Как выглядит динамика производства и цен минеральной ваты и других теплоизоляционных материалов
Мы продолжаем знакомить наших читателей с ситуацией на рынках строительных материалов. В сегодняшнем обзоре мы посмотрим, как чувствуют себя производители минеральной ваты.
Производство
Производство минеральной (каменной) ваты в 2016 году демонстрирует тренды, которые характерны для всей отрасли промышленности строительных материалов.
Текущие показатели объемов производств за три квартала 2016 года показывают падение на 15,5%. Объем производства минеральной ваты в январе-сентябре 2016 года составил в России 13,8 млн куб. м против 16,3 млн куб. м за соответствующий период прошлого года.
Производство минеральной ваты в 2015—2016 гг. (тыс. м3)
Регионы РФ |
3 кв. 2016 |
3 кв. 2015 |
% |
Центральный федеральный округ |
6621 |
7374 |
-10,2% |
Приволжский федеральный округ |
1134 |
1176 |
-3,6% |
Сибирский федеральный округ |
3740 |
4566 |
-18,1% |
Северо-Западный федеральный округ |
1454 |
1856 |
-21,6% |
Уральский федеральный округ |
277 |
1119 |
-75,2% |
Южный федеральный округ |
502 |
146 |
+245,0% |
Дальневосточный федеральный округ |
46 |
72 |
-36,0% |
Россия всего, тыс. м3 |
13775 |
16308 |
-15,5% |
Источник: CM PRO
Максимальные темпы снижения производства минеральной (каменной ваты) показал Уральский федеральный округ, где объемы производства данного вида строительных материалов по итогам 9 месяцев 2016 года упали до 1,1 млн м3 в январе-сентябре 2015 года по сравнению с 2,7 млн м3 за аналогичный период 2016 года. Наименьший спад производства наблюдается в Центральном федеральном округе: здесь объемы снизились с 7,4 до 6,6 млн м3.
Фактические итоги по трем кварталам текущего года с учетом фактора сезонности позволяют говорить об оценке объемов производства в целом: всего в России в завершающемся году будет произведено порядка 17,7 млн м3 каменной ваты. Лидерами по объемам производства станут Центральный ФО — 8,5 млн м3, следом идут Сибирский ФО — 4,7 млн м3 и Северо-Западный ФО — 2,1 млн м3 каменной ваты.
Фактор сезонности тоже, безусловно, влияет на динамику объемов производств — ее можно увидеть на графике ниже.
Сезонная динамика объемов производства каменной ваты (тыс. м3)
Источник: CM PRO
Цены
Для анализа цен потребителей и производителей минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий использовались данные Росстата по следующим группам товаров:
Цены производителей: шлаковата, вата минеральная силикатная и аналогичные минеральные ваты и их смеси навалом, в листах или рулонах (руб. за м3)
Источник: Росстат
В январе-сентябре 2016 года цены на минеральную вату изменялись разнонаправленным образом, хотя и здесь отчетливо прослеживается сезонный фактор: в летние месяцы средняя цена падает, однако дальше ожидается рост и стабилизация.
В целом средняя цена за третий квартал 2016 года ниже средней цены соответствующего периода в 2015 года на 2,8%. Таким образом, в цене даже не заложена накопленная за период 2016 года инфляция.
Цены приобретения: смеси и изделия из тепло- и звукоизоляционных материалов, не включенные в другие группировки (руб. за м3)
Источник: Росстат
Цены приобретения теплоизоляционных изделий ведут себя более ровно: тенденции текущего года можно соотнести с тенденциями прошлого года, однако и здесь цены в целом ниже. Средняя цена на тепло и звукоизоляционные изделия в 2016 году составила 1 177 руб./м3 против 1 215 руб./м3 в 2015 году (- 3,1%).
Финансы
Исследование динамики отраслевого объема выручки
Федеральный округ |
1 кв. 2015 |
1 кв. 2016 |
Δ |
2 кв. 2015 |
2 кв. 2016 |
Δ |
Российская Федерация |
12 166 |
13 645 |
12,2% |
27 279 |
30 595 |
12,2% |
Центральный ФО |
5 047 |
5 680 |
12,5% |
11 670 |
13 134 |
12,5% |
Северо-Западный ФО |
636 |
531 |
-16,6% |
1 371 |
1 144 |
-16,6% |
Приволжский ФО |
1 976 |
1 349 |
-31,8% |
4 415 |
3 013 |
-31,8% |
Южный ФО |
89 |
22 |
-75,0% |
204 |
122 |
-75,0% |
Уральский ФО |
3 240 |
4 702 |
45,1% |
6 828 |
9 910 |
45,1% |
Сибирский ФО |
869 |
1 014 |
16,7% |
2 093 |
2 442 |
16,7% |
Источник: CM PRO
Среднеотраслевой объем выручки во втором полугодии 2016 года по оценке CM PRO будет выше значений в первом полугодии. Это обеспечивается выросшими объемами производства и одновременным ростом цен на категорию «Смеси и изделия из теплоизоляционных и звукоизоляционных материалов» во всех регионах за исключением Уральского ФО.
По предварительным оценкам, выручка просядет в СЗФО, ПФО и в значительной мере — в ЮФО. Возвращаясь к показателям производства, можно увидеть, что тренды денежных показателей оправданы тенденциями в области производства.
Производство каменной ваты в СЗФО ощутимо упало во втором квартале, аналогичная ситуация в сегменте стекловаты сложилась в ПФО. Оценка по ЮФО скорректирована с учетом возросших объемов производства, однако, так или иначе, значения существенно ниже объемов производства в I квартале.
Чистый финансовый результат во втором квартале как в 2015-м, так и в 2016 годах выходит в положительную плоскость, однако такая тенденция характерна не для всех регионов. Южный федеральный округ по нашей оценке продемонстрирует отрицательное значение чистой прибыли, но, в свою очередь, Центральный ФО и Уральский ФО смогут порадовать инвесторов более или менее приличным ростом своих финансовых показателей.
Если смотреть в целом на тенденции, демонстрируемые в 2015 и 2016 годах, можно видеть, что чистый финансовый результат по стране в 2016-м растет более высокими темпами. Возможно, отрасль сможет преодолеть кризисные тенденции — разумеется, при условии отсутствия внешних шоков.
Подготовил Семен МОРОН