15:15На МЦД-2 в районе Митино построят две станции

14:22Кто будет восстанавливать обрушившуюся Митридатскую лестницу в Крыму

13:19Где в Москве Госинспекция по недвижимости обнаружила нелегальный хостел

12:02Запланировано строительство двух дополнительных станций на маршруте МЦД-2 в районе Митино

11:11На Общественном совете при Росреестре обсудили совершенствование электронных сделок с недвижимостью

10:31Омская РЭК не может разобраться с «мусорным тарифом»

10:09К пожарному депо в поселении Филимонковское построят подъездную дорогу

09:34Что послужило отключению трех энергоблоков Калининской АЭС

08:54Сколько добавят денег из бюджета якутским сёлам на благоустройство

18:07Чем примечательна будет новая строящаяся школа в Подольске

17:26Зачем в Москве будут перерабатывать более 2 млн кубометров грунта

16:40В Соловецком монастыре переделают проект музея, строительство которого приостановило ЮНЕСКО

15:57Что за волшебный детский сад появится в поселении Московском

15:04В рамках развития маршрутов МЦД-1 и МЦД-2 построят 12 пешеходных переходов

14:16За восемь лет Собянин и его замы потратили 700 млн рублей на полеты на частных самолетах

Технический регламент: лучше синица в руках, чем журавль в небе

logo russianconstruction.com
Технический регламент: лучше синица в руках, чем журавль в небе
Поисковые теги: Источник фото:

Состоявшийся 7-го августа в здании РСПП круглый стол собрал более сотни представителей профильных министерств и ведомств, общественных объединений, ассоциаций и частных производителей стройматериалов — с целью обсуждения проекта российского технического регламента «О безопасности строительной продукции».



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

По словам Сергея Пугачева, Председателя Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию и стандартизации в строительстве, национальный технический регламент производители стройматериалов ждут с 2010 года. Его принятие до последнего момента все откладывалось в связи с подготовкой технического регламента ЕАЭС — мол, зачем делать лишнюю работу, когда вскоре отрасль будет регулировать наднациональное право.

Однако разработка ТР ЕАЭС не идет, потому что все остальные страны союза начали с создания своих ТР, многие из которых, как например, белорусский или казахский, выверены по европейскому законодательству — сегодня у всех стран, кроме России, есть национальные техничесие регламенты, а на российские международные правовые инициативы наши парнеры смотрят с опаской.

Между тем, в России в деле стандартизации продолжает действовать характерное для переходного периода ручное управление, когда в единые перечени продукции, подлежащей обязательной сертфикации или подаче декларации о соответствии, по настойчивым требованиям бизнеса включаются отдельные виды стройматериалов. В основном же, отрасль не регулируется, одних систем добровольной сертификации на рынке более 200. На выходе — до 50% контрафактной продукции и обусловленное демпингом «гаражников» общее снижение качества стройматериалов.

По вопросу подтверждения соответствия общих требований не существует — поскольку в единственном принятом техническом регламенте, который касается вопросов качества стройматериалов, ФЗ №184 «ТР о безопасности зданий и сооружений», утверждается лишь обязательность соответствия строительной продукции требованиям проектной документаци — что открывает широкую дорогу для лоббирования.

Но нет и обязательных стандартов. Как пример, только за последние три года ТК 465 «Строительство» принял 96 ГОСТ Р, «гармонизированных» с европейскими стандартами EN, что при сохранении действующих аналогичных российских стандартов вносит в стандартизацию дополнительный хаос. Основной хаос, конечно, вытекает из другогосегодня любые стандарты сами по себе правовой силы не имеют и являются лишь доказательной базой при разработке техрегламентов и других правовых актов.

По словам, Андрея Николаевича Лоцманова, Председателя Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России, сегодня мы пожинаем плоды нашей слепой веры в рыночную экономику: «15 лет Запад учит нас добровольной сертификации и дестандартизации, а сам защищает свои рынки национальными стандартами».

Однако наиболее вопиющим упущением в деле контроля за качеством продукции в отрасли является тот факт, что из более чем 60-ти измерительных лабораторий, следивших за качеством строительных материалов в СССР, сегодня сертфикацию имеют лишь две. Каким образом в таком случае работают многочисленные сертификационные центры, остается загадкой. Под вопросом также остается эффективность всех разрабатываемых нормативных инициатив — технический регламент в условиях недофинансирования науки рискует остаться мертворожденным законом.

Ассоциация НОПСМ совместно с МГСУ разработали для техрегламента классификатор строительной продукции: речь идет о 36 товарных группах, составленных по функциональному и видовому признаку. По словам проректора МГСУ Андрея Пустовгара, документ позволит наконец-то определять цену владения объектом строительства, — не говоря уже о том, чтобы вывести из обращения такие «перлы» стандартизации, нередко встречающиеся в ТУ: прочность при сжатии для плиточного клея или цвет и сухой остаток для штукатурки.

Таким образом, требования к материалам будут определяться исключительно в соответсвии с задачами их целевого применения, это обеспечит недискриминационный характер ТР. Произвоители будут подписывать декларацию о соответствии, что является предпочтительной мировой практикой в области контроля за качеством продукции. В настоящий момент проект технического регламента доступен для широкого обсуждения на стайте Нормативы.рф, где до 1-го сентября любое заинтересованное лицо может оставить комментарий к любым положениям документа.

Ассоциация НОПСМ призывает участников стройотрасли отнестись к подготовке ТР с должным вниманием, поскольку стандартизация стройиндрустрии позволит не только защититься от контрафакта на внутреннем рынке, но и улучшить свои позиции по экспорту. По словам Руслана Акиева, Председателя НТС АО «ЦНС», сегодня страна экспортирует 12% строительной продукции, а импортирует — 15%, и этот дисбаланс имеет не ценовой, а регулятивный характер.

Петр Ларин



Похожие публикации



Партнеры