На вопрос журнала отвечает руководитель ООО «МОСКЕРАМ» Станислав БАШИРОВ.
— Станислав Андреевич, в ближайшее время аналитики предсказывают серьезное сокращение объемов строительства. Отразился ли кризис на объемах продаж стройматериалов накануне начала строительного сезона-2015?
— Сейчас власти делают все возможное для того, чтобы кризис не привел к обвалу жилищного строительства. Надеюсь, стартовавшая программа субсидирования ставок по ипотеке с целью их снижения воспрепятствует остановке и падению объемов строительства высоток. Хотя опасения такие в феврале у нас были, а в марте уже начался спад….
Если сравнивать аналогичные показатели продаж стройматериалов с соответствующим периодом прошлого года, то, по нашим данным, у некоторых компаний сокращение доходит до 50%. Мы тоже потеряли где-то 20—25%. К началу строительного сезона многие производители подошли с нулевыми остатками, что не характерно для начала года. По «керамике» же запасы составляют 20—30%.
Нынешнее снижение продаж кирпича я связываю и с декабрьским ажиотажем в период максимального падения рубля. При этом многие частные потребители, купив накануне нового года кирпич, до сих пор не знают, будут ли они строиться и целесообразно ли вообще сейчас это делать.
Можно сказать, что ни у нас, ни у производителей пока нет четкого понимания того, что будет через месяц-два. Присутствует общая тревога по поводу того, что зима в этом году «поменяется местами» с летом и в теплое время года не будет обычного повышенного спроса. А значит — все ценообразование изменится и цены на продукцию пойдут на спад, как это уже было два года назад.
— К слову, что сегодня происходит с ценами на стройматериалы?
— Главные производители цены пока существенно не меняли, но несколько компаний подняли их от 5 до 15%. И, вы знаете, желание последовать их примеру есть почти у всех. К этому подвигает рост курса основных валют к рублю и необходимость импортировать определенные составляющие в производстве кирпича — так называемые присадки. Тот же мергель, необходимый для выпуска коричневого кирпича, закупается за границей. И как он стоил 1200 долларов за тонну, так и стоит сегодня. Но в рублях это выходит уже совсем другая сумма. Многие пока удерживались от повышения цен, используя старые остатки, закупленные еще до кризисных времен. Однако в феврале на «коричневую» продукцию цены все-таки поднялись, поскольку реально подорожало импортное сырье. И это будет продолжаться.
— Какова доля импорта на рынке основных строительных материалов?
— Доля импорта кирпича из Европы (Германия, Голландия, Бельгия, страны Балтии) составляет порядка 17%, и практически вся эта продукция — премиальный сегмент. Около 6% импорта приходится на Белоруссию и Украину, у них качество тоже вполне приличное. А из Китая в основном импортируется не кирпич, а клинкерная плитка: в Поднебесной начали активно производить эту продукцию.
Цены на импорт как были в валюте, так и остались. Но если раньше импортный кирпич, который стоил 1,1 — 1,5 евро за штуку, в среднем обходился в 50 руб., то сейчас — уже в 80—90 руб., а некоторые виды доходят и до ста. Но психологически для частного клиента и застройщика такая ситуация с ценой неприемлема, покупать кирпич за 100 руб. они еще не готовы.
— Но если люди психологически не принимают цену в 100 руб. за штуку пусть даже очень хорошего кирпича, то, значит, доля класса премиум снижается?
— Да, это так. Условно говоря, Рублевка — это не вся Россия. И многие из трейдеров, которые еще недавно представляли на рынке исключительно иностранных производителей, сейчас пытаются переключиться на российскую продукцию. Все прекрасно понимают: говорить можно все что угодно, но в реальности для импорта этот год будет провальным.
— То есть на рынке активно идет процесс импортозамещения?
— Однозначно. Многие строители, которые до этого использовали импортный кирпич, уже сейчас рассматривают российскую продукцию в качестве замены заграничной.
— Велика ли конкуренция на рынке продаж стройматериалов? Например, как поделен столичный рынок?
— В Московском регионе действуют порядка десяти крупных игроков, десятки средних и сотни — мелких. Кроме того, есть крупные игроки в регионах, которые довольно часто поставляют продукцию на самый премиальный рынок — столичный. Все пытаются здесь закрепиться. Даже реализаторы из ЮФО (кубанцы, ростовчане и др.) часто заключают договоры с подмосковными заводами на производство кирпича, но при этом готовую продукцию реализуют здесь же, на месте. Видимо, им это более выгодно, чем поставлять подмосковный кирпич в свой регион.
— Как себя сегодня ведут крупные трейдеры, средние игроки и мелкие местные торговцы? У кого сегодня меньше шансов остаться на плаву?
— Понятно, что крупные игроки останутся в любом случае. Но время сейчас такое непростое, что многие крупные трейдеры могут превратиться в средних. А у мелких игроков в нынешних условиях велика вероятность перейти «под крыло» либо средних, либо крупных. Кто-то будет выкупать чьи-то активы. Но общая нестабильность скажется на зарплатах, премиях и всем остальном, поэтому будет определенная текучка.
— Заметно ли растет качество отечественных стройматериалов?
— Качество российских материалов, однозначно, растет, поскольку приобретается новое оборудование, из той же Европы. Устанавливаются линии, появляются грамотные технологи. Но если откровенно, то нам пока далеко до зарубежных коллег. И дом, выложенный из качественного европейского кирпича, смотрится, конечно, намного богаче и интереснее, чем построенный из российского.
Поймите, у них ведь этим занимаются целые поколения, многие производители — семейные фирмы, настоящие династии, которым уже сотни лет. Там есть свои тонкости и свои секреты, недаром на многих предприятиях даже запрещают фотографировать. То разнообразие продукции, которое они выпускают силами своего немногочисленного персонала, по-настоящему впечатляет. А на наших заводах — народу много, продукции — не больше десятка видов и производительность труда соответствующая...
В общем, повторяю, нам до них далеко. Да, мы движемся вперед, сокращаем просвет, но пока все же не очень заметно. Они ведь тоже не стоят на месте…
— А главное, что даже на современной импортной линии качество нашего кирпича уступает оригиналу…
— Так и есть. Покупаем линию у итальянцев — они приезжают, устанавливают ее, настраивают. А потом проходит время — и все сбивается. Ведь даже та же глина — своеобразный, можно сказать, капризный материал. По составу она сегодня одна, завтра — другая, послезавтра — третья. И нужно постоянно этим заниматься: отслеживать, настраивать, подгонять, проводить, по сути, научную работу.
— Но есть хоть что-то, в чем мы превосходим иностранных производителей?
— По кирпичу — вряд ли. Разве что в цене, и то только на внутреннем, российском рынке.
— Посоветуйте как эксперт, на что обратить внимание при выборе облицовочного кирпича?
— Если брать российскую продукцию, то главное — наличие фаски, чтобы не было сколов при работе укладчиков. Дом получается более симпатичным, когда кирпич с фаской. Отсутствие сколов на лицевой поверхности. Геометрия. Марка прочности в принципе у всех видов не ниже 150, но чем она будет выше, тем лучше. По водопоглощению есть стандартные цифры: 8—12%. Но для более влажного климата Северо-Запада России я бы посоветовал взять российский кирпич с меньшей цифрой водопоглощения.
— Традиционный вопрос редакции: как Вы проводите свободное время, чем увлекаетесь? Каковы Ваши взаимоотношения со спортом?
— Свободное время я провожу в своем загородном доме.
— Надеюсь, он у вас кирпичный?
— Он блочный, но кирпич тоже присутствует как облицовка. Свободное время в основном провожу с семьей. В выходные летом люблю покататься на квадроцикле, зимой — на снегоходе.
Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ