирилл.

И, действительно, его вещи не спутаешь ни с кем: доминирующий красный в его работах отсылает к традициям палехской и городецкой росписи. Обои «Лемуры» и «Алхимия» — тончайшая работа кистью.

Любопытно, что темой своего выступления в деловой программе выставки Кирилл выбрал создание бренда при наличии минимального стартового капитала. И ведь создал-таки свой бренд. Его авторские платки в технике «печать на шелке» выпускает одна из фабрик в Милане. Начат лимитированный выпуск мебели и обоев.

Дима Логинов: в сомнениях рождается истина.

Предметного дизайнера Диму Логинова уже записали в «классики». Специалисты считают, что он делает дизайн мирового уровня.

На авторской встрече с коллегами-дизайнерами, которая состоялась в рамках выставки Batimat, Дима скромно заметил, что он «всегда в себе сомневается». Вот на данный момент он пребывает в сомнениях, насколько удачной оказалась его последняя коллекция, и в том ли направлении он движется.

Однако же производители в правильности его взгляда на востребованный дизайн, похоже, уверены. Дмитрия буквально рвут на части.

Журналисты называют Диму дизайнером «шокирующее красивых вещей». Он создавал дизайн для всемирно известных брендов VitrA, Microsoft, Elle Decoration, Studio Italia Design. Является обладателем множества международных наград — в 2012 году, например, завоевал две самые престижные награды в области дизайна — iF Product Design Award и Red Dot Product Design Award за коллекции керамической плитки для VitrA.

— Самое первое, что всегда меня волнует, — какие эмоции вызывает мой дизайн. Форма и функция всегда идут вслед за этим, — говорит Дима Логинов.

Максим Касымов: для хорошей идеи нужны ресурсы и единомышленники

Еще один успешный предметный дизайнер Максим Касымов, проектирующий и производящий вещи под собственным брендом, как-то посетовал на сложности, которые отнимают время у творчества.

— Когда ты постоянно занят администрированием, поисками денег, преодолением каких-то законодательных и нормативных барьеров, на креатив остается очень мало времени, — говорит Максим.

Наряду с разработкой и проектированием интерьеров студия Максима Касымова активно развивает еще одно направление — создание авторской мебели. Наличие собственного производственного цеха позволяет реализовывать самые смелые и интересные идеи. У Максима несколько самостоятельных линеек продукции: системы хранения, кухни, спальни, комоды, светильники, зеркала и аксессуары.

Егор Литвинов: с талантом проблем нет — проблема с сертификацией

Между тем, пробиться российскому предметному дизайнеру на отечественный — а тем более зарубежный — рынок не так-то просто.

Не так давно в Торгово-промышленной палате прошел примечательный круглый стол, посвященный как раз продвижению на рынок собственного бренда и защите авторских прав в области предметного дизайна.

Как известно, прежде, чем продукт попадает за рубеж, он должен быть соответствующим образом сертифицирован. Такой сертификат включает, в том числе, требования по безопасности: как самого продукта, так и материалов, из которых он сделан.

Так вот, оказывается, сертифицировать созданный промышленный образец у нас в России особенно-то и негде!

Егор Литвинов, руководитель направления международной сертификации «ЕвроЭкспертСтандарта» посетовал, что на сегодня в России не существует аккредитационной лаборатории, которая могла бы выдавать сертификаты европейского образца. Здесь вина не только России, но и Европы. Та пока с большой осторожностью относится к идее создания такой лаборатории на российской «половине». Как оказалось, на сегодня только Словакия признает результаты испытаний, проведенные на базе российских тестовых центров. Так что если сертифицироваться, то пока только за рубежом!

Вторая сложность — государственные субсидии на такую сертификацию сегодня не действуют. Не субсидируется и выставочная деятельность в области предметного дизайна: допустим, кто-то из наших промышленных дизайнеров захотел выставиться на крупной зарубежной выставке, например, французской Maison&Object или итальянской ISalini. «В добрый путь, — говорят такому дизайнеру, — но только за свой счет».

Нужна ли вообще продукция «Made in Russia» за рубежом? Да, нужна, считает руководитель компании «Belsi», производящей мебель и игрушки на экспорт, Алексей Сибилев. Итальянские производители дивятся тому, как можно производить продукцию такого качества за такие небольшие деньги.

Недавно нам предложил сотрудничество сам Симоне Микели, известный итальянский предметный дизайнер, — продолжает Алексей Сибилев. — Но сложность в том, что наши стандарты не гармонизированы с европейскими — перемещение через границу в Евросоюз невозможно без сертификата безопасности и менеджмента качества. Нам часто приходится использовать зарубежное сырье только потому, что оно сертифицировано по европейским стандартам. Хотя наше сырье использовать намного выгоднее, оно в разы дешевле.

Достаточно большая проблема и с оформлением авторских прав на свой бренд. Оказывается, в нашем законодательстве большие пробелы по этому поводу.

Валерия Варнавская: вас могут взять на стенд «Сделано в Москве» и продвинуть на интернет-ресурсе

Тем не менее, ситуация, как оказалось, не совсем уж безнадежная. Какие-то меры поддержки талантливых российских авторов и производителей все-таки разрабатываются. С ними журнал «Строительство.RU» познакомила ведущий специалист Московского экспортного центра Валерия Варнавская.

Итак, дизайнеру, желающему продвигать свой бренд, «светят» следующие меры поддержки: продвижение через Каталог экспортной продукции «Криэйт ин Москоу». Затем: поддержка коммерческих аккаунтов на ресурсе alibaba.com, консультации и обучение в Московской школе экспортера. Можно подать заявку на участие в выставочном стенде «Сделано в Москве», который будет экспонироваться на выставке Maison&Object (компенсируется транспортировка экспонатов и само участие в выставке).

Маловато, конечно. Обнадеживает то, что сделаны хотя бы первые шаги на пути завоевания очень привередливого и избалованного  талантами рынка предметного дизайна.

Елена МАЦЕЙКО



Похожие публикации



Партнеры