15:07На базе санатория в Рязанской области откроется уникальный оздоровительный центр

14:15Здание онкодиспансера в Севастополе построят к концу 2022 года

12:59Чтобы обеспечить всех детей-сирот жильем, потребуется 200 млрд рублей

12:37Подрядчиков, ремонтирующих дороги в непогоду, будут наказывать материально

12:07В Лужниках упали с лесов трое рабочих

11:50Продлен арест чиновницы госстройнадзора, которой предъявлено обвинение по делу ТЦ «Зимняя вишня»

11:23Примечательный дом с магазинами на Кузнецком мосту стал культурным наследием

10:41Грачи прилетели! В Москву.

10:26Выяснилось, почему малому бизнесу выгодно переезжать в реновационные дома

19:22Усадьбу российского мореплавателя выставили на продажу почти за 4 млн. евро

18:10Российская Segezha group встретится с арабскими деловыми партнерами на Российско-арабском Деловом совете

17:24В Турции произошла стыковка морской и наземной части «Турецкого потока»

17:05«Музыка в метро» обоснуется у Киевского вокзала

16:44Сочинский чиновник купил для льготников квартиры без отопления и вентиляции

16:20В Госдуме рассматривают ипотечные каникулы для заемщиков в трудной жизненной ситуации

Приоритеты страны — жилье и дороги

logo russianconstruction.com
Приоритеты страны — жилье и дороги
Поисковые теги:
Российский стройкомплекс завершает одни мега-проекты и готовится к следующим

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Новостей о вводе новых объектов, дорог и мостов становится все больше, однако российские строители не считают, что стройкомплекс работает на пределе своих возможностей. О перспективах развития этой отрасли — локомотива экономики страны — мы беседуем с президентом Национального объединения строителей Ефимом Басиным.

— Ефим Владимирович, приближается День строителя, и в это время традиционно подводятся первые итоги текущего года. Что сейчас происходит в строительной сфере?

— Застоя в отрасли нет, идет развитие. Показатели по вводу жилья, по освоению средств, по производству основных строительных материалов и конструкций постепенно растут. Но рост мог бы быть гораздо больше, если бы наши строительные организации были больше загружены. Также хотелось бы, чтобы в России был хороший инвестиционный климат, чтобы росли инвестиции — а они сегодня, к сожалению, падают. Все это, конечно, тормозит движение вперед, но, тем не менее, мы превысили докризисный период и одной из первых отраслей вышли из кризиса.

За эти годы построено много хороших объектов —успешно провели саммит АТЭС, Универсиаду, во всем этом большая доля участия и заслуги строителей, хотя это нигде и не афишируется. А ведь мы много сил положили, чтобы эти мероприятия состоялись на мировом уровне.

Идет тенденция увеличения ввода жилья, особенно эконом-класса, этому способствует и политическая воля руководства страны. Принимаются законодательные акты, способствующие привлечению инвестиций именно в этот сектор. В прошлом году мы сдали около 66 млн кв. м жилья, почти половина — это индивидуальное малоэтажное строительство. Это хороший показатель, и в 2013 году мы должны увеличить его еще на 4—5%.

Наконец, сегодня объявлен еще один источник финансирования строительства — это Фонд национального благосостояния, из которого на возвратной основе в объеме 450 млрд рублей будут финансироваться три мегапроекта: строительство высокоскоростной магистрали Москва —Казань — Екатеринбург и Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы, а также реконструкция ТРАНССИБа вместе с БАМом. Это позволяет нам видеть перспективу загрузки наших строительных организаций, оживит города и поселки вдоль этих дорог, появятся новые рабочие места. Хотя хочу особенно подчеркнуть, что на строительство дорог сейчас денег выделяется больше, чем было, меньше, чем намечено, и гораздо меньше, чем надо было бы выделять.

— Известно, что в структуре строительного бизнеса 70% — это компании малого бизнеса. Как им живется в сегодняшних условиях? До мегапроектов им не дотянуться…

— Вы правы, малым и средним предприятиям сегодня живется нелегко. Во-первых, мало объявляется тендеров на строительство новых объектов, остро не хватает инвестиций — и государственных, и частных, потому что инвестиционный климат далеко не самый благоприятный. Об этом много говорится, но многое надо сделать, чтобы инвестиции действительно пошли. Я на днях встречался с представителями Ассоциации Европейского бизнеса, они нам много высказали о тех трудностях, с которыми сталкиваются инвесторы в России, в частности, организуя производство строительных материалов. Мы, кстати, договорились, что подпишем соглашение о сотрудничестве между АЕБ и НОСТРОем по разработке стандартов, продвижении новых технологий и материалов на наш рынок. Они согласились на условиях софинансирования разрабатывать вместе с нами новые стандарты, актуализировать наши СНиПы и гармонизировать Еврокоды.

Трудности малых и средних предприятий еще и в том, что нет стабильной загрузки. Сейчас строителей ноги кормят, нужно много побегать, чтобы получить свой участок работы. Кроме того, все более четко прорисовывается тенденция, когда олигархи приобретают самые мощные строительные организации и начинают делить между собой этот рынок — при содействии заказчиков, надо сказать. А малым и средним предприятиям достаются остатки. Еще одна трудность наших строителей состоит в том, что нет условий для получения долгосрочных кредитов. Мало того что банки выставляют высокие ставки по кредитам — свыше 10%, они еще не дают деньги на длинный срок.

Тем не менее мы в рамках НОСТРОя стараемся поддерживать малый бизнес, помогая ему, прежде всего, в подготовке и повышении квалификации кадров. Кроме того, проводится конкурс «Строймастер» для рабочих строительных специальностей — большинство участников этого конкурса работают именно в компаниях малого и среднего бизнеса.

— Какие направления строительства, по Вашему мнению, в нашей стране нужно развивать в первую очередь?

— Жилье и дороги. Вся Россия сейчас — это одна большая пробка. Нам нужно гораздо больше строить дорог, чем сейчас, нужно осваивать новые технологии, использовать современные материалы. Необходимо искать новые формы финансирования строительства дорог, такие как государственно-частное партнерство. Нужно перенимать зарубежный опыт — тот же Китай за неделю строит дорог больше, чем мы за год. А ведь транспортная составляющая в большинстве продуктов и услуг постоянно растет, она уже составляет в отдельных случаях около 50%.

Жилье — это наша вечная проблема. Мы успеваем только компенсировать выбывающее из оборота жилье — ветхое и аварийное — и строить немного сверху, а ведь у нас более 70% сограждан хотели бы улучшить свои жилищные условия. Это — огромное поле и для развития ипотечного кредитования, и для строительства арендного жилья. Мы увлеклись продажей жилья в собственность, а во всем мире люди наиболее активно пользуются именно арендным жильем. Оно увеличивает мобильность трудовых ресурсов, позволяет молодым семьям жить отдельно от родителей, вообще снимает массу жилищных проблем, которые у нас растут как снежный ком.

И, конечно, у нас колоссальная потребность в развитии коммунальной инфраструктуры. Именно ее отсутствием объясняется высокая плата за подключение к сетям — монополисты откровенно пользуются своим выигрышным положением. Необходимо, может быть, даже на законодательном уровне установить, что владельцы сетей обязаны их развивать сами, не дожидаясь ни госинвестиций, ни «указания» сверху.

Очевидно, что необходимо уходить от точечной застройки и развивать комплексную, подготавливать участки для микрорайонов, строить не только жилье, но и школу, больницу, детский сад, магазины. Только так можно обеспечить качество среды обитания.

— Вы уже упомянули роль НОСТРОя в поддержке малого бизнеса. А как Вы оцениваете работу НОСТРОя в целом? Он выполняет те задачи и функции, которые на него возложены?

— Да, по моему мнению, НОСТРОЙ за эти годы стал центром развития строительной отрасли. Система саморегулирования заявила о себе, строительное сообщество почувствовало свою ответственность за собственную судьбу. Теперь профессиональное сообщество — участник законотворческого процесса, строители участвуют в разработке законов и других нормативных актов, в актуализации СНиПов, написании стандартов. Есть возможность высказать и донести свое мнение на самые высокие уровни власти, влиять на принимаемые решения. Еще пять лет назад такого не было в принципе.

НОСТРОЙ многое делает для улучшения инвестиционного климата в отрасли. В 2011 году мы провели исследование административных барьеров в жилищном строительстве, которое затем легло в основу поручения Владимира Путина о формировании исчерпывающего перечня разрешительных процедур в строительстве. Весь 2012 год прошел «под знаком» формирования и согласования этого списка. К сожалению, постановление о его утверждении лежит в аппарате Правительства и до сих пор не подписано, но мы надеемся на его скорый выход. Тем более что количество административных процедур теперь является одним из критериев оценки деятельности губернаторов.

В этом году продолжилась работа по актуализации СНиПов, гармонизации Еврокодов, созданию стандартов НОСТРОя. И вообще я считаю, что техническое регулирование в строительстве было спасено только благодаря саморегулированию. Сейчас узаконено и актуализировано 90 СНиПов обязательного применения, утверждено 122 стандарта на виды работ, еще 70 находится в разработке. Подписаны соглашения с руководством 18 субъектов Российской Федерации о том, что стандарты НОСТРОя на этих территориях становятся обязательными, — а эти регионы формируют половину экономики нашей страны.

НОСТРОЙ также заключил соглашения с крупными компаниями, такими как «Автодор», «Российские железные дороги», «Росавтодор» и др.,по совместной разработке стандартов и повышению квалификации кадров. Кроме того, НОСТРОЙ сейчас занимается программой создания ресурсных центров для обучения рабочих строительных специальностей. А через Единую систему аттестации НОСТРОя прошли уже более 160 тысяч инженерно-технических работников. ЕСА реально работает!

Так что работа идет, и очень активная. Но сказать, что мы удовлетворены сделанным, нельзя — и, по большей части, из-за так называемых «коммерческих» СРО. Где-то около 20 СРО, поставив во главу угла собственное обогащение, как торговали раньше лицензиями, так и сейчас торгуют допусками на стройку. А законодательная база такова, что сделать с ними ничего невозможно. НОСТРОЙ не может даже в суд подать на такую СРО, а ведь это прямое нарушение безопасности строительства! Правоохранительные органы совершенно пассивны, те сотни объявлений, которыми пестрит интернет, не проверяются, хотя очевидно, что это объявления о недобросовестной сделке и нарушении закона. Но мы не отступим и постараемся избавить сообщество от таких «коммерсантов».

— Ефим Владимирович, в преддверии профессионального праздника какие напутствия Вы бы дали коллегам по отрасли?

— Главное — много работать и не терять оптимизма. Мы — строители, по духу оптимисты. Перед нами постоянно ставят новые задачи, и никогда они не бывают простыми или легкими. Уверен, сообща мы можем многое сделать. Нам нужно реформировать систему ценообразования в строительстве — хватит уже жить по правилам 30-летней давности. Новый закон о Федеральной контрактной системе нас далеко не устраивает — будем работать над его изменением, над созданием качественных подзаконных актов, которые учтут специфику строительства. Много проблем с охраной труда и техникой безопасности на стройках. На объектах работают много случайных, плохо подготовленных рабочих — отсюда аварии и несчастные случаи. Обо всем этом надо знать, говорить и заниматься очень серьезно. Будем работать! Ну и, безусловно, хотелось бы поздравить всех строителей, архитекторов, проектировщиков с нашим профессиональным праздником, всегда помнить, что мы — созидатели, и пожелать здоровья, новых творческих успехов!

Беседовала Лариса ПОРШНЕВА

Фото Строительство.RU и tatarstan.ru



Похожие публикации



Партнеры