09:22В Санкт-Петербурге утро понедельника началось с крупного пожара

17:41На что в Новосибирске строители взяли в кредит 2,4 миллиарда

17:04В поселке Курилово реконструировали очистные сооружения

16:18Что случилось на Некрасовской линии метро

15:45Когда включат отопление в Москве

14:31В Москве благоустроят 120 км набережных за три года

13:55Насколько дней закроют Филевскую линию метро

13:06Когда в Москве заменят все лифты

12:09Лукойл открыл в Казахстане завод смазочных материалов

11:45Реконструкция Крутицкой набережной начнется до конца года

11:06В столице установили монумент корабельному истребителю Су-33

10:03Строительство ТПУ «Рязанская» завершится в 2020 году

09:27В конфликтную комиссию по эскроу не подано ни одной заявки

18:23Третью взлетно-посадочную полосу открыли в Шереметьево

17:40За нарушения в рамках долевого строительства застройщики на этой неделе оштрафованы на 1,9 млн. рублей

Хорошая архитектура & малый бюджет

logo russianconstruction.com
Хорошая архитектура & малый бюджет
Поисковые теги: архитектура Источник фото: yandex.ru

Можно ли продвинуть смелое архитектурное решение в массовой застройке

Как сделать хорошую архитектуру за небольшие деньги. Об этом, в условиях, когда бюджет ограничен, приходится задумываться и архитекторам, и девелоперам, и строителям. Особенно актуален этот вопрос в регионах, где архитектура  традиционно живет по остаточному принципу – на нее выделяется лишь небольшая часть средств, отпущенных на проект, в целом. Оказывается, запоминающееся архитектурное решение можно создать и в условиях малого бюджета. Как? Об этом размышляют представители ведущих российских архитектурных бюро.




Штукатурка, утеплитель, и больше ничего…

В регионах сейчас с архитектурой не очень-то церемонятся. Девелоперские проекты, относящиеся к массовой застройке, мало чем отличаются друг от друга. Обычно это коробки со штукатурным фасадом и пластиковыми окнами по периметру – достаточно примитивные по объему. Либо, в лучшем случае, элементарно сложенная кирпичная кладка. Некоторые девелоперы идут чуть дальше: навешивают на фасад керамогранит, создавая иллюзию архитектурного решения.

Застройщика понять можно. Его задача – получить прибыль, а все, что связано с архитектурой, по его понятиям, делает проект дороже. Вот и появляются жилые комплексы, такие, например, как ЖК «Корабли» в Нижнем Новгороде – дома-коробки, раскрашенные в кричащие цвета детской площадки. Или ЖК «Седьмое небо» - там же. Да что там Нижний! Этот поволжский город, в 90-е годы прошлого века считавшийся столицей российской архитектуры и символом интересных архитектурных начинаний, лишь отражает общую тенденцию последних не веселых для региональной архитектуры, десятилетий.

Такие жилые комплексы, «забывшие» про пластику и выразительность, пожалуй, найдешь в любом российском городе.

- В провинции можно встретить чудовищные с точки зрения архитектуры вещи: штукатурка, утеплитель, и больше ничего, - сокрушается архитектурный критик Марина Игнатушко.

Самое большее, что могут зачастую предложить архитекторы в регионах – это цветной фасад, переливающийся всеми цветами радуги. О вкусе здесь речи не идет. Но хотя бы какое-то архитектурное разнообразие. 

Жилой комплекс «Корабли» в Нижнем Новгороде

Ради стоящего проекта приходится преодолевать сопротивление подрядчика

Между тем, строить хорошо можно и в регионах. Причем хороший проект – вовсе не обязательно дорогой проект. Это неочевидное на первый взгляд, утверждение, в последние годы находит себе немало адептов в архитектурном сообществе.

Работа архитектора – это, в каком-то смысле всегда внутренний конфликт. С одной стороны, он трудится для своего заказчика, а с другой – для своих клиентов, а это - все жители города. Отсюда, высокая степень ответственности, которая ложится на его плечи.

-… Конечно, архитектор всегда старается предложить некое выразительное архитектурное решение, - говорит архитектор из Екатеринбурга, руководитель городской Школы главного архитектора Тимур Абдуллаев. - Но девелопер – возьмем не продвинутого, а среднестатического – всегда озвучивает одно и то же: сложная архитектура нам не нужна – мы хотим эконом-сегмент.

 Архитектор из Екатеринбурга, руководитель городской Школы главного архитектора Тимур Абдуллаев

- Каждый раз застройщик нас убеждает: покупатель не захочет платить за архитектуру, - продолжает Тимур. - Но ведь интересный облик здания – это тоже продукт, который можно продавать! К сожалению, это обычно бывает за гранью понимания рядового девелопера.

Тимур Абдуллаев несколько лет проработал главным архитектором Екатеринбурга и научился находить взаимопонимание с заказчиком. Пример одного из удачных городских решений он привел на строительной выставке MosBuild этого года.

- Нам выделили достаточно небольшой участок в центре города, окруженный плотной застройкой, с которого застройщик хотел получить порядка 32 тысяч квадратных метров жилья. В задании значилось порядка 80% однокомнатных и двухкомнатных квартир и 20% - трех-комнатных. К чему обычно приводит такая планировка? К тому, что мы получаем совершенно жесткую регулярную мелкоячеистую сетку, и дальше работа архитектора сводится к тому, чтобы разными способами найти метрику фасада.

Архитекторы решили вырваться из тисков, которые задавало им планировочное решение. Их поддерживала убежденность: слабые стороны каждого проекта нужно превращать в его сильные стороны.  Именно ограничивающие факторы и должны стать основой композиции.

- В проекте «Квартал художников» мы предложили заказчику оригинальное решение: сочетание двух, на первый взгляд, несочетаемых фасадов, - повествует Тимур Абдуллаев. - Если сравнить наше здание со стандартными зданиями эконом-класса, которые строятся в Екатеринбурге, то вы увидите, что оно от них сильно отличается.

ЖК «Квартал художников». г. Екатеринбург

Тимур не скрывает: решение встретило глухое сопротивление со стороны застройщика: «Да вы что! Вы нам в эконом-сегменте предлагаете такой вот креатив?» А дальше все уперлось в некие подсчеты: во что же выльется стоимость предложенных нестандартных решений.

Но команде проектировщиков все-таки удалось убедить оппонирующую сторону. Правда, архитекторам здесь пришлось выступить если не со-девелопером проекта, то полноценным партнером, который, в процессе авторского надзора, принимал массу инженерных решений, которые вместе с застройщиком потом совместно отрабатывались.

На фасаде здания - а оно было реализовано в 2015-м году - нет ничего сложного. Это простой штукатурный фасад и немножно металлических вставок, которые по специальному паттерну открашены в интересную цветовую палитру.

Фактически на каждом этапе авторам необычного проекта приходилось буквально заставлять подрядчика делать что-то такое, чего он, подрядчик, никогда раньше не делал или делать не привык. Когда, например, речь шла о металлическом фасаде, каждому из монтажников была выдана схема того самого паттерна, с которой тот и лазил по лесам, выкладывая цветные плиты в определенной колористической последовательности.

Зато в Екатеринбурге теперь есть абсолютно нетривиальный дом. Заметим, относящийся вовсе не к элитке, а к самому что ни на есть масс-маркету. Нетривиальное архитектурное решение добавило на один квадратный метр продаваемой площади всего около 2 тыс. рублей. Если мы разделим это на 30 тыс. кв. метров, мы получим достаточно небольшую цифру. Плановая цена продаж на старте оценивалась в 55 тыс. за кв.метр. По факту она составила 70 тыс. руб. за кв. метр.

Мало того, что этот проект не так много «нарастил» к стоимости квадратного метра, так он теперь является одним из самых заметных в Екатеринбурге. Между прочим, жилой комплекс получил высшую оценку, как лучший девелоперский проект, по оценке девелоперского сообщества в 2015 г. и, кроме того, как лучший объект жилой недвижимости Екатеринбурга.

О чем эта история? О том, что в масс-маркете тоже можно делать интересные проекты. Для этого нужно совсем «немного»: архитектор должен досконально разобраться во всех деталях проекта. В том числе и в том, как и из чего складывается стоимость. То есть, хотя бы чуть-чуть встать на сторону девелопера, посмотреть на проект его глазами. 

ЖК «Квартал художников». г. Екатеринбург. Архитектор Тимур Абдуллаев

Главное – правильно расставить акценты

Другой российский архитектор, Никита Маликов из Твери, выработал даже свой алгоритм  проектирования «в малом бюджете».

- Когда архитектор постоянно встречается с сопротивлением девелопера, необходимостью существовать в условиях низкого бюджета, это поневоле заставляет его фантазию работать, - считает Никита Маликов. - Я начал свою карьеру 10 лет назад. И именно тогда решил: буду работать только с регионами,  не поеду в Москву. И так постепенно стало формироваться мое видение.

Никита Маликов, талантливый архитектор, победитель ряда архитектурных конкурсов, действительно, постоянно живет в своем родном городе, Твери. Строит же – по всей России, в Тюмени, Ижевске, Подмосковье.

-… Начались мои архитектурные изыскания пять лет назад, - рассказывает Никита, - когда собственник выкупил бывшее здание пожарного депо 1900 года. На тот момент оно было не в лучшем состоянии.

Архитектор из Твери Никита Маликов

Собственник обратился к архитектору с просьбой съездить на строительный рынок  и выбрать сайдинг для того, чтобы обшить этот неновый уже дом. Вот тогда Никита и предложил владельцу: а, давайте подумаем, что еще можно сделать с этим зданием.

- В итоге, мы с хозяином долго ходили, смотрели: я смог «отковырять» на стене с осыпающейся штукатуркой старый кирпич, - вспоминает Никита. – И понял, что мы сделаем: отреставрируем аутентичную кладку, а все остальное покроем самым недорогим материалом. Это будет черный профлист. В итоге, у нас вышел оригинальный кейс за 5 млн. рублей. Вместо того, чтобы обшивать здание, мы, по сути, сделали объект реновации.

Реновация бывшего здания пожарной части под офисный центр. Архитектор Никита Маликов

Именно на этом объекте стала рождаться теория, которую Никита сегодня активно пропагандирует.

Постулаты у этой теории несложные.

Первое: правильно расставлять акценты. В случае с пожарным депо это был недорогой профлист, который заставил здание заиграть совершенно по-новому.

Второе: человек, в первую очередь, воспринимает то, до чего можно дотянуться рукой. Поэтому ему важно благоустройство, важно то, что находится на первом и втором этаже, но не сильно важно все, что находится выше.

- Мы решили в своих проектах перераспределять бюджет в пользу того, что находится «на уровне глаза». Очень часто снимаем с фасада декоративные элементы и перекидываем на уровни первых этажей. Чтобы человеку было приятно и комфортно существовать в этом пространстве, чтобы он всюду чувствовал архитектуру, - поясняет Никита Маликов.

Именно так архитектор поступил с проектом в Ижевске. Здание строящегося жилого комплекса было разделено на две башни. Одна из башен комплекса была сделана очень простой с точки зрения рисунка, а вторая – очень сложной, для отделки была использована терракотовая штукатурка.

Жилой дом «Премьер-Парк» в Твери. Архитектор Никита Маликов

- А вот на стилобатную часть комплекса денег решили не жалеть, - продолжает Никита. - Человек не станет рассматривать, из чего сделаны третий, четвертый, пятый этажи. Но на первые два этажа он обязательно обратит внимание – в случае с проектом в Ижевске, это качественное остекление и качественный стилобат.

В итоге, архитекторам удалось уложиться в небольшой бюджет.

Никита Маликов так формулирует суть своего подхода. Честная архитектура – это когда у тебя ограничен бюджет, и ты не можешь делать какие-то интересные и сложные вещи, но ты можешь правильно расставить акценты в конкретном здании и сооружении.

Кстати, на благоустройство бюро Никиты Маликова «подписывается» в каждом проекте, потому что благоустройство, считают здесь, - это то, с чем человек сталкивается постоянно. И на это в проекте обязательно предусматриваются деньги. 

Жилой дом «Голландец». Архитектор Никита Маликов

Провинции – малоэтажную застройку!

Случилось так, что основатели московского бюро CitizenStudio (Горожане) Даниил Никишин и Михаил Бейлин тоже очень часто работают  в регионах. Особенно, в  самом «нерегиональном» регионе – Московской области. Например, несколько проектов сделали в подмосковных Котельниках. Один из них – ЖК «Девять» - девять малоэтажных зданий, объединенных одной стилистикой. Авторы проекта убеждены, что в провинции должна быть, в основном, малоэтажная застройка. В ЖК «Девять», высотность не превышает четырех этажей.

 Московское бюро CitizenStudio (Горожане). ЖК «Девять». Г. Котельники

А недавно закончили интересный проект в Татарстане. Речь о жилом квартале «Чаллы Яр (Челны Яр)», в переводе, ЖК «Берег». Квартал практически готов,  это застройка из одинаковых пятиэтажных домов. Архитекторов бюро попросили придумать идеологию, концепцию жилого комплекса.

ЖК в Набережных Челнах Чаллы Яр

- Мы придумали схему, алгоритм размещения разных типологий фасада, в зависимости от освещенности среды и типологии зданий. Алгоритм состоял из нескольких видов кирпича и добавочных материалов. Получалось порядка 72-х конфигураций, - рассказывает Даниил Никишин. – Причем,  чем более спокойная зона, тем меньше материалов использовалось, в более активных зонах пластическое решение становилось более богатым.

В проекте использовался только российский кирпич. Это были простые решения, но нужно было пофантазировать, как можно этот кирпич скомбинировать, чтобы получилось что-то нестандартное.

Архитектор должен научиться тому, что умеет девелопер

Наши спикеры сошлись во мнении: архитектор, который хочет реализовать что-то стоящее, должен обладать массой дополнительных компетенций, до недавнего времени ему несвойственных.

- К сожалению, - поделился своей мыслью Тимур Абдуллаев, - мы пока очень проигрываем зарубежным зодчим как раз по части «многогранности». За рубежом автор проекта часто выступает его со-девелопером. В наших архитектурных вузах этому не учат. Не вкладывают в голову мысль, что мы не просто строим:  мы организуем жизнь людей.

- Роль архитектора «расплывается» в современных реалиях, соглашается Никита Маликов. - Это уже не чистая наука, и не чистое искусство, а нечто большее.

Никита признался, что, пожалуй, не сможет сказать, сколько процентов в его голове занимает чистая архитектура:

–…Возможно, процентов десять, а все остальное – вновь приобретенные знания по девелопменту, менеджменту в строительстве, финансированию.

ЖК «Ижевск». Архитектор Никита Маликов

Даниил Никишин также уверен в том, что именно многостаночность и объем знаний архитектора помогают ему решать архитектурные задачи:

- Заказчик тебе говорит: я это не хочу, это дорого. А ты ему говоришь: вот это дорого можно сделать так-то и так-то, - размышляет Даниил Никишин. - Это и твоя гибкость, и твои точки опоры. Чем больше ты знаешь, тем сложнее тебя заставить  играть по каким-то непрофессиональным убогим правилам.

Но, пожалуй, главный рецепт хорошей архитектуры озвучила нижегородка, архитектурный критик Марина Игнатушко: качественного скачка в российской архитектуре вряд ли стоит ожидать, пока архитекторы не объединятся с горожанами и не поймут, что главный заказчик – не временный девелопер, пришедший на территорию, а именно горожане. А горожан не обманешь: они чувствуют настоящую архитектуру. На уровне интуиции и эмоций.

Елена МАЦЕЙКО

В публикации использованы материалы дискуссии о качестве региональной архитектуры, которая состоялась в рамках строительной выставки Mosbuild-2019.

 



Похожие публикации

Все по теме: архитектура


Партнеры