16:12Выяснилось, кто будет вести разработку архитектурной концепции Парка Победы в Солнечногорске

14:52Начался капремонт на гидроузлах Канала имени Москвы

14:01Как продвигается строительство корпуса индустриального парка «PNK-Вешки» в Мытищах

13:32Прямая линия с Путиным: выяснилось, о чем больше всего спрашивают россияне

12:48Сколько будет стоить благоустройство дворовых территорий в Южно-Сахалинске

12:12Какие новые станции метро были сегодня открыты

10:31Сколько мусорных полигонов начнут рекультивировать в Подмосковье

10:06Два лифта установят на пешеходном мосту Богдана Хмельницкого

09:31В ЦПКИО начата реконструкция в здании центрального павильона проката

09:00В Зеленоградске выделяется 23 га у моря под строительство нового жилого микрорайона

18:07К 2020 году в Котельниках появится новый детский сад

17:26Новая станция метро «Университет дружбы народов» пополнит карту Москвы

16:48Вступили в cилу правила пpоектирования естественного и совмещенного oсвещения в производственных зданиях

16:25Почему с 22 по 23 июня закрывают участок Филевской линии

15:35Подробности ужасной аварии Калининском районе, где самосвал провалился в асфальт

Тротуарная плитка: брак по расчету?

logo russianconstruction.com
Тротуарная плитка: брак по расчету?
Поисковые теги: Источник фото:

Столичные тротуары сплошь и рядом выложены новомодной плиткой. Нареканий на качество работ и материала — куча. Оправдано ли такое освоение бюджетов?


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

С 2011 года на московских тротуарах началась массовая замена покрытий с привычного всем асфальтобетона на тротуарную плитку. Считается, что тротуарная плитка более практична и долговечна. В теории оно действительно так, а вот на практике...

Почти 70% всей уложенной в Москве плитки не проходит по прочностным характеристикам. А уж о нарушениях при укладке бетонной плитки и говорить не приходится. Она трескается, проваливается, вспучивается.

 

Казенные деньги у нас не считают,? в отличие от своих

Как сообщил нам эксперт по производству плитки Александр Астрецов, 70—80% нашей тротуарной плитки мостится в городах, а основная доля в ее использовании приходится на коммерческие организации: бизнес-центры, торговые и промышленные объекты.

— Здесь часто используется плитка из натуральных материалов или клинкерные изделия, — уточняет специалист. — На благоустройство же городских улиц приходится около 20%, и производство этой продукции увеличивается достаточно быстро. По прогнозам, в ближайшие годы рынок тротуарной плитки будет расти до 15% в год.

О ситуации с московскими тротуарами мы поговорили со специалистами. По мнению директора Ассоциации производителей керамических материалов Альберта Попова, обычная бетонная плитка недолговечна и в наших климатических условиях попросту не выдерживает эксплуатации. Поэтому и меняется она так часто: бывает, что замена бракованных тротуаров производится раз в два года, а то и ежегодно.

— Складывается впечатление, что здесь просто не учитывается экономика содеянного, — приходит к выводу эксперт и добавляет: — В такой ситуации не проще было бы взять на вооружение натуральный камень, будь то гранит или дорожный клинкер? Это очень долговечный материал: на площадях европейских городов он лежит веками. Даже если требуется ремонт, то сам материал не меняется, а только ремонтируется подушка под ним. Но у нас, судя по всему, казенных денег не считают...

 

«Прювет, насяльника! Плиткама улазыл…»

Морозостойкость тротуарной плитки в условиях Москвы должна составлять не менее 200 циклов попеременного замораживания и оттаивания в соляном растворе, а показатель водопоглощения в соответствии с требованиями ГОСТа не должен превышать 6%.

Что же укладывают на московские тротуары? Об этом специалисты говорят с нескрываемым возмущением.

— В принципе плитка имеет много неоспоримых преимуществ, но она должна быть качественной. Появление под ногами пешеходов некачественной плитки дискредитирует всю эту идею, — говорит профессор кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев. — К сожалению, три года назад, в самый разгар плиточного ажиотажа, на улицу попало, чего греха таить, очень много бракованной плитки. Спешили, не вникали в качество материала — и вот вам результат. К тому же забывали важное правило: тротуарную плитку нужно укладывать ровно и тщательно.

В самом деле, если плитка качественная и уложена в соответствии с технологией, то она должна служить долго. Правильно изготовленная и грамотно уложенная плитка может прослужить до замены целых три десятилетия. И, как говорят специалисты, если в первый год плитка не развалилась, она простоит долго.

Одно из ее ощутимых преимуществ — в том, что на таком тротуаре не должно быть луж от осадков. Но наши среднеазиатские друзья (которые, за редким исключением, и занимались укладкой плитки в Москве) умудрялись в ряде случаев класть ее так, что ни о каких преимуществах речь уже не шла…

Юрий Васильев рассказывает, что у сотрудников лабораторий, которые были задействованы для проверки этой работы, буквально волосы дыбом вставали от тех параметров, которые они получали при исследовании образцов плитки. По прочности несоответствие составляло 70%, а показатель водопоглощения вместо заявленных 4—6% доходил аж до 24%! И как прикажете принимать такие уже готовые объекты? Бывали случаи, когда и принимать-то было нечего — один сплошной брак...

 

Гидроизоляция — ни к чему... Противогололедные составы — ?нам и так не скользко...

В соответствии со стандартами толщина тротуарной плитки может быть 6, 8 и 10 см, а ее укладка должна производиться на пескоцементную смесь, которая затем искусственным или естественным путем проливается водой. Что же в действительности уложено под ногами москвичей, известно, пожалуй, лишь Всевышнему.

— Любой дачник знает, что вокруг здания необходимо делать отмостку, — привлек наше внимание к еще одной «плиточной» проблеме Юрий Васильев. — И асфальтобетонные тротуары худо-бедно, но выполняли эту функцию. Заменив же асфальт на бетонную плитку, никто не удосужился организовать и сделать элементарную работу по гидроизоляции. Даже никаких проектов, связанных с гидроизоляцией, на свет не появилось. Так что множество столичных подвалов в результате этих деяний было просто залито водой...

Отметим, что асфальтобетон, к которому давно привыкли жители городов, материал гидрофобный. И когда вода на поверхности асфальта замерзает, то сцепление льда с асфальтом проявляется в меньшей степени, чем с цементобетоном, из которого сделана плитка. Поэтому лед на тротуаре из плитки держится крепче и его сложнее очищать.

Помня об этом, в разгар массового мощения московских улиц тротуарной плиткой специалисты предложили городским властям обрабатывать ее экологически безопасными составами на основе воды, которые обеспечивают гидрофобизацию поверхности. При пропитке поверхности данными составами вода и другие осадки ее практически не смачивают, поэтому гололеда на таком тротуаре в принципе не бывает.

Но на подобные предложения соответствующие руководители городского хозяйства не отреагировали. Почему так? Ведь при стоимости 1 кв. м тротуарной плитки в 3 тыс. рублей удорожание за счет гидрофобизации могло составить всего около 50 руб., т.е. менее 2%, а эффект при этом выходил огромный!

Оказывается, в договорах с подрядными организациями, которые укладывали плитку и брали на себя гарантийные обязательства, пункт о противогололедной обработке плитки вообще отсутствовал. А это означало, что, если обработать тротуары гидрофобными составами, подрядчики уже не будут нести ответственность за свою работу. И хотя такая обработка никаким отрицательным образом не может повлиять как на саму плитку, так и на ее укладку, все оставили как есть. В результате многие москвичи и гости столицы, пожилые и не очень, тогда сломали ноги, руки и шейки бедра, поскользнувшись на обледеневшей плитке...

К слову, плитка из натуральных материалов, в частности гранита, по словам специалистов, при увлажнении становится крайне скользкой.

 

Все это уже было и кончилось как всегда

А теперь давайте вспомним, что нынешняя столичная эпопея с заменой асфальта на тротуарную плитку — уже не первая. В 1997 году вышло распоряжение правительства Москвы о том, что организации, чьи окна выходят на тротуар, несут ответственность за его качество. Однако хотели как лучше, а получилось — ну, дальше вы знаете... Руководители предприятий попросту сэкономили на материалах, и все тротуары, обустроенные в соответствии с этим распоряжением, с трудом дожили до весны.

Забыли нынешние инициаторы замены асфальтобетона на плитку и о таком факторе, как коэффициент сцепления. Плитка, производимая по технологии вибропрессования, дает коэффициент сцепления 0,24—0,25.?У плитки же, выпускаемой по литьевой технологии, он составляет 0,03—0,05. А у асфальтобетона — не меньше 0,3. Правда, это — на проезжей части, а на тротуарах, где укладывается песчаный асфальтобетон, коэффициент сцепления у него существенно меньше, но все равно значительно превышает показатели плитки. Вот и судите сами, что лучше...

Забывают у нас и о том, что сам процесс укладки тротуарной плитки — кропотливая и весьма недешевая работа. На Западе уже не первый год для этого используют специальные машины. И результат хороший: во-первых, быстро, во-вторых — качественно.

 

Тактильная плитка: ?помощь или вредительство?

Ну а напоследок, раз уж речь сегодня идет о тротуарах, нельзя обойти тактильные плитки. Многие, наверное, видели на московских тротуарах уложенные перед проезжей частью желтые плитки: это наземный указатель тактильного типа, предназначенный для самостоятельной ориентации инвалидов по зрению.

Однако что мы реально имеем в нашей Белокаменной? Уложены такие плитки часто просто отвратительно, неровно и неправильно — так, чтобы о них, не ровен час, споткнулся и зрячий. В большие щели между плитками зимой забивается снег и лед, из-за чего они становятся еще одним препятствием для прохожих. В общем, складывается впечатление, что все это сделано специально — чтобы уменьшить у нас количество слабовидящих. И это, увы, не шутка. Например, если строго-настрого руководствоваться рифлением, нанесенным на эти горе-плитки, то наши несчастные инвалиды должны прямиком попадать... под колеса автомашин.

Владимир РЕЧМЕНСКИЙ

Фото автора, Строительство.RU, alexsobolev.ru, ridus.ru, yarreg.ru

 

Экспертное мнение

Своей оценкой качества производимой в России тротуарной плитки с журналом поделился коммерческий директор компании «Выбор — Москва» Артем НОВИКОВ.

Если говорить о качестве тротуарной плитки, то нужно различать два метода ее производства: вибролитье и метод полусухого вибропрессования. Технология вибролитья основана на отливании плитки в индивидуальных формах, и это принципиально ручной процесс. Качественный продукт при этом получить теоретически можно, но по стоимости он будет почти вдвое превосходить аналогичный продукт, изготовленный по вибропрессованной технологии. В России это делают считанные единицы производителей. В основном это хрупкая, быстро выцветающая плитка. Такие изделия, как показала практика, служат не более двух лет даже при правильной укладке.

Технология вибропрессования позволяет создавать полностью автоматизированный производственный цикл, где влияние человеческого фактора минимально. Таким образом, она более высокопроизводительна и обеспечивает стабильное качество. Но чтобы получить качественный продукт, нужно учесть три фактора: это современное качественное оборудование, технология и рецептура, а также сырье. Нарушение любого из этих трех факторов оборачивается получением низкокачественного продукта.

Многие производители (особенно этим грешат Московский и Центральный регионы) используют при производстве плитки некачественное сырье. Не докладывают цемент. Часто применяют цемент низких марок. Вместо гравия недобросовестные производители используют даже строительный шлак. А ведь по ГОСТам при производстве тротуарной плитки должен использоваться высокопрочный щебень, что придает плитке необходимую прочность и другие необходимые параметры.

К песку, применяемому в плитке, требования по качеству так же высоки. Он должен быть однороден и при этом не содержать никаких примесей. Многие же производители берут песок где попало, и часто в нем есть ракушечник, грунт, глина — все это приводит к дырам в структуре плитки уже через два года эксплуатации. Эти материалы либо вымываются сразу (как грунт и глина), либо после нескольких циклов заморозки плитки зимой (как ракушечник). Скажем, мы в своем производстве (www.выбор.рф) в Московской области опробовали восемь видов песков, пока не остановились на самом подходящем.

Применение качественного песка вместе с пластификаторами и красителями обеспечивает изделию не только привлекательный товарный вид, но яркость и долговечность цвета. Наша компания идет на такое незначительное удорожание, поскольку считает, что на качестве экономить не стоит. Кстати, в своем производстве мы — единственные в Московском регионе, кто использует цемент марки М600. Немаловажный фактор — качественный краситель. У нас применяются немецкие красители, которые не выцветают.

Если вернуться к основной теме нашего разговора — московским тротуарам, мощенным плиткой, то скажу без обиняков: здесь масса нарушений в технологии изготовления самой плитки, качество укладки очень плохое. Уважающие себя компании дают гарантии на свои изделия. Мы даем юридическую гарантию на цветность и целостность плитки на срок 10 лет — при полном соблюдении технологии мощения. А вообще, грамотно изготовленная и правильно уложенная плитка прослужит от 30 до 50 лет.

 

12 марта в Москве состоится Первая международная конференция «Рынок тротуарной плитки России». В конференции примут участие более 140 специалистов из России и стран ближнего зарубежья: производители, трейдеры, представители строительных, девелоперских, инжиниринговых компаний, архитектурные и дизайн-бюро, производители оборудования для укладки плитки, компании в области строительной химии, представители органов государственной власти и местного самоуправления, городские планировщики.



Похожие публикации



Партнеры