Работы Михаила Хазанова называют архитектурой из будущего
30 марта на Винзаводе прошла очередная встреча в рамках проекта «Архитектурный год», организованного компанией AGC и Национальным агентством по архитектуре и градостроительству. Гостем вечера на этот раз стал московский архитектор Михаил Хазанов.
Коллеги с мягким юмором называют Михаила Хазанова «гусаром в архитектуре». В молодости он служил в кавалерийском полку и даже участвовал в съемках исторического фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. С тех пор за ним и закрепилось романтическое «гусар». Так счастливо совпало, что и творчество Михаила Давидовича под стать его образу — яркое, искреннее, открытое, по-гусарски дерзкое.
Эксперты склонны к более серьезным оценкам. Они считают, что Михаил Хазанов, как архитектор, опередил свое время, захватив кусочек архитектуры из будущего. С этим мнением трудно не согласиться, взглянув на самые значимые его проекты.
Здание Правительства Московской области в Красногорске своими фантастическими очертаниями напоминает межгалактический корабль, приземлившийся на окраине Москвы. Еще один красногорский объект — гигантская труба горнолыжного комплекса «Снежком», нависшая над городом, ошеломляет необычной формой и размерами. Бизнес-центр в Тбилиси поражает наклонными лифтами, диковинными башнями. Список можно продолжать бесконечно.
Михаил Хазанов родился в семье архитектора, и этим, пожалуй, все сказано. Первое его детское впечатление — это отец, архитектор Давид Хазанов, склонившийся над столом с карандашом и циркулем.
Успешно окончив МАРХИ (а куда еще мог пойти юноша, воспитывавшийся в такой семье!), Михаил Давидович сразу же попал на практическую работу. Как он сам говорит, ему повезло: волею судеб он оказался в мастерской «Курортпроект», где в проектировании, в противовес скучным типовым фасадам, допускалась возможность фантазировать с использованием арок, башенок, пинаклей, люкарн, островерхих крыш и т.д. В итоге Михаил Давидович, очень активно все эти детали использующий, стал чуть ли не первым постмодернистом в недрах господствовавшего тогда скупого на декор модернизма.
За несколько десятилетий работы в портфолио Михаила Хазанова — сотни объектов, десятки побед на различных конкурсах, десятки интереснейших и пока неосуществленных проектов. Многие из них — такие, например, как проект «Московских Альп» с умопомрачительными фасадами, больше напоминающими трассу «Формулы-1», или некий обтекаемый объект со сплошным остеклением, похожий на змею, распластавшуюся по земле, — заставляют удивиться и восхититься: а как все это сделано с точки зрения проектирования?
Вглядевшись в эти проекты получше, начинаешь ловить себя на мысли, что рассматриваешь работу мировой знаменитости Захи Хадид, которая, как известно, обожала обтекаемые формы. Но каждый из этих мастеров шел к своему стилю в архитектуре собственным путем!
Мастерская Михаила Хазанова. Административно-общественный Центр Московской области.
Интересно, что одним из последних проектов, над которыми довелось работать Михаилу Давидовичу, стал проект храма. Друзья подтрунивают: этот твой объект можно назвать «Метро «Станция Православная». И действительно, абрис храма немножко напоминает входную группу метрополитена. Но от этого проект не перестает быть супероригинальным.
На Public talks, организованных Национальным агентством архитектуры, Михаил Хазанов поведал, казалось бы, обо всех своих творческих секретах. Говорил свободно, без бумажки. Много шутил. Обменивался репликами с расположившимися в «партере» друзьями.
После встречи его атаковали студенты, с вопросами, просьбой об автографе.
Профессиональное кредо мастера — соединение оригинального замысла с тщательной конструкторской проработкой. «Архитектура — это искусство затей и мастерство воплощений», — говорит архитектор. И в этом с ним, опять же, трудно не согласиться.
Елена МАЦЕЙКО