15:19Строительство дома по программе реновации в Царицыно завершат в 2020 году

13:40Преподаватели ТГАСУ создали Томское региональное отделение Союза реставраторов России

12:30На Можайском гидроузле модернизировали насосную станцию «Колочь»

12:03Светильники в виде самолета украсят станцию БКЛ метро «Авиамоторная»

11:07В Бутырском районе построили поликлинику для детей и взрослых

10:30Станцию «Кунцево» МЦД-1 соединят теплым переходом со станцией «Можайская» БКЛ

09:50Семь объектов в центре столицы исключили из перечня долгостроев

09:14Что случилось на утром на красной ветке метро

17:00За пять лет количество станций в метро увеличится до 310

15:53Что за 800 автобусов будут ездить по столице, за 12 миллиардов

14:55Пока Путин подписывает резолюцию по AI в деревне Жувам состоялось торжественное открытие отремонтированной дороги (фото)

14:09Работу над Стандартом комплексного развития территорий завершат в 2020 году

13:01Где в районе Ивановское построят очередной жилой дом по программе реновации

12:04На платформах метро «Авиамоторная» и «Лефортово» БКЛ завершаются отделочные работы

11:03Зачем понадобился капитальный ремонт Электрозаводского моста

Какой национальности ваш ландшафт?

logo russianconstruction.com
Какой национальности ваш ландшафт?
Поисковые теги: Источник фото:

В Москве прошел XXI Международный фестиваль «Зодчество-2013»



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

В Москве в выставочном комплексе «Гостиный двор» 23 и 24 декабря прошел XXI Международный фестиваль «Зодчество-2013». Организаторы обозначили его тему как «национальный ландшафт». Но чаще в устах организаторов звучало «русский национальный ландшафт».

На пресс-конференции перед открытием фестиваля смысл этой темы обозначили как стремление решить проблему утраты российской национальной идентичности в городской среде. Собственно, на это были нацелены и представленные на фестивале проекты участников. Этому же был посвящен «кураторский манифест», который был обозначен в так называемой «кураторской зоне».

Встречают по… кураторской зоне

Первое, что видел «всяк входящий» в выставочный зал Гостиного двора, где разместился нынешний фестиваль — длинный и весьма широкий серый мрачный коридор, ведущий через весь «двор» от одного входа до другого. На серые стены местами проецировались полупрозрачные изображения разных зданий и городских ландшафтов. Посередине красовался огромные матерчатый шар (не вполне понятно, что означающий), а поодаль — черные прямоугольные колонны, в небольшие ниши которых были вмонтированы миниатюры храмовых зданий белого цвета. Все это навевало ощущение чего-то траурного.

 Как пояснила на пресс-конференции куратор фестиваля Ирина Коробьина, это должно было символизировать стены бетонных зданий в современных городах и отражать неоднозначное состояние нынешней отечественной архитектуры. И правда, где-то посередине разместился «куб», собранный из псевдо «железобетонных» панелей (на самом деле из пластиковых), в котором воссоздали интерьер малогабаритной квартиры с читающей книгу бабулей внутри. И, собственно, все. Не считая газона из искусственной травы, да сколоченных из фанеры скамеек (на которых в тонких платьях садиться не следовало, дабы платье не попортить).

Идея «кураторского манифеста» проста и незамысловата: мол, погрязли в бетонной серости, а от природы остались только скамейки, на которые извели последние березки, да местами зеленая травка.

Только вот надо ли было на выражение столь несложной мысли тратить примерно третью часть экспозиционной площади, причем такой недешевой, которая находится в самом центре Москвы? При этом все остальные экспоненты были скрыты за этими громадными серыми стенами, и чтобы их увидеть, нужно было заходить сквозь извилистые коридоры-лабиринты. А может, просто экспонентов было мало, вот и решили превратить самую главную часть экспозиции в серый коридор? А может, их как раз потому и было мало, что не захотели располагаться по скрытой от глаз посетителей периферии? Но то, что их было меньше, чем на предыдущих фестивалях, было понятно без подсчетов. Равно как и в зоне детской экспозиции было представлено гораздо меньше детских школ и студий, чем даже на не очень удачном прошлогоднем «Зодчестве».

Собственно, я столь подробно «распространяюсь» на эту тему именно потому, что президент САР Андрей Боков обратился к журналистам на пресс-конференции с предложением высказать свое мнение об экспозиции нынешнего фестиваля. И, честно сказать, на фоне сладко-хвалебных откликов коллег из архитектурно-градостроительных изданий, не хотелось быть тем мальчиком «во всем коричневом», который портил бы всем настроение на школьном утреннике. Но теперь утренник позади и можно испортить. Что называется, во благо будущего. Нынешнее оформление фестиваля просто ужасное. Причем от фестиваля к фестивалю оно становится все хуже. Что будет на следующем — посмотрим.

Как «подстричь» архитектуру?

Одно логично вытекает из другого. И очень похоже, что столь неудачное (с моей точки зрения, с которой, кстати, были согласны некоторые маститые архитекторы, с которыми удалось поговорить «в кулуарах», и которые, вероятно по тем же причинам, что и я, не озвучили свое мнение публично) оформление связано с той самой темой, которой это оформление подчинили.

Потому что сама тема — «национальный ландшафт» — выглядит как-то надуманно. Пытаясь прояснить для журналистов, что кроется за этой фразой, Ирина Коробьина, директор Музея Архитектуры им. Щусева и куратор фестиваля, сказала примерно следующее: национальный ландшафт страны формируется ее архитектурой. Родные березы и осины мы можем увидеть и в Канаде и в Финляндии, но когда мы видим церковь Покрова на Нерли, видим Собор Василия Блаженного, когда мы видим Адмиралтейство в Питере, мы понимаем, что вот она перед нами, Россия.

Про церковь и адмиралтейство — понятно. Ну а дальше? Ведь не из храмов и адмиралтейств состоит наша страна. Что же это все-таки такое — «национальный ландшафт»?

Признаться внятного ответа, в том числе о том, каковы критерии этого понятия, автор этих строк так и не получил. Несмотря на то, что напрямую задал вопрос президенту САР Андрею Бокову. Оно и понятно: какие критерии могут быть у столь неконкретного и весьма образного понятия? Однако о чем тогда говорить, если нет критериев?! В общем, г-н Боков в конце концов сформулировал свой ответ примерно так: в архитектуре наших городов не должно быть откровенно уродливых, портящих вид, вызывающих, аляповато и непрофессионально сделанных объектов.

Да кто ж с этим спорит?! Но только тут уже речь переходит в сугубо профессиональную плоскость, и причем тут «национальный ландшафт»? И ведь вопрос этот не праздный и так долго говорю о нем не из-за занудства. Вопрос чисто практический: как же проектировать (и, стало быть, строить), чтобы оставаться в рамках «национального ландшафта»? Да и вообще, можно ли «подстричь» современную архитектуру под некую «национальную гребенку»? И нужно ли? Увы, нет ответа!

И когда немного позже в тот же день я разговорился с бизнесменом-строителем, который у себя в одном из городков одной из центральных областей собирается построить несколько довольно высоких для таких небольших «таунов» жилых домов, он очень удивился в ответ на мой вопрос, впишутся ли эти его дома в «русский национальный ландшафт». Он сказал: я бизнесмен и буду строить дома максимально экономически выгодные (речь шла об этажности, конфигурации и конструкции здания, типе и дизайне фасада и т.д.).

Тогда чего же посвящать некоей теме целый фестиваль, если тема эта весьма зыбка и не понятна?! Быть может, нужно было бы сформулировать конкретные, всем понятные и доступные критерии проектирования и строительства, которые позволили бы не только сохранить историческую архитектуру, но и создавать новую, причем не в ущерб сложившимся силуэтам разных городов? Возвести эти критерии в ранг закона и — вперед, господа архитекторы, строители и инвесторы! Строим новую Россию в духе русского национального ландшафта?!

Лучше меньше, да лучше?

А вообще, зачем нужно придумывать фестивалю тему? Разве нельзя просто отразить на нем то, что сегодня происходит нового и показать проблемы, которые волнуют российскую архитектуру и градостроительство? Не зацикливаясь на чем-то одном. Ведь архитектурный фестиваль — не научная конференция для «узких» профессионалов.

Да и проводить такие фестивали ежегодно вряд ли есть смысл. Что бы ни говорили энтузиасты, при столь частом проведении насыщенность фестиваля выхолащивается, яркость восприятия приглушается, финансовых и организационных проблем не уменьшается. Быть может, взять пример с других, например, с производителей лифтов, которые проводят свою большую международную выставку «ЛифтЭкспо» в Москве раз в два года? Да, кстати, не только они одни идут таким путем.

Думается, в таком — двухгодичном — цикле «Зодчество» стало бы долгожданнее, ярче, интереснее.

Михаил ЗИБОРОВ

Фото Строительство.RU



Похожие публикации



Партнеры