09:36Девелопер построит и передаст городу школу и два детских сада на юге Москвы

09:00Дом по программе реновации введут в этом году в пяти минутах от станции МЦД «Сетунь»

17:30Строительство технопарка на Октябрьском поле завершится до конца 2024 года

17:01Лесозавод «Судома», входящий в состав лесопромышленного комплекса SHELON, запустил производство нового строительного материала — садового паркета из термодревесины. Мощности предприятия позволяют выпускать 3000 м2 та

15:20Айсен Николаев: Якутия занимает проактивную позицию в изучении вопросов изменения климата

15:05В Забайкалье потратят 1,3 млрд на строительство школы в Нерчинске

13:27В Тверском районе модернизируют трамвайные пути

12:25В районе Западное Дегунино ликвидировали незаконные пристройки

11:56В Дальнегорске построят водоочистную станцию за 501,2 млн

10:56Началась надвижка металлического пролетного строения эстакадного съезда с внутренней стороны МКАД на МСД

10:17В Марьиной роще появится общественное пространство для отдыха горожан

09:32В Подмосковье построят новый цех машиностроительного завода «Тонар»

08:55В Минстрое РФ обсудили сотрудничество с Республикой Куба в сфере строительства

18:00В Западном Бирюлёве построят дом на 128 квартир по реновации

17:32Минстрой РФ продолжит работу по оптимизации инвестиционно-строительного цикла

Почему нынешнюю АРХ Москву назвали лучшей из всех

logo russianconstruction.com
Почему нынешнюю АРХ Москву назвали лучшей из всех
Поисковые теги: Источник фото:

Нынешняя АРХ Москва представила архитектуру для жизни. И этот посыл не оставил посетителей равнодушными

Нынешняя АРХ Москва и проходившее в ее рамках 5-е Московское Архитектурное Биеннале приятно удивили разнообразием новых форматов.

 

В этом году даже на официальный стенд Москомархитектуры был объявлен конкурс: его выиграло архбюро Citizenstudio (архитекторы Михаил Бейлин и Даниил Никишин). Придуманную конструкцию вполне можно было рассматривать как самостоятельный арт-объект. Она стала достойной кулисой для развернутой за ней хроники архитектурных достижений столицы.

На выставке показывали фильмы, легко объединяемые слоганом «Архитектура: жизнь без архитектора». Например, об уникальном доме архитектора Рема Колхаса рассказывала его домработница. А экскурсию по «изломанному» Музею современного искусства в Бильбао (творению гениального Френка Гери) вел… промышленный альпинист, регулярно чистящий сложные криволинейные поверхности, коими так гордится эта постройка.

В проекте «Архитектура Off-line» его куратор Рубен Аракелян решил показать работу архитектора изнутри: как рождается проект, как идет дальнейшая работа над ним. Для этого он не поленился вывезти на площадку АРХ Москвы все свое архитектурное бюро WALL.

Ребята в режиме on-line встречались с заказчиком, устраивали мозговой штурм, обсуждали проект со смежниками. Все это можно было наблюдать вживую на большом мониторе. Правда, посетителей на стенде на первый раз было не так много. Но это, наверное, из-за непривычного пока для АРХ Москвы формата.

 

Как выглядит архитектура «пять звезд»

В этом году АРХ Москва двинулась туда, куда раньше даже не заглядывала. В рамках проекта «Hotel, House, Home» было представлено несколько полностью обустроенных и укомплектованных мебелью номеров в отелях «три звезды» и «пять звезд».

Заметим, варианты дизайна предлагались для наших отечественных гостиниц и хостелов. Приятно сознавать, что, наконец, и мы (вернее, наши дизайнеры и архитекторы) доросли до европейских гостиничных стандартов.

Куратор проекта, архитектор и дизайнер Мария Сонне-Фредериксен, руководитель бюро Sonne-Frederiksen (Германия) с удовольствием делилась своим огромным опытом в области архитектуры и дизайна отелей.

На той же площадке обсудили и архитектуру для молодых. Выяснилось, что у нас «системное» отставание в вопросе жилья для студентов.  Показанная участниками выставки «комната в общежитии» — красивая, современная, оборудованная трансформируемой мебелью — вполне могла бы стать первой ласточкой на пути  преодоления устоявшегося представления о том, каким должно быть молодежное общежитие (убогим, неудобным, малокомфортабельным).

Другой проект, Дома долголетия, презентовало архбюро из Великобритании Cavaleri Partnership. Его руководитель Мариано Кавалери убежден, что нужно создавать как можно больше проектов для пожилых, которые предлагают максимально комфортабельную приватную среду и в то же время сохраняют возможность взаимодействия пожилого человека с соседями и окружающим миром.

 

Есть ли архитектура без архитектора

Совершенно неожиданно, в рамках АРХ Москвы возникла тема «народной архитектуры». Толчок для нее дал спецпроект «Среда сосуществования».

Фотокорреспондент Дмитрий Чебаненко очень много снимал в Ереване. И обратил внимание на то, что жители города как бы додумывают свои дома. В результате в армянской столице появились целые районы «народной» архитектуры: с пристроенными балкончиками, террасами, палисадниками, лоджиями, верандами. Все время достраивающийся город выглядит очень живописно.

А почему бы, собственно, и нет? — задались вопросом архитекторы. Профессиональное сообщество так увлеклось дискуссией на эту тему в рамках нынешней АРХ Москвы, что авторитетные участники выставки даже стали предлагать свои варианты существования «архитектуры без архитектора».

Широкоизвестный ректор школы МАРШ Евгений Асс предложил даже взять эту практику «достраивания» на вооружение у нас. Допустим, в гаражных кооперативах. Не секрет ведь, что мужская половина российского населения любит пропадать «в гаражах». Почему бы не сделать там качалку, кафе, где можно приготовить себе бутерброд, в конце концов.

Вообще, по мнению Евгения Асса, нужно учиться не просто придумывать какой-то сногсшибательный проект, а работать с тем, что есть, с помощью архитектуры придумывать себе жизнь и среду обитания.

 

Городок мой — ничего…

Собственно, из этой же серии и имевший сногсшибательный успех на выставке проект «Приметы городов». В его рамках люди (архитекторы, журналисты, просто неравнодушные горожане) рассказали о своих городах , часто открыв их с неожиданной стороны, — такое, чего не найдешь ни в одном справочнике или путеводителе.

Например, чем живет тот или иной город: неформальные мероприятия, харизматичные личности и т.д. Какими дорогами любят ходить в этом городе, какие места считаются популярными, а какие нет. Архитектура, которая нравится, и архитектура, которая пугает. 

В итоге выяснилось, что Екатеринбург — это не только столица русского рока, но и столица современного танца и уличного граффити (здесь есть свои знаменитости, например, Тимофей Радя).

А в Нижнем Новгороде можно посмотреть на уникальную Шуховскую башню. Да-да, мы не оговорились. Это вторая из сохранившихся (первая — в Москве, на Шаболовке) гиперболоидных башен инженера Владимира Шухова. Местные активисты спасли башню от разрушения, и теперь ее тщательно охраняют, к ней организовано целое паломничество.

— Когда мы делали этот проект, то поняли, как мало мы знаем свою родину, — размышляет руководитель проекта Юлия Зинкевич. — Мы мало ездим по России. Ну кто из тех, кто живет в центральной части страны, был, например, за Уралом? Увы, немногие… Наш проект — это отличная возможность познакомиться с уникальной культурой российских городов. Причем, с культурой живой, неформальной.

 

ELEMENTарно, Алехандро!

Слово «живой» звучало на нынешней АРХ Москве часто. И неслучайно тема выставки была заявлена ее куратором Бартом Голдхоорном как «Архитектура для жизни».

В центральной экспозиции очень даже немалое место было выделено под презентацию архитектурного бюро ELEMENTAL, которым руководит теперь уже очень широко известный во всем мире архитектор из Чили, лауреат Притцкеровской премии Алехандро Аравена.

Это на самом деле уникальный человек, яркий представитель социально ориентированного зодчества. Он строит дома для бедных и создает комфортные общественные пространства для всех слоев городского населения. Именно он придумал формулу «1/2»: когда половину дома строит бюро (в данном случае, ELEMENTAL), а вторую — хозяева, когда у них появляется такая материальная возможность. Этот подход позволил обеспечить жильем семьи с самым низким достатком.

Между прочим, у Алехандро Аравены в нашей стране есть последователи. В частности, бюро из Самары (авторы проекта — коллектив «Местные планировщики» и учебная мастерская Сергея Малахова и Елены Репиной). Здесь придумали «единицу дома» или «единицу города». Называется эта единица «парацелла».

Это некий модуль, в котором есть все необходимое для жизни. Из парацелл, как из кубиков, можно собрать целый городской район. Самарские парацеллы приняли участие в основной части выставки, которая называлась под стать всему остальному: «Архитектура и образ жизни».

Кстати, на открытии нынешней АРХ Москвы главный архитектор столицы Сергей Кузнецов прямо заявил:

— Пожалуй, это самая сильная АРХ Москва за все 20 лет ее существования.

Согласимся с Сергеем Олеговичем. А правда ведь, неплохо бы было, если бы каждую последующую оценивали так же?

Елена МАЦЕЙКО



Похожие публикации




Реклама


Партнеры