16:0014 колоколов установят на звонницу храма Росгвардии

15:30400 мигрантов проживали в петербургском доме, которого не существует

15:07На базе санатория в Рязанской области откроется уникальный оздоровительный центр

14:15Здание онкодиспансера в Севастополе построят к концу 2022 года

12:59Чтобы обеспечить всех детей-сирот жильем, потребуется 200 млрд рублей

12:37Подрядчиков, ремонтирующих дороги в непогоду, будут наказывать материально

12:07В Лужниках упали с лесов трое рабочих

11:50Продлен арест чиновницы госстройнадзора, которой предъявлено обвинение по делу ТЦ «Зимняя вишня»

11:23Примечательный дом с магазинами на Кузнецком мосту стал культурным наследием

10:41Грачи прилетели! В Москву.

10:26Выяснилось, почему малому бизнесу выгодно переезжать в реновационные дома

19:22Усадьбу российского мореплавателя выставили на продажу почти за 4 млн. евро

18:10Российская Segezha group встретится с арабскими деловыми партнерами на Российско-арабском Деловом совете

17:24В Турции произошла стыковка морской и наземной части «Турецкого потока»

17:05«Музыка в метро» обоснуется у Киевского вокзала

Фестиваль «Зодчество-2014»: почему нужно спасать русский авангард

logo russianconstruction.com
Фестиваль «Зодчество-2014»: почему нужно спасать русский авангард
Поисковые теги:
Как выяснилось, самыми ценными изобретениями национальных архитекторов оказались русская изба и русский авангард. И то и другое теперь нужно спасать

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Если взять то уникальное, что внесла наша национальная архитектура в мировую архитектурную копилку, то получится, что по-настоящему мы можем гордиться двумя изобретениями: русской избой и русским авангардом.

Новые архитектурные принципы буквально выносили на своих плечах наши соотечественники Константин Мельников, Владимир Шухов, Иван Леонидов, Владимир Татлин, Николай Ладовский, братья Веснины. Это они проложили дорогу в светлое будущее архитектуры.

Недавний международный архитектурный фестиваль «Зодчество-2014» организаторы решили приурочить к замечательному событию — 100-летию русского авангарда. И название у фестиваля тоже знаковое: «Актуальное идентичное», намекающее на неразрывную связь поколений и никогда не прерывающуюся национальную архитектурную традицию. Кто мы, с кем себя идентифицируем? Оказывается, по сей день в нашей архитектуре легко прочитываются национальные культурные коды. Какие именно, выясняли участники фестиваля «Зодчество».

 

«Маковки» и «колоколенки» тоже были авангардом

Куратор фестиваля Андрей Асадов уже в приветствии поверг гостей фестиваля в культурный шок, объявив, что на самом деле в России было «четыре авангарда». Первый случился во времена Крещения Руси, когда в эпоху византийских базилик в нашем Отечестве появились первые «маковки» и «колоколенки». Кто бы мог подумать, что православный храм тоже для своего времени был авангардом...

Второй авангард настиг россиян во времена Петра Великого, который запретил каменное строительство везде, кроме Санкт-Петербурга: мастера-каменщики тогда были в дефиците, и их поголовно отправляли на строительство Северной столицы. Именно тогда появилась жемчужина русского деревянного зодчества — знаменитые Кижи. Удивительно, что храм в Кижах построен вовсе не в стиле старорусских церквей, а в авангардном тогда стиле русского барокко (барокко «в дереве»).

Третий авангард — это и есть наш знаменитый авангард 20-х годов прошлого века, когда на улицах российских городов впервые появились здания в конструктивистском стиле, ошарашивавшие своими новыми, ни на что не похожими формами.

Ну а четвертым «авангардистом» стал... Никита Хрущев. Именно с его постановлением об архитектурных излишествах связана пора, которую теперь называют «четвертым авангардом». Упрощение формы тогда достигло своего предела, дав начало массовому жилому строительству знаменитых панельных хрущевок. Оказывается, унификация тоже может быть интересным архитектурным явлением.

— Почему меняются архитектурные образы? — задался риторическим вопросом Андрей Асадов и сам же ответил: — Вот, есть источник новых идей. Но он постепенно засоряется. Для прочистки «дюз» нужно новое течение, новые идеи. И тогда на смену старому приходит авангард.

 

Шедевры русского конструктивизма дожили до наших дней чудом

И все-таки самым ценным архитектурным наследием России, в смысле идей, принято считать тот самый русский авангард XX века.

А состояние этого наследия сегодня порой аховое, признают историки, архитекторы, специалисты по охране памятников, да и просто обычные люди, неравнодушные к национальной культуре. Многие из знаменитых творений конструктивистов прошлого века пришли в упадок, активно разрушаются.

Белая башня. г. Екатеринбург

Плохая сохранность во многом связана с тем, что в те годы качество строительства было невысоким. Кроме того, не прошли даром времена «бесхозья», когда никому не принадлежащие памятники конструктивизма беспардонно перестраивались, к ним лепились некие хозяйственные пристройки, здания десятилетиями не ремонтировались. Надо признать, что некоторые шедевры эпохи конструктивизма дожили до наших дней просто чудом.

В последние годы страна наконец оценила то, чем она владеет. Министерство культуры России, департамент культуры Москвы полностью поменяли свою политику по отношению к наследию, доставшемуся нам от русского авангарда. Заработали несколько правительственных охранных программ, призванных сохранить то, что еще можно сохранить.

— Сейчас идет активная работа по «паспортизации» таких объектов, —рассказала директор архитектурного музея имени Щусева и куратор проекта «Памятникам авангарда быть!» Ирина Коробьина. — Но для себя мы выделили пять особенно ценных и прорывных, которые нужно сберечь во что бы то ни стало.

Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице в Москве

По словам Ирины Коробьиной, это Театр им. Горького в Ростове-на Дону, Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице в Москве, Фабрика-кухня завода им. Масленникова в Самаре, Белая башня в Екатеринбурге и Дом-музей Константина и Виктора Мельниковых в столице.

Все эти здания находятся в разном состоянии. Но вот что удивительно, за их сохранность переживают сами горожане. В Екатеринбурге, например, с помощью краудфандинга (говоря по-русски, это когда пускается шапка по кругу) были собраны средства на реконструкцию местной достопримечательности — водонапорной (Белой) башни, построенной в 1931 году в стиле позднего конструктивизма. В ближайшее время ее планируется вовлечь в городское пространство не только как интересный арт-объект, но и как выставочную и сценическую площадку.

 

Пообедать в «серпе» и «молоте»

Очень интересно здание Фабрики-кухни завода имени Масленникова в Самаре. Во второй половине 1920-х годов фабрики-кухни строились по всему СССР. Это был новый тип общественного питания, освобождающий советскую женщину «от оков домашнего хозяйства». Самарская фабрика спроектирована архитектором Еленой Максимовой в виде серпа и молота. Здание было не только невероятно красивым внешне, но и очень функциональным внутри. В советские и постперестроечные годы весь декор здания был сбит, памятник обшили пластиковыми рейками, был перекрыт атриум, утрачены детали ограждений, зашиты уникальные конструктивистские потолки.

Самарская фабрика общественного питания

После того как в Самаре недавно состоялось заседание рабочей группы по сохранению памятника, было решено провести здесь капитальную реконструкцию и разместить в здании Средневолжский государственный центр современного искусства.

Автор еще одного уникального объекта, конструктивистского Гаража на Новорязанской улице в Москве, — легендарный Константин Мельников. В советские годы здание гаража было сильно изуродовано всевозможными пристройками. В 2014 году решено на территории 4-го автобусного парка, который сейчас располагается на территории гаража, создать Центр современного архитектурного авангарда.

— Вообще, надо сказать, музеефикация зданий, которые нужно сохранить, — это удачная градостроительная стратегия по сохранению памятников, — продолжает Ирина Коробьина. — Другой вполне успешно реализуемый вариант — использование памятника под новые культурные функции. А присвоение памятникам авангарда статуса федерального значения придает им еще больше веса. От них теперь нельзя отмахнуться: их предписано хранить.

 

Идентичность. 5 литров

На «площадке» фестиваля видные российские архитекторы попытались поразмышлять и о том, что такое национальная идентичность, русский культурный код. Инсталляции на эту тему оказались самыми неожиданными.

Архитектор Антон Барклянский представил башню, затянутую строительной сеткой. Башня как бы в состоянии вечной реконструкции. Внутри что-то происходит, строится, но никто не видит, что именно. Антипод «вечно строящейся башни» — маленький двухскатный домик, символ тепла и уюта. Свою работу автор назвал «Прогресс» и объяснил, что так он видит сегодняшнюю стройиндустрию, порой бессмысленную и беспощадную.

Объект Веры Бутко и Антона Надточего по мотивам проекта «Земля Олонхо». Чороны (вверху) – подарок из Якутска. Проект «Генетический код» Елены Петуховой

Знаменитый архитектор-«деревянщик» Тотан Кузембаев сделал «стометр» — складной метр, которым можно измерить очень большую площадь. По его мнению, русский культурный код — это свобода и необозримые просторы.

Кто-то пофантазировал на тему русской избы, соорудив пирамиду из бревенчатых избушек и назвав все это «Русским космизмом».

Мария Куркова, 1 курс МАРШ. Забор в Европу

Но больше всех удивила работа Ивана Кожина. На пьедестал была водружена обыкновенная пятилитровая банка с солеными огурцами. Правда, среди огурцов «встречались» игрушечные: Дом Мельникова, русская изба, колокольня и кусочек очень известного конструктивистского здания. Все это соленое великолепие называлось: «Идентичность. 5 литров». Действительно, в банке оказалось все самое ценное, что дала миру русская архитектура.

 

Дракон, продающий плюшки

Фестиваль «Зодчество-2014» — это еще и вернисаж самых интересных идей последнего времени.

Очень любопытной, например, оказалась идея Кибертопии — города будущего, предложенная одним из самых молодых участников фестиваля, выпускником Казанского архитектурно-строительного университета Егором Орловым — достойным продолжателем традиций русского авангарда.

Жилье города. Взгляд в будущее

— Мне кажется, города будущего будут иными, — поделился с нами своими мыслями Егор. — Это будет соединение реального и киберпространства. Смотрите, в городе будущего по улицам может летать дракон (видимый только в 3D-очках) и продавать, к примеру, трусы или плюшки. Это будет полноценный горожанин, но кибернетический.

Уже очень скоро в наших домах могут появиться роботы, помогающие по хозяйству, уверен Орлов. Робот тоже станет жителем города, и для него понадобится соответствующая инфраструктура: специальные пандусы и т.д. А еще в городе будущего не станет промышленности — она отомрет, поскольку все необходимые вещи начнут печатать на 3D-принтере.

Проект у Егора, действительно, суперавангардный. Город будущего станет расти как соты: не на плоскости, а в пространстве, по осям координат.

Между прочим, орловский проект города будущего в ближайшее время поедет на международную архитектурную выставку в Мадрид. Так что русский авангард жив! Уже пятый по счету?

Елена МАЦЕЙКО

Фото Архи.ру, panoramio.com, fotki.yandex.ru, kudago.com



Похожие публикации



Партнеры