10:05За 2020 год были утверждены более 170 проектов по установке платформ для маломобильных граждан в многоквартирных домах

09:23Как проходит возведение путепровода для обеспечения реконструкции путепровода через железнодорожные пути на Дмитровском шоссе

08:58Собянин предложил ввести мораторий на дополнительные требования к стройотрасли и бизнес

18:41В Москве отопление включено в 70% жилых домов и 80% соцбъектов

17:33Новый учебный корпус на 550 мест появится в Ступино в 2023 году

16:39Согласован инвестиционный проект многофункционального комплекса в районе Хорошево-Мневники

15:12В Коммунарке построят дороги за 1,9 млрд рублей

14:37Москва на 82% выполнила годовой план ввода по нацпроекту «Жилье»

13:40Сотрудники «МОСОБЛСТРОЙЦНИЛ» обследовали 86 зданий на прошлой неделе в Подмосковье

12:11В районе Ново-Переделкино появится культурно-досуговый центр с кинозалом

10:46В Дагестане планируется строительство крупного онкологического диспансера

09:40Центр соцобслуживания с бильярдной в районе Котловка введут в этом году

09:13АО «МСУ-1» присужден высокий уровень надежности

08:53В октябре строительно-инвестиционный холдинг "Автобан" откроет движение по мосту через Москву-реку на ЦКАД-4

18:07Нефтебаза, производственно-складские корпуса и торговый центр. Что еще построят в Подмосковье?

Строительные нормы и правила: будут ли они едиными на постсоветском пространстве с созданием ЕАЭС

logo russianconstruction.com
Строительные нормы и правила: будут ли они едиными на постсоветском пространстве с созданием ЕАЭС
Поисковые теги: Источник фото:

В строительстве все должно быть обосновано, убежден эксперт Вячеслав Блинов. Используя прошлый опыт, нужно учитывать современные требования и нормы



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

С нового года вступил в силу Договор о ЕАЭС. Обеспечит ли он единство на постсоветском рынке строительных услуг? Что необходимо сделать и как доработать отечественные регламенты и межгосударственные стандарты? Об этом нам рассказал Вячеслав БЛИНОВ (на фото), заместитель председателя Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию в строительстве.

 

— Вячеслав Петрович, какова сегодня ситуация с техническим регулированием в строительстве в связи с созданием ЕАЭС?

— На сегодняшний момент проблема окончательно не решена. С одной стороны, есть Евразийский договор и Приложение 10, касающееся системы технического регулирования в ЕАЭС, где однозначно зафиксировано, что правовой основой обеспечения безопасности продукции являются технические регламенты и их доказательная база — исключительно межгосударственные стандарты (ГОСТ). Там прописаны основные строительные процедуры, начиная от изысканий и кончая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, но доказательной базой являются опять же только межгосударственные стандарты. Ни межгосударственных строительных норм (МСН), ни межгосударственных сводов правил (МСП), которые фигурировали в проекте Технического регламента Таможенного союза, в этом документе нет. Более того, на этапе формирования, обсуждения и принятия Договора о ЕАЭС и Приложения 10 предложения о введении МСН и МСП не поступали и даже не обсуждались.

Ситуация же с инфраструктурными объектами сегодня такова. С февраля 2015 года будут действовать ранее введенные технические регламенты по безопасности железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного, и автомобильных дорог. Доказательной базой этих регламентов являются, как я уже говорил, межгосударственные стандарты. Кроме того, создана и успешно реализована специальная программа по переработке наших СНиПов в межгосударственные стандарты.

Это логично, что линейные объекты капитального строительства — железные и автомобильные дороги, магистральные газо- и нефтепроводы, проходящие по территории стран ЕАЭС, должны строиться по единым требованиям и нормам безопасности. А так называемые точечные объекты жилищного, гражданского и промышленного назначения, возводимые на территории конкретной страны, должны соответствовать требованиям национального, в том числе градостроительного, законодательства этой страны. Об этом свидетельствуют 12 отсылок к национальному законодательству в последней редакции ТР ТС по таким важнейшим вопросам, как обеспечение безопасности, государственный надзор, экспертиза, ввод объектов в эксплуатацию и т.д.

Руководствуясь этим принципом, представители Казахстана в конце декабря 2014 года предложили вывести строительство точечных объектов (имеются в виду объекты капитального гражданского и промышленного строительства) из сферы технического регулирования ЕАЭС, оставив ее регламентацию на национальном уровне. Кроме того, казахстанская сторона предложила доработать концепцию Технического регламента Евразийского экономического союза по строительным материалам и изделиям по аналогии с европейским Регламентом 305/2011/ЕС, вернувшись на стадию формирования концепции.

Мы поддерживаем подход, при котором строительные материалы и изделия обязательно должны регламентироваться на уровне ЕАЭС, а здания и сооружения следует оставить на уровне национальном. Но при этом нельзя прекращать работу по отслеживанию новых европейских и мировых требований по безопасности, новых методических подходов и пр. И начинать здесь нужно не с Техрегламента, а с его доказательной базы — нормативно-технических документов. Иными словами, давайте попробуем разработать сначала строительные нормы и правила в виде межгосударственных стандартов, а потом на их базе уже будем создавать Техрегламент. И хотя решение по этому предложению пока не принято, но, по моему мнению, это — единственный разумный подход.

 

— Отражены ли в новых документах ЕАЭС вопросы, связанные с применением еврокодов?

— Хочу напомнить, что сами по себе еврокоды — это не регламенты, а евростандарты, которые являются доказательной базой европейского Регламента 305/2011/ЕС. Еврокоды — это всего лишь правила проектирования с учетом механической, сейсмической и частично пожарной безопасности. И, в отличие от наших стандартов, в них отсутствует целый ряд норм по обеспечению всех видов безопасности. Так что еврокоды — это лишь частичное решение проблемы перехода на наднациональный уровень. Однако их следует учесть, проработать и принять как альтернативу нашим методам проектирования. Что же касается их практического применения у нас, в России, то в каждом конкретном случае решение об этом должны принимать инвестор и генеральная проектная организация.

Хочу подчеркнуть, что еврокоды — это стандарты по технико-экономическому проектированию зданий и сооружений, рассчитанных на определенный срок службы. И если вы, допустим, строите здание в сейсмическом районе со сроком службы 10—15 лет — это одни расчеты, а если на 40—50 лет — то тут необходимы уже другие подходы. Ну а поскольку срок службы зданий и сооружений во многом зависит от подбора материалов, обращаю внимание на то, что европейские стройматериалы далеко не везде применимы в российских условиях.

И хотя инженерная наука в принципе везде едина и развивается по одним законам, у нас, в России, в отличие от той же Европы, привыкли строить на века. А вот новые европейцы построили в Риге торгово-развлекательный центр сети Maxima по евростандартам, и чем это обернулось? Зимой 2013 года снега выпало чуть больше нормы — и здание ТРЦ рухнуло, унеся десятки человеческих жизней. Почему так вышло? Потому что рассчитано все было по еврокодам на?40 лет, и нагрузки приблизили к европейским условиям. А нужно было учесть особенности данной климатической зоны.

 

 

— Какова позиция российских специалистов по отношению к зарубежным нормам?

— Любая новая норма — это продукт собственных многолетних научных исследований, либо она просто позаимствована у других стран. Мы долгое время ничего не вкладывали в отечественную строительную науку, чтобы создавать новые стройматериалы и вырабатывать новые нормы проектирования. Но с другой стороны, мир не стоит на месте, и мы должны ориентироваться на то, что делается за рубежом — в Европе, Азии. То, что там создано, необходимо изучить и адаптировать к нашим условиям. Да, у нас есть свои нормы. Но если мы хотим экономически обоснованно строить, то надо учитывать и те достижения, которые есть в остальном мире.

Вот, например, комплекс Москва-Сити рассчитан только на 40 лет. А вспомним, как строили у нас три-четыре десятилетия назад, какие были чугунные отопительные батареи и какие стоят сейчас... У нас всегда строили с запасом, и это было правильно для своего времени и для наших условий. Сегодня все должно быть обоснованно. Поэтому что-то нужно брать из прошлого опыта, но обязательно — с учетом нынешних требований. Например, те же коммуникации должны быть не такие, как прежде, а современные.

Да, отечественная наука движется в этом направлении, но, к сожалению, не так быстро, как хочется, поскольку она уже давно не финансируется в нужных объемах.

Беседу вел Владимир РЕЧМЕНСКИЙ

Фото Строительство.RU



Похожие публикации




Партнеры