15:35Томский университет получит на строительство нового корпуса 1,5 млрд рублей

14:01На завершение строительства Космопорта в Хабаровске возьмут кредит

12:21Олег Антосенко: детскую школу искусств имени Глинки введут в 2020 году

11:39Мосгосстройнадзор оштрафовал застройщиков «шумных» строек на 15 млн рублей

10:30Централизованную систему водоснабжения в ТиНАО создадут к 2025 году

10:05За 2020 год были утверждены более 170 проектов по установке платформ для маломобильных граждан в многоквартирных домах

09:23Как проходит возведение путепровода для обеспечения реконструкции путепровода через железнодорожные пути на Дмитровском шоссе

08:58Собянин предложил ввести мораторий на дополнительные требования к стройотрасли и бизнес

18:41В Москве отопление включено в 70% жилых домов и 80% соцбъектов

17:33Новый учебный корпус на 550 мест появится в Ступино в 2023 году

16:39Согласован инвестиционный проект многофункционального комплекса в районе Хорошево-Мневники

15:12В Коммунарке построят дороги за 1,9 млрд рублей

14:37Москва на 82% выполнила годовой план ввода по нацпроекту «Жилье»

13:40Сотрудники «МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ» обследовали 86 зданий на прошлой неделе в Подмосковье

12:11В районе Ново-Переделкино появится культурно-досуговый центр с кинозалом

Технический регламент: лучше синица в руках, чем журавль в небе

logo russianconstruction.com
Технический регламент: лучше синица в руках, чем журавль в небе
Поисковые теги: Источник фото:

Состоявшийся 7-го августа в здании РСПП круглый стол собрал более сотни представителей профильных министерств и ведомств, общественных объединений, ассоциаций и частных производителей стройматериалов — с целью обсуждения проекта российского технического регламента «О безопасности строительной продукции».




По словам Сергея Пугачева, Председателя Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию и стандартизации в строительстве, национальный технический регламент производители стройматериалов ждут с 2010 года. Его принятие до последнего момента все откладывалось в связи с подготовкой технического регламента ЕАЭС — мол, зачем делать лишнюю работу, когда вскоре отрасль будет регулировать наднациональное право.

Однако разработка ТР ЕАЭС не идет, потому что все остальные страны союза начали с создания своих ТР, многие из которых, как например, белорусский или казахский, выверены по европейскому законодательству — сегодня у всех стран, кроме России, есть национальные техничесие регламенты, а на российские международные правовые инициативы наши парнеры смотрят с опаской.

Между тем, в России в деле стандартизации продолжает действовать характерное для переходного периода ручное управление, когда в единые перечени продукции, подлежащей обязательной сертфикации или подаче декларации о соответствии, по настойчивым требованиям бизнеса включаются отдельные виды стройматериалов. В основном же, отрасль не регулируется, одних систем добровольной сертификации на рынке более 200. На выходе — до 50% контрафактной продукции и обусловленное демпингом «гаражников» общее снижение качества стройматериалов.

По вопросу подтверждения соответствия общих требований не существует — поскольку в единственном принятом техническом регламенте, который касается вопросов качества стройматериалов, ФЗ №184 «ТР о безопасности зданий и сооружений», утверждается лишь обязательность соответствия строительной продукции требованиям проектной документаци — что открывает широкую дорогу для лоббирования.

Но нет и обязательных стандартов. Как пример, только за последние три года ТК 465 «Строительство» принял 96 ГОСТ Р, «гармонизированных» с европейскими стандартами EN, что при сохранении действующих аналогичных российских стандартов вносит в стандартизацию дополнительный хаос. Основной хаос, конечно, вытекает из другогосегодня любые стандарты сами по себе правовой силы не имеют и являются лишь доказательной базой при разработке техрегламентов и других правовых актов.

По словам, Андрея Николаевича Лоцманова, Председателя Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России, сегодня мы пожинаем плоды нашей слепой веры в рыночную экономику: «15 лет Запад учит нас добровольной сертификации и дестандартизации, а сам защищает свои рынки национальными стандартами».

Однако наиболее вопиющим упущением в деле контроля за качеством продукции в отрасли является тот факт, что из более чем 60-ти измерительных лабораторий, следивших за качеством строительных материалов в СССР, сегодня сертфикацию имеют лишь две. Каким образом в таком случае работают многочисленные сертификационные центры, остается загадкой. Под вопросом также остается эффективность всех разрабатываемых нормативных инициатив — технический регламент в условиях недофинансирования науки рискует остаться мертворожденным законом.

Ассоциация НОПСМ совместно с МГСУ разработали для техрегламента классификатор строительной продукции: речь идет о 36 товарных группах, составленных по функциональному и видовому признаку. По словам проректора МГСУ Андрея Пустовгара, документ позволит наконец-то определять цену владения объектом строительства, — не говоря уже о том, чтобы вывести из обращения такие «перлы» стандартизации, нередко встречающиеся в ТУ: прочность при сжатии для плиточного клея или цвет и сухой остаток для штукатурки.

Таким образом, требования к материалам будут определяться исключительно в соответсвии с задачами их целевого применения, это обеспечит недискриминационный характер ТР. Произвоители будут подписывать декларацию о соответствии, что является предпочтительной мировой практикой в области контроля за качеством продукции. В настоящий момент проект технического регламента доступен для широкого обсуждения на стайте Нормативы.рф, где до 1-го сентября любое заинтересованное лицо может оставить комментарий к любым положениям документа.

Ассоциация НОПСМ призывает участников стройотрасли отнестись к подготовке ТР с должным вниманием, поскольку стандартизация стройиндрустрии позволит не только защититься от контрафакта на внутреннем рынке, но и улучшить свои позиции по экспорту. По словам Руслана Акиева, Председателя НТС АО «ЦНС», сегодня страна экспортирует 12% строительной продукции, а импортирует — 15%, и этот дисбаланс имеет не ценовой, а регулятивный характер.

Петр Ларин



Похожие публикации




Партнеры