Почему депутаты хотят пресечь деятельность коллекторов по досудебному взысканию долгов в сфере ЖКХ
Коллекторы портят жизнь чуть не половине населения России. При выбивании долгов в ход они пускают все — угрозы, шантаж, звонки посреди ночи, визиты домой и на работу, а с недавних пор — и покушение на убийство. Именно поэтому у многих людей коллектор ассоциируется с громилой с битой в руке. Но «законные шантажисты», как иногда называют коллекторов, выбивают долги и в сфере ЖКХ.
Коллекторы факт признают, коммунальщики — в «несознанке»
Как признал в интервью нашему журналу президент Ассоциации корпоративного коллекторства, генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, в сфере ЖКХ коллекторы работают. Мало того, сейчас, по его словам, формируется даже отдельное направление — коммунальные коллекторы. Их задача — взыскание долгов в сфере ЖКХ. Они работают как с юридическими, так и с физическими лицами.
— В частности, мое коллекторское агентство обслуживало УК одного коттеджного поселка, — сообщил г-н Жданухин. — В результате на собранные деньги был куплен бульдозер для уборки территории от снега.
По словам Дмитрия Жданухина, чаще всего к коллекторам обращаются сами управляющие компании. Однако, как выяснилось, коммунальщики стараются свое сотрудничество с коллекторами не афишировать. Я обзвонил несколько управляющих компаний, и везде мне ответили, что они, мол, с коллекторами не работают.
Звоню исполнительному директору НП СРО «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в ЖКХ» Вере Москвиной. В это СРО входит около 300 членов, работающих в 17 регионах, но, по словам Москвиной, никто из них не прибегал к услугам коллекторов. У них нет денег на то, чтобы пользоваться услугами последних.
— Если ты продаешь коллектору долг, то понимаешь, что потом получишь от этой суммы долга лишь успокоительный мизер, — объясняет она. — Управляющую компанию это устроить никак не может. Ведь сама УК ресурсникам отдаст ровно столько, сколько должны заплатить граждане за услуги ЖКХ. И какой смысл УК нанимать коллекторскую организацию, если она при этом потеряет 50% платежей? Для УК это невозможно, она сразу уйдет с рынка...
А вот ресурсоснабжающие организации, по мнению г-жи Москвиной, вполне могут позволить себе работать с коллекторами, поскольку «у них бюджет гораздо больше, чем у управляющих компаний».
Звоню в ресурсоснабжающие организации. Глухо! Никто на тему сотрудничества с коллекторами разговаривать не желает.
Вот, например, какой неопределенный разговор состоялся у нас с сотрудником пресс-службы ОАО «Волгоградэнергосбыт» Дмитрием (назвать свою фамилию он наотрез отказался).
— Этот вопрос у нас не в приоритете, но если Вам очень нужно, можете отправить нам письменный запрос, — сказал Дмитрий и добавил: — Тема очень щекотливая, и мы не намерены за счет своей репутации удовлетворять чей-то информационный голод. Там есть определенные законодательные нюансы, но, в основном, мы это (работу коллекторов — Ред.) не приветствуем. По поводу суммы долга, который обслуживают коллекторы, ничего не могу сказать…
Сокрушительный удар по коллекторам
Сегодня в ходу такая шутка: «Когда коллекторам открыл дверь депутат Госдумы Николай Валуев, они представились свидетелями Иеговы». Но если Валуев мог бы просто дать им по мордасам, то коллеги Николая Сергеевича — депутаты Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Владимир Сысоев и ряд других — хотят нанести по коллекторам куда более сокрушительный удар. Они внесли законопроект о пресечении деятельности коллекторов.
Мы обратились за комментарием к одному из инициаторов этого шага — депутату Госдумы РФ Андрею Свинцову (на фото).
— Андрей Николаевич, как Вы оцениваете деятельность коллекторов в сфере ЖКХ?
— Коллекторы работают крайне безграмотно, в том числе и в сфере ЖКХ. Но в этой сфере, насколько мне известно, они вообще не имеют права работать.
— Но ведь работают же! В Рунете масса коллекторских компаний, которые предлагают свои услуги по взиманию долгов в сфере ЖКХ...
— Это чистое мошенничество! По каждому такому случаю должны разбираться правоохранительные органы. Деятельность коллекторов по досудебному взысканию долгов в банковской сфере законодательством разрешена, но в сфере ЖКХ у них такого права нет.
Правда, они могут участвовать в судебном процессе на стороне, например, ТСЖ. Скажем, взыскивать платежи на содержание общедомового имущества. То есть содействовать собственникам в решении проблем, не связанных с тарифами, установленными государством.
Поэтому когда некоторые недобросовестные компании прибегают к услугам коллекторов — это прямое нарушение закона, и здесь надо очень внимательно разбираться правоохранительным органам. Это недопустимо!
— Коллекторы работают с юридическими и физическими лицами…
— Да, к сожалению, работают. Но запретить воровать мы им не можем. Коллекторы пользуются юридической безграмотностью как населения, так и лиц, работающих в тех или иных организациях: директоров, бухгалтеров и т.д.
Сейчас вся их работа свелась к обычному вымогательству, шантажу, запугиванию... Мы видим случаи и поджогов, и порчи имущества и т.д. Все это не имеет никакого отношения к закону, ни к деятельности управляющих компаний и самих коллекторов. Это чистой воды криминал.
Этим занимаются либо люди с криминальным прошлым, либо бывшие сотрудники полиции и других силовых структур, которые не прошли аттестацию, или же их выгнали за кражи и другие неблаговидные поступки. Вот они ходят и выбивают долги. И при этом называют себя красивым словом «коллектор». Но на самом деле это обычные криминальные и полукриминальные структуры.
— Но при этом в каждом из коллекторских агентств работают юристы…
— А чего тут удивляться! Ведь даже у криминальных группировок есть свои юристы, которые защищают их в судах и пытаются отмазать от правосудия. Это естественно.
Есть и коррумпированные чиновники, есть и коррумпированные сотрудники полиции и прокуратуры.
Мы считаем, что деятельность коллекторов в том виде, в каком она сегодня осуществляется, больше похожа на криминальный, чем на легальный бизнес. Поэтому эту деятельность необходимо незамедлительно запретить. И в прошлом году мы такой законопроект внесли.
За что воюют в Щелкове
— Как Вы думаете, он будет принят?
— Вы знаете, прогремевшая история в Ульяновске уже дошла до Президента. А сколько других случаев с поджогом жилых домов, угрозами по телефону, блокированием деятельности медицинских учреждений, в том числе и скорой помощи! Все это набрало такие обороты, что, надеемся, Президент и правительство уже обратили внимание на эту проблему.
Сейчас уже есть несколько вариантов этого закона. В любом случае¸ думаю, что постепенно будут накладываться ограничения на деятельность коллекторских компаний. Хотя мы в своем законопроекте предлагаем полный запрет на звонки по телефону и личные контакты.
Вся деятельность коллекторских организаций должна переходить в юридическую плоскость в виде документооборота. Направили претензию — ждут ответ. Подождали ответ, и если он их не удовлетворяет — обращаются в суд. Тем самым мы стремимся оградить жителей от личных контактов с коллекторами.
— Они будут работать и с юридическими, и с физическими лицами?
— Да пожалуйста, с кем хотят, с теми пусть и работают. Но — без личного контакта и звонков по телефону.
— У организаций и населения скопился огромный долг за услуги ЖКХ — около 900 млрд руб. Как вы думаете, Минстрой заинтересован в прекращении работы коллекторов в сфере ЖКХ?
— Эти 900 млрд руб. вернуть невозможно. Все эти долги — долги фирм-однодневок. Ни людей не найти, ни долги не вернуть. Это все обанкроченные компании. Все это чистый криминал, воровство.
Такие фактов немало и в Московской области, и в других регионах. Мы все это знаем и видим. Денег нет, и никто никогда их не вернет. Те копейки, которые должны наши сограждане, составляют меньше 10% от общей суммы долга.
Эти долги где-то можно вернуть, где-то их можно реструктурировать, где-то простить, особенно малоимущим, регионы могут взять это на себя. Думаю, что для Минстроя никакой пользы от этого закона не будет.
— А не могли бы Вы привести конкретные примеры?
— Их огромное количество, в том числе и в упомянутой мною Московской области, причем буквально во всех районах Подмосковья. И если такое творится в передовом регионе, то что уж говорить о других областях.
Сейчас администрация губернатора Андрея Воробьева пытается решить этот вопрос, где-то это получается, а где-то нет. Например, в Щелкове дело дошло уже до стрельбы и поножовщины. Причем друг в друга стреляют уже не только представители конкурирующих управляющих компаний, но и сотрудники полиции. В эти разборки вовлечены и жители. В Щелкове это перешло чуть ли не в стадию военных действий.
Вывод однозначен: и в сфере ЖКХ, и в деятельности коллекторских компаний надо наводить порядок.
Геннадий ЛЮЛЬКИН
Фото: кадр с телепрограммы НТВ, 66.ru