Известный московский зодчий поделился своим творческим кредо с гостями Архитектурного года
Этот архитектор не устает креативить всю жизнь. Вместо официального павильона России на Экспо–2010 в Шанхае предложил «летающий отель». В Киеве, на Днепре, придумал «ангельский» мост. А километровую башню-небоскреб он, вместе с коллегами, обдумывал лет за 10—15 до того, как такие высотные здания под сто этажей стали появляться в Азии: Тайбее, Сингапуре, Арабских Эмиратах. Этот проект не осуществился. Но, как считает автор, мощный импульс в ноосферу был послан.
Недавно в Центре «Винзавод» в рамках Архитектурного года, организованного компанией AGC и Национальным агентством по архитектуре и градостроительству, с большим успехом прошла встреча с российским архитектором Александром Асадовым. Встреча в очередной раз убедила: идей для воплощения в портфолио мастера еще немало.
Александр Асадов — един во множестве ипостасей. Во-первых, он — глава большой архитектурной династии. Его жена — также успешно практикующий архитектор. А сыновей, Андрея и Никиту, теперь, пожалуй, знает вся архитектурная общественность Москвы. Они кураторы самого популярного российского архитектурного фестиваля «Зодчество».
Александр Асадов преподает в МАРХИ. И его ученики уже активно строят и проектируют. И самое главное, Александр Асадов — действующий архитектор, построивший в Москве и других российских городах десятки знаковых зданий.
— Если вы архитектор, вы работаете и ночью, — не устает повторять Александр Рафаилович. — Все, что вы узнали, о чем подумали, что перечувствовали за день, вы закладываете в ночную «вычислительную машину». И утром, на грани сна и яви, она выдает результат.
Кто из архитекторов не знает Дом архитектора в Гранатном переулке в Москве? Над его реконструкцией работал Александр Асадов. При создании проекта пришлось увеличить площадь здания чуть ли не в 8 раз, вписав его при этом в очень маленькое пространство.
Тургеневская библиотека в Москве — один из первых опытов совмещения современной архитектуры и палат 16 века. Центр концерна Мерседес-Бенц «Авилон» может похвалиться уникальной стеклянной крышей в виде логотипа этой автомобильной компании. Ее придумал Александр Асадов.
Он до сих пор жалеет о том, что не был построен пешеходный мост в Киеве. Когда авторы взглянули на проект свежим взглядом, они поняли, что спроектировали крылья ангела — настолько вписывались в образ плавные изгибы дорожек для велосипедистов и скейтборда. Было задумано, что каждый, кто будет подниматься на мост, «купит стрычку» (белую ленточку) и завяжет ее на перилах.
— В результате мост должен был обрасти мохом и «перьями» и действительно стать похожим на ангела, — объясняет автор. — Вот, не построили ангельский мост — может, потому и случился Майдан, расколовший нацию на два лагеря?
Детский гематологический центр в Москве — это отдельная песня. Его разноцветные веселенькие фасады видны издалека. Здесь автор от души поэкспериментировал с цветом и формой. Буквально стал ребенком, собрав здание из гигантского яркого конструктора. «Врачи сказали: не надо нам делать больницу, ну я и не стал», — улыбается Асадов.
Сегодня Александр Рафаилович работает над реализацией проекта парка «Зарядье» по авторскому замыслу американского бюро Diller Scofidio+Renfro. Уникальная стеклянная кора площадью 2,5 тыс. кв. м накроет внутреннюю часть парка, где расположатся различные зоны активности.
Как признается сам архитектор, работается ему легко. Проект близок ему по духу. «Зарядье» — это мягкая вольная планировка с полной свободой выбора для посетителя. Никаких ограждений, бордюров. Можно свободно гулять, где вздумается.
Александр Рафаилович объясняет идею «Зарядья» как природный урбанизм.
— Знаете, работая над парком, я держу перед своим мысленным взором знаменитую картину художника Поленова «Московский дворик», — признается зодчий. — Собственно, в итоге должно получиться что-то похожее.
Александр Асадов — немного мистик. Архитектор уверен, у Москвы есть небесный хранитель. И если «там наверху» не дают разрешение на возведение какой-то постройки, ее и не будет. Так случилось, например, со зданием Наркомтяжпрома — гигантским сталинским монстром, который так и не суждено было построить в московском Зарядье. А вот природный уголок, парк рядом с Красной площадью «там», кажется, одобряют.
Вообще, по мнению Александра Рафаиловича, архитектор, который по роду своей профессии «творит вертикально», является посредником между небом и землей, между божественным и земным.
Секрет жизненного и творческого успеха, по Александру Асадову, прост: нужно получить диплом архитектора, правильно жениться, а дальше работать, работать и работать. И через полвека вас пригласят в качестве почетного участника Архитектурного года.
А может, и не пригласят. В зависимости от того, насколько мощным будет ваш личный рабочий интенсив.
Елена МАЦЕЙКО