14:28Три проблемных жилых комплекса в Москве достроят за счет бюджета города

13:09Мэрия отчитывается: станция «Окская» Некрасовской линии метро будет готова в декабре

11:11Ремонт больниц и поликлиник ждет столицу до 2024 года

09:57В столице продолжается реновация...

08:57Завершено благоустройство ул. Рождественка и прилегающих к ней переулков

17:24Пешеходы в Москве получат возможность продлевать время «зеленого» сигнала светофора социальной картой

14:46Побит температурный рекорд 1889 года

14:18В Доме Правительства состоялось вручение ключей дольщикам домов №№ 41, 43 ЖК «Изумрудная долина»

12:15Завершено благоустройство улицы Ильинка и прилегающих переулков

11:14Московская НЦК установила ограждения на одной из самых красивых трасс мира

10:44Сербская ветка газопровода «Турецкий поток» будет достроена до конца года

08:58Возле пяти станций МЦД завершилось благоустройство территорий

17:15Роддом для детей с патологиями сердца при больнице №67 введут до конца года

16:30Шесть крупных ТПУ появится на МЦД-1 «Одинцово – Лобня»

15:55Власти Подмосковья планируют открыть еще три комплекса по переработке отходов до конца года

Русские архитекторы выходят из тени китайских коллег

logo russianconstruction.com
Русские архитекторы выходят из тени китайских коллег
Поисковые теги: Источник фото:

На архитектурном биеннале в китайском Шэньчжэне работы россиян вызвали небывалый интерес




Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Наша архитектура не избалована вниманием. Российские архитекторы обычно пребывают в глубокой тени своих более успешных и знаменитых зарубежных коллег. Почему-то принято считать, что за последние несколько десятилетий отечественная архитектурная мысль не создала ничего сколько-нибудь значимого с точки зрения мирового архитектурного процесса.

Тем более удивительно, что на недавнем Международном архитектурном биеннале, который проходил в китайском Шэньчжэне, именно работы российских архитекторов вызвали большой неподдельный интерес и получили признание авторитетного архитектурного сообщества.

 

Если большинство архитектурных конкурсов посвящено Дому и проекту дома, то Международный биеннале урбанистики и архитектуры (UABB) «занимается» проблемами урбанистики и градостроительства.

И  именно решения, связанные с одной из острейших урбанистических проблем — реновацией деградирующих промзон и возвращением их в активное пользование, привезли в Шэньчжэнь наши архитекторы. 

 

Мы проспали технологический всплеск

— Нельзя сказать, что мы не умеем строить города. У нас великолепный опыт в этой области. Достаточно вспомнить Петра Первого, заложившего Санкт-Петербург, градостроительную комиссию Бецкого, личного секретаря Екатерины II, которому русские города обязаны своими генпланами, — напоминает президент Союза архитекторов России Андрей Боков. — Но дело в том, что, когда Европа мощно развивалась в плане урбанистики, когда мир перешел к построению новой городской инфраструктуры с использованием «зеленых» технологий, абсолютно нового транспортного каркаса, мы этот момент проспали. В результате Россия сильно отстала.

Русские архитекторы выходят из тени китайских коллег

На Западе в основу градостроительства положено понятие о городе как о саморегулируемой системе, живом организме, который, как и природа, имеет естественный жизненный цикл. Замечательно, что вслед за мировыми столицами наконец-то вступила на этот путь и Москва.

— Да, порой горожанам не нравится, что где-то что-то роют, где-то перекопано, — продолжает Андрей Боков. — Но когда работы заканчиваются, те самые недовольные горожане уже не мыслят себя без технологических новшеств, которые принесли эти преобразования.

 

От рыбацкой деревушки — к центру новых индустрий

К слову, почему биеннале проходил именно в Шэньчжэне? Это сравнительно молодой город, его еще называют «тенью Гонконга», поскольку он опоясывает его с трех сторон. Маленькая рыбацкая деревушка буквально за несколько десятилетий превратилась в центр новых индустрий.

Город супериндустриальный — он и начинался с сети фабрик. Теперь эти фабрики устарели, производство выводится за городскую черту. А освободившиеся промышленные территории облагораживают, превращают в творческие и культурные кластеры. Словом, все, как у нас — на фабрике «Красный Октябрь», на ЗИЛе, на заводе «Флакон» и т.д.

Любопытно, что, приглашая к себе архитектурный десант, оргкомитет биеннале каждый раз выбирает очередную фабрику, которую нужно преобразить, реновировать. И происходит это силами архитекторов — участников биеннале. В этом году, например, творческие коллективы из разных стран предлагали свои проекты по оживлению территории мукомольной фабрики в Шэньчжэне.

Русские архитекторы выходят из тени китайских коллег

Кроме того, в рамках форума в этом году развернулась экспозиция национальных павильонов. Россия, напомним, привезла проект «Кейсы в кейсах», который демонстрировался на фестивале «Зодчество» в Москве.

В экспозицию вошли как хорошо известные примеры (такие как Винзавод и завод «Флакон»), так и пока малоизвестные. В их числе проект ткацкой фабрики в Иваново, превратившейся в дизайнерский кластер по производству одежды; этнографический парк «Олонхо», который появится в республике Саха (Якутия); творческая усадьба «Гуслица» в селе Ильинский Погост (Московская область) и десятки других удачных российских проектов.

Кстати, все эти проекты в ближайшем будущем поедут по России. Причем в каждом из городов команда архитекторов будет устраивать мозговой штурм, помогать с приспособлением под нужды города какой-то из местных промтерриторий.

 

Фабрика, ставшая произведением искусства

...Но вернемся в Шэньчжэнь. В конкурсе на реновацию мукомольной фабрики победила китаянка Дорин Хэн Лю, чья концепция и была реализована на территории предприятия.

— Не устаю поражаться той мощной протопластике, которая таится в объектах промышленного назначения, — рассказывает сокуратор биеннале в Шэньчжэне архитектор Андрей Асадов. — Мы были поражены тем, как преобразилась самая обычная фабричная застройка. Особенно потрясающе выглядели подсвеченные изнутри башни элеватора — это очень необычное и эффектное пространство, по своему эмоциональному воздействию, пожалуй, не уступающее собору.

По словам архитектора, промышленные сооружения таят в себе ту особую атмосферу, которую не получается создать в новых сооружениях.

— Изначально это были чисто функциональные объекты, никоим образом не претендующие на то, чтобы стать искусством, — отмечает Андрей Асадов. — И вот теперь это искусство!

 

Проект Егора Орлова рассматривали как аттракцион

Особое место в российской экспозиции заняло футуристическое панно «Ландшафт новых индустрий» молодого архитектора Егора Орлова. Перед этим панно, выполненным, кстати, в очень модной и стильной манере комиксов, остановился даже сам авторитетный в архитектурном мире Питер Кук. Мэтр долго смотрел, а потом не постеснялся выразить свое восхищение.

Дело в том, что Егор не просто нарисовал город будущего. Он его придумал, в мельчайших деталях. В городе будет летающий дракон, раздающий пиццу; бассейн, в котором никогда нельзя доплыть до финиша; пространственные ориентиры, ничего общего не имеющие с горизонталью и вертикалью, и прочие странные и интересные вещи.

Егора Орлова уже сейчас называют продолжателем традиций гениального русского конструктивиста и футуриста Константина Мельникова. Сходство усиливает и то, что Егор Орлов, как и Константин Мельников, пишет совершенно необычные тексты-сопровождения к своим работам. Их можно читать как хорошую литературу.

Впрочем, китайские посетители российского национального павильона восприняли панно Егора Орлова еще и как аттракцион. Панно было снабжено подробной экспликацией. И буквально к каждой детали, изображенной на «ландшафте будущего», можно было найти подробное пояснение.

 

Большой фестиваль распадется на несколько маленьких?

После возвращения из Шэньчжэня у команды, представлявшей нашу страну, возникла идея создать у себя площадку, подобную китайской. А возможно, рассматривать уже существующий архитектурный фестиваль «Зодчество» в качестве инструмента реновации очередной промзоны, будь то провинция или столица.

— Мы планируем искать территории, которые готовы превращаться в очаги реновации, — сообщил на недавней пресс-конференции Андрей Асадов.

Обеими руками за такую инициативу и президент Союза архитекторов Андрей Боков:

— Появилась перспектива перерастания фестиваля «Зодчество» в серию малых фестивалей («Зодчество — новые индустрии», «Зодчество — ландшафт» и др.), которые будут проходить в разное время или одновременно — не суть. Главная идея — такие фестивали должны стать реально полезны тем городам, в которых они проходят.

Елена МАЦЕЙКО



Похожие публикации



Партнеры