15:43Столица подготовилась к отопительному сезону

15:08Дублер МКАД от Киевского шоссе до Варшавки запустят до конца 2020 года

14:14В Сочи начинается возведение центра по спортивной гимнастике

11:49Пятиэтажку в СВАО разобрали по технологии «умного сноса»

11:19Что делать с жильцами захламляющими общий коридор

11:01Выездную дорогу из Московского на Киевское шоссе начнут строить в этом году

09:57Компенсационный участок предоставлен для строительства автозаправочного комплекса на Дмитровском шоссе

09:12Двухэтажный особняк 19 века отреставрируют на Ленинградском проспекте

08:27Школу-гигант на ЗИЛе поставили на кадастровый учет

08:10В 120 млн. рублей налогоплательщиков обошелся парад техники ЖКХ

17:43На станциях БКЛ метро «Лефортово» и «Авиамоторная» монтируют эскалаторы

16:57Новая насосная станция «Таллинская» запущена в Санкт-Петербурге

16:15Входной павильон с витражами построят на станции метро «Лесопарковая»

16:04Как в Западном Дегунино очистили территорию от хлама

15:25В Румянцево появятся офисы с искусственным водоемом и фонтаном

Как с помощью архитектуры получить качественный звук

logo russianconstruction.com
Как с помощью архитектуры получить качественный звук
Поисковые теги: Источник фото:

Звук — очень деликатная материя. Оказывается, акустический комфорт можно создать методами архитектуры



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Акустика — интереснейшая область науки. Но не все знают, что акустикой всерьез занимаются не только ученые, но и архитекторы. Методами архитектуры можно добиваться впечатляющих результатов в области шумоизоляции, получать качественный звук.

Недавно в Москве прошла международная конференция «Акустика в архитектуре как элемент качественного строительства», организованная группой компаний Knauf, НИИ строительной физики и МАрхИ. Строители, архитекторы и проектировщики обсудили на этом форуме, какими средствами можно добиться акустического комфорта в помещениях разного назначения.

 

Шум на транспорте: как не оказаться в «консервной банке»

Совсем недавно методы архитектурной акустики были опробованы при реконструкции аэропорта Внуково. По всеобщему мнению, этот опыт оказался очень удачным.

— На железнодорожный терминал Внуково постоянно прибывают аэроэкспрессы с Киевского вокзала, поэтому уровень шума там зашкаливает. Нужно было найти такое архитектурное решение, чтобы свести шумовой дискомфорт к минимуму, — рассказывает автор проекта архитектор Леонид Борзенков.

Сложность заключалась в том, что для строительства терминала применялись негорючие материалы: металл, камень, бетон. Чтобы не получить «консервную банку» с гулкими полами и потолками, архитекторы решили применить здесь специальные «шумозащитные» технологии: алюминиевые листы, между которыми прокладывается специальный звукоизоляционный материал.

Борьба с «общим» шумом в аэропорту началась с ограждающих конструкций. Во-первых, для остекления внутренних залов аэропорта были применены специальные витражи, выдерживающие шумовую нагрузку в 39 дБ.

Витражные системы и профили, обращенные в сторону посадочных галерей, запроектировали с шумовой «выдержкой» до 46 дБ. При таком большом количестве остекления пришлось решать еще одну сугубо техническую проблему: как нивелировать действие холода (жары) в разное время года. Решено было сделать на стекле защитное магнетронное напыление.

В залах самого аэропорта использовано множество перфорированных панелей, за которыми спрятаны звукоизоляционные маты «Изовер». Звук через перфорацию попадает в межстеновое пространство и там «оседает».

В зале досмотра была использована та же идея: потолки здесь сделаны из просечного листа, за которым также уложены трехсантиметровые акустические маты.

— Заглушив потолок, мы избавились от неприятных «гулких» эффектов, которые несут каменные потолки и каменные стены, — продолжает Леонид Борзенков. — В результате в здании аэропорта пассажирам удобно, комфортно, в том числе и по шумовым характеристикам.

— В целях экономии в зале выдачи багажа потолок сделан из вертикальных алюминиевых реек. Бетон за этими рейками мы обернули 30-миллиметровым слоем звукоизоляционного материала, — делится своим ноу-хау автор проекта. — И знаете, здесь достаточно тихо.

Кроме того, в проекте были использованы специальные «ветвистые» фермы, которые также выполняют функции шумоглушения, «разбивая» звук.

 

Объекты культуры: как добиться волшебного звучания

Архитектор Сергей Гнедовский построил в Москве немало зданий культурного назначения — это и Театр Фоменко, и Московский международный дом музыки (ММДМ), и другие объекты. Неудивительно, что он накопил колоссальный опыт в области архитектурной акустики.

— Проектируя Дом музыки, нам пришлось решать несколько серьезных акустических задач, — рассказывает Сергей Гнедовский. — Здание стоит на весьма оживленной улице с уровнем шума до 80 дБ. Это очень много. Кроме всего прочего, прибавляется вибрация.

Главное, что нужно было сделать, — «отсечь» здание от шумной автомобильной трассы и по возможности убрать вибрацию. Поэтому здание поставили на 548 резиновых «подушек»: на каждую капитель пришлось по четыре «подушки». Основное тело здания установили на стилобат, причем оторвали здание от основной конструкции стилобата. Это позволило снять около 40 дБ. Ядро зала также «оторвали» от колец: между ними сделана воздушная прослойка.

Но главная проблема возникла с акустикой самого зала на 1500 мест. Разные исполнители звучали здесь по-разному.

— Нас нацелили на то, что в этом зале будут исполняться произведения разной направленности: симфонические произведения, хоровая, органная и авангардная музыка, джаз, — вспоминает Сергей Гнедовский. — Но ведь разная музыка дает и разную вибрацию. Как грамотно ее снять?

И тогда архитекторы обратились в Институт строительной физики. Была построена компьютерная модель будущего зала, а затем и реальная модель в 25-метровом масштабе: с точно такими же потолками, креслами, которые планировалось установить в реальном зале.

Именно на этой модели и испытывались разные звуковые режимы. Внутри макета расположили микрофоны, которые и записывали, как тот или иной материал отражает звук.

 

Концертный зал — не кепка, но ему не помешает козырек

Как следует из исследований в области архитектурной акустики, чтобы кардинально улучшить качество звука, нужно увеличить объемы зала: от этого зависит реверберация звука. Поскольку у авторов проекта не было возможности увеличивать само пространство помещения, они нашли другой выход: акустический потолок. Был сооружен козырек с 12 кингстонами, в результате объем зала увеличился за счет «закозырькового» пространства.

Навес должен был быть звукоотражающим, поэтому его сделали кессонированным. Изготовлен он из «спаренного» (свинченного) 25-сантиметрового листа производства Knauf, который и обеспечил неплохие звукоотражающие качества.

Справедливости ради нужно сказать, что впоследствии зал все-таки пришлось дополнить системой электронной акустики. Разброс по голосам делал акустическую среду в зале недостаточно стабильной.

— Мы, к сожалению, должны учитывать такой фактор, как общее снижение слуха у жителей современного города: мы живем в слишком насыщенной звуковой среде (шум транспорта, музыка в наушниках и т.д.), — напоминает Сергей Гнедовский. — Поэтому сейчас без электронных акустических систем нам уже не обойтись.

А вот в Камерном зале ММДМ, который тоже проектировал Сергей Гнедовский, пришлось сделать целых два акустических козырька. Они регулируются: мобильная система позволяет настраивать зал на соответствующий режим.

 

В чем секрет «складчатой» архитектуры

— Вы видите перед собой человека, который стремится в первую очередь внести в архитектурный интерьер яркое художественное начало, — заявил на конференции по акустике член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, создатель оригинальной технологии складчатых акустических конструкций Андрей Коротич.

И действительно, работы этого архитектора не только оригинальны, технологичны, но и изумительно красивы. Идея применения складчатых оболочек в акустических целях ненова. «Извилистые» потолки использовали еще в среднеазиатских храмах.

Известность работы Андрея Коротича получили после того, как им был создан уникальный складчатый потолок в Камерном театре в Екатеринбурге. Форма здания — трапеция. Нужно было придать трапециевидную форму и потолку. Автор проекта создал неповторимую складчатую структуру, которая преобразила все помещение театра.

Возводился потолок при помощи листовых материалов Knauf. Кстати, эта компания — совместно с архитектором — работает над созданием различных типов складчатых структур, которые могут быть использованы в разных залах. По словам Андрея Коротича, складчатые структуры могут быть перфорированными. Можно формовать любые формы и из минваты.

Словом, убежден автор акустических конструкций на основе листового материала Knauf, у складчатых структур большое и интересное будущее на службе у акустики.

Елена МАЦЕЙКО

Фото academic.ru,  arispro.ru, d-stud.ru, liveinmsk.ru, livejournal.com, orchestra.ru



Похожие публикации



Партнеры