10:56МЦД-3 «Зеленоград-Раменское» планируется запустить через два года

10:11В Подмосковье отремонтируют мост через реку Яхрома

09:26Жители 13 домов в Северном Измайлово начнут переезд по реновации в ноябре

09:00Когда включат отопление в Москве

08:43Стартовал пятый фестиваль «Открытый город»

17:57Кампания по вакцинации от гриппа стартовала на объектах бюджетного строительства

17:23Для Надеждинского металлургического завода обустроят третье поле хвостохранилища «Лебяжье»

16:16Свыше 250 объектов проектируется и строится в Москве по программе реновации

15:41Дом-интернат для престарелых и инвалидов построят в Королеве в 2022 году

15:07На дороге М-8 в Московской области установят противоослепляющие экраны

14:22В подмосковье на переработку направили более полумиллиона тонн стекла и пластика

13:33«Новотранс» увеличивает объемы оказания услуг по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов

12:46Когда откроют ТРЦ под Павелецким вокзалом

12:08Виртуальную выставку PROESTATE.Live посетило около 25 тысяч пользователей

11:10Интерактивная карта плановых отключений воды

Тарифному регулированию готовят крутой поворот

logo russianconstruction.com
Тарифному регулированию готовят крутой поворот
Поисковые теги: Источник фото:

Как унифицировать тарифную систему в России?




Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Сегодня в сфере тарифов в России царит настоящая вакханалия, в каждой отрасли они определяются на основе разных методик. Не существует четкого законодательства в этом вопросе, большинство тарифов рассчитываются на основании ведомственных законов и подзаконных актов. Чтобы исправить ситуацию, за дело решила взяться Федеральная антимонопольная служба. Ведомство готовит единую концепцию тарифного регулирования. Однако уже на подготовительной стадии возникают опасения, что после устранения одних недостатков появятся новые, возможно, еще более крупные.

 

Кто в лес, кто по дрова

Методика расчетов тарифов является важным аспектом инвестиционного климата страны. В России на протяжении длительного времени никак не удается упорядочить эту систему. Существующие правила постоянно меняются в угоду тем, кто способен пробивать выгодные для себя решения. К тому же сам расчет часто выглядит трудоемким и недостоверным и в основном осуществляется в ручном режиме. А это огромные трудозатраты, ведь в стране существует 35 тыс. тарифных планов!

Тарифному регулированию готовят крутой поворот

 

Это приводит к парадоксальным явлениям. Тарифы на одни и те же услуги в приблизительно схожих экономических реалиях могут отличаться друг от друга в десятки и сотни раз. Все это порождает массовую коррупцию, а со стороны потребителей — недоверие к выставляемым им тарифам.

По мнению заместителя руководителя ФАС Сергея Пузыревского, нужна унификация правил игры. Именно эту задачу и должен решить разрабатываемый ведомством проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

 

За семью печатями

ФАС предлагает создать на основе закона базовую методику тарифного регулирования в стране. Она должна распространяться практически на все основные отрасли народного хозяйства.

Главная идея концепции — расчет тарифов на основании экономически обоснованных затрат. Сегодня в этом вопросе царит полнейший произвол, каждый определяет их так, как ему выгодно. Издержки на одни и те же услуги могут отличаться в 1000 раз! Понятно, что речь идет уже не о реальных экономических расходах, а об экономическом беспределе.

— Отраслевая специфика должна сохраняться, — подчеркивает Сергей Пузыревский. — Но подчиняться неким общим принципам.

Закон позволит решить еще одну важную проблему — создать единое тарифное пространство. Сегодня оно разделено на федеральное и региональное. И эти две половинки единого целого плохо стыкуются друг с другом.

Прежде всего, это касается такого важнейшего вопроса, как процедура утверждения и изменения тарифов. От этого зависит обоснованность и прозрачность принятия новых расценок. Сегодня этот процесс носит закрытый характер, словно бы относится к самым большим государственным тайнам. На самом деле проблема не в тайне, а в лоббировании интересов отдельных хозяйствующих субъектов покровительствующими им чиновниками.

При этом все методы формирования тарифов должны сохраниться, но расчеты должны стать реальными и открытыми. Поэтому проект закона предусматривает участие общественности в региональных тарифных комиссиях.

Сергей Пузыревский признает, что один из самых сложных вопросов — каким образом унифицировать тарифное регулирование? По мнению разработчиков законопроекта, магистральный путь — это урегулировать максимальное количество вопросов. Должны быть сформулированы базовые принципы, которые затем найдут более детальное воплощение в подзаконных актах.

 

Сегодня даже грамотный потребитель не в состоянии разобраться, как формируются тарифы, поэтому нужно максимально упростить процедуру и методику их принятия. Иначе тарифное регулирование так и останется для большинства населения тайной за семью печатями. А значит, и доверие к системе не увеличится.

И тут возникает главный вопрос — как увязать цены и качество услуг. Люди должны понимать, почему в разных местах за одну и ту же услугу могут быть разные цены. Все зависит от расходов на ее оказание. Где-то в силу обстоятельств они больше, где-то — меньше.

Сейчас же тарифы мало связаны, например, с качеством подаваемой воды. Но если дотошный потребитель попытается разобраться в вопросе, ему вряд ли удастся: качество воды зависит от многих параметров.

— Если же будут учитываться 5—6 параметрами, то качество продукта, как и цена за него будут ясны, — говорит Сергей Пузыревский. — Разумеется, этот принцип относится и к другим ресурсам.

По оценке ФАС, переход на новую систему позволит в среднем снизить тарифы на 10—15%.

 

Вот новый поворот

На бумаге концепция выглядит вполне жизнеспособной. Однако далеко не все уверены, что если она воплотится в таком виде, то окажется полезной. Так, Екатерина Косогова, директор по тарифообразованию «Сибирской генерирующей компании» полагает, что для инвесторов гораздо полезнее перейти от экономически обоснованных затрат к целевым показателям. Иначе им трудно просчитать окупаемость своих вложений.

Вызывает сомнение и такой параграф законопроекта, как участие потребителя в формировании тарифов. Потребителя интересуют не экономически обоснованные расценки, он хочет вносить минимальную плату за услуги.

Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова указывает на то, что чем лучше вода, тем она дороже. Между тем в концепции законопроекта ФАС не учитывается это обстоятельство. А ведь условия работы организаций, занимающихся водоснабжением и водоотведением, могут различаться очень существенно. Применение единого подхода может сильно отразиться на их возможности улучшать качественные параметры своей работы.

Гораздо актуальнее сегодня сосредоточиться на адресной поддержке потребителей, а не внедрять общую методику для всех. Это может привести к разрушению всей системы водоснабжения.

Вопрос отраслевой специфики очень сложный, считают эксперты. И предлагаемая концепция его учитывает не в полной мере. К тому же она предлагает кардинально поменять правила игры. Многие только привыкли к действующим правилам, а теперь им готовят новый крутой поворот. И многие опасаются не вписаться в него.

В этой ситуации радует пока одно: сотрудники ФАС обещают продолжить обсуждение документа совместно с представителями тех, кого он касается в первую очередь. Согласитесь, у нас это происходит не слишком часто.

Владимир ГУРВИЧ



Похожие публикации




Партнеры