14:51На строительство образовательного комплекса в Одинцово направили еще 141 млн рублей

13:27Началась продажа билетов на фейковый диснейленд «Остров Мечты»

12:44В Хорошево-Мневниках по итогам публичных слушаний снизят этажность домов по реновации

11:35Национальному объединению строителей исполнилось 10 лет

09:43В Москве проверили качество строительства инженерной инфраструктуры

18:14Обновленный парк в Отрадном Самарской области откроется через год

17:00Плановые показатели по нацпроекту «Жилье» в Москве перевыполнены почти на 20%

15:44Утверждены критерии признания домов аварийными

14:30На улице Шаболовка отремонтируют более трех километров трамвайных путей

12:48Столица застраивается по 20-30 мостов и тоннелей с эстакадами в год

12:20В столице начался снос киноцентра «Соловей»

11:49Начался монтаж тоннелепроходческого комплекса на станции «Славянский мир»

11:22Составлен атлас пещер России

10:00Операция «реновация» или афера века?

09:13Когда запустят участок СВХ между Ярославским и Дмитровским шоссе

Рынок теплоизоляции — конкуренция нарастает

logo russianconstruction.com
Рынок теплоизоляции — конкуренция нарастает
Поисковые теги: Источник фото:

Научный поиск определяют экологические требования к теплоизоляции



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Рынок теплоизоляционных материалов в России представлен широким спектром продукции — это материалы на основе минеральной ваты, пенополистирол, пенополиуретан, появились даже теплоизоляционные краски. Около 70% этого рынка занимает минеральная вата. В прошлом году по экспертным оценкам в России было выпущено около 28 млн куб. м минеральной ваты.

Чтобы не возить воздух…

Первое промышленное производство теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты было налажено в 70-е годы ХIХ века в Германии. У нас в стране минеральная вата хотя и использовалась, но в достаточно скромных объемах, и лишь с 70-х годов прошлого столетия она получила более широкое применение. Тогда в числе компаний, поставлявших в СССР минеральную вату, появился, например, мировой лидер «Роквул» (ROCKWOOL), чья продукция в тот период использовалась в основном в судостроении. С тех пор «Роксвул» упрочил свои позиции на российском рынке, здесь построено несколько заводов компании.

Настоящий бум в применении минеральной ваты начался в 1990-х годах. Рост производства в отдельные годы составлял более 30%. Даже после кризиса 2008 г. темпы хоть и снизились, но оставались достаточно высокими по сравнению со многими другими строительными материалами. Так, в 2006 г. было получено около 9 млн куб. м, в 2007 г. — около 12,5 млн куб. м, затем произошло небольшое падение, но уже в 2010 г. объемы были восстановлены. С тех пор, хотя и не такими быстрыми темпами, как прежде, но рынок стабильно растет, и пока более динамично, чем, например, в Европе и Америке.

Причем предприятия отрасли взяли ориентир на строительство заводов на территории России. Одна из главных причин — минеральную вату невыгодно возить на большие расстояния, она легкая и, по сути, при транспортировке возится воздух. При перевозках свыше 500 км производство становится малорентабельным.

Правда, в спектре оборудования для производства теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты стали выпускать специальные прессовочные машины, которые аккуратно сдавливают изделия, как бы выжимая из них воздух. Затем при распаковке изделия принимают прежний вид, благо одно из свойств минеральной ваты — способность после сжатия восстанавливать форму. Но и такой способ перевозки в целом проблемы не решает. Поэтому все эти годы шло возведение заводов, особенно в регионах, где ведется активное строительство.

В 1990-е годы в России рынок теплоизоляционных материалов в основном представляли иностранные компании, но постепенно в первый ряд вышли и наши отечественные производители, причем с продукцией очень высокого качества.

Так, например, фирма «ТехноНИКОЛЬ» активно возводит заводы не только в России, но и в других странах. Сегодня ее продукция занимает около 30% отечественного рынка каменной ваты.

— В прошлом году наша отрасль добилась неплохих результатов, — говорит исполнительный директор Ассоциации производителей минеральной ваты «Росизол» Михаил Смирнов (фото слева). — Есть в этом и заслуга ассоциации, в которую входят крупнейшие производители минеральной изоляции. Ассоциация работает по всем важнейшим направлениям, которые волнуют наши компании. Это обобщение лучшего опыта в сфере энергоэффективности, совершенствование нормативной документации, прежде всего разработка строгих экологических стандартов. И хотя по количеству членов ассоциация немногочисленна, но её компании занимают более половины рынка, так что ассоциация пользуется большим авторитетом. Ее члены чувствуют свою ответственность перед будущими поколениями и под особым контролем держат экологические аспекты, ставя перед собой более жесткие требования, чем те, что заложены в отечественном законодательстве.

Недавно ряды ассоциации пополнились — в нее вступила крупная российская компания «ЭКОВЕР». Растет и число заводов. Так, в церемонии открытия первого в России завода финской компании Paroc Group в Тверской области приняли участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, губернатор Тверской области Андрей Шевелев, министр занятости и экономического развития Финляндии Ян Вапаавуори, президент Paroc Group Кари Лехтинен и генеральный директор ЗАО «Парок» в России Игорь Шатц. Это говорит о том большом значении, которое придается рынку теплоизоляционных материалов.

Это подтверждают и другие факты. Так, на Совете по модернизационному развитию при Президенте РФ, прошедшем в Правительстве РФ 4 марта, были даны указания по внедрению инновационных технологий в строительстве, в частности, на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, подконтрольных Минвостокразвития. Там предполагается разместить новые производства, в том числе минеральной ваты. Пока что там потребности покрываются за счет импорта из Китая.

Так что лозунг, который выбран Росизолом как руководство к действию: «Утеплим Россию!», — воплощается в жизнь.

Не минвата виновата

Рынок теплоизоляционных материалов сегодня отличается большим разнообразием, и здесь идет нешуточная конкурентная борьба. В ход порой пускаются не очень корректные приемы. Члены Ассоциации «Росизол» приняли кодекс поведения, определяющий принципы добросовестной рекламы и порядочного поведения на рынке. Они считают, что лучший метод борьбы за рынок — высокое качество продукции. Предприятия договорились, что проведут взаимную проверку образцов продукции.

Популярность теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты объясняется рядом их свойств. Они обладают высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами, относятся к негорючим материалам, устойчивы к воздействию температур, минеральная вата паропроницаема. Широк диапазон использования этого материала — при одно- и двухслойном утеплении фасадных систем, стен, в том числе на основе деревянных и легких металлокаркасов, для утепления кровель и перекрытий, изоляции трубопроводов и промышленного оборудования.

По видам используемого сырья минеральная вата производится трех видов — стекловата на основе стекловолокна, каменная вата на основе диабаза, базальта, доломита или других горных пород и шлаковата, которая считается менее качественной.

Обычно предприятия специализируется на одном виде сырья, а, например, фирма Сен-Гобен (Saint-Gobain, торговая марка ИЗОВЕР) выпускает продукцию на основе как каменного, так и стекловолокна.

Однако у каждого теплоизоляционного материала есть свои достоинства и недостатки. Есть недостатки и у минеральной ваты. Один из основных — ее способность впитывать влагу. Но за почти полуторавековую историю ее применения отработаны технологии, позволяющие нивелировать как этот, так и другие недостатки. Однако зачастую строители нарушают правила работы с минеральной ватой.

Например, она популярна в малоэтажном строительстве, особенно при утеплении фасадов, потолков, мансард. Но при этом необходимо соблюсти определенные требования. Нельзя использовать для утепления только минеральную вату. Так, под крышей должен быть сооружен своеобразный «пирог», где «ингредиентами» служат кровельная пленка, пена для монтажа и т.д. Первым слоем должен идти пароизоляционный материал. Такая конструкция позволит изолировать слои утеплителя из минваты от конденсата.

У нас же зачастую строительством занимаются непрофессионалы, которые, по сути, не несут никакой ответственности перед заказчиком. И речь не идет только о небольших объектах типа загородного дома, такие «умельцы» могут положить незащищенную минеральную вату и над бассейном, где идет колоссальное испарение воды. Но минвата тут не виновата, вина лежит на горе-строителях.

Конкуренты теперь — пивовары и кондитеры

В структуре крупных компаний, занимающихся выпуском минеральной ваты, обязательно есть научные подразделения, которые занимаются совершенствованием технологий производства своей продукции. Это видно по прогрессу, который происходит с минеральной ватой за последние десятилетия. Прежде всего, эти научные разработки направлены на усиление достоинств и исправление недостатков этого материала, а также на получение материалов с заданными свойствами.

Поиск ведется в сторону увеличения прочности при деформациях, прочности на отрыв слоев, повышение звукоизоляционных свойств, паропроницаемости и т.д. Так, например, получена линия материалов с повышенными водоотталкивающими свойствами, в частности, к ним относятся KNAUF Insulation Aquastatik. Важнейшее направление в деятельности ведущих компаний — это повышение экологической безопасности продукции. Они ставят планку даже выше чем в европейских и российских стандартах.

Одним из последних крупных достижений в этом направлении можно назвать переход на природные связующие при производстве минераловатной теплоизоляции. Так, компания KNAUF Insulation благодаря своей уникальной запатентованной технологии ECOSE в готовой продукции не использует фенол-формальдегидные смолы в качестве связующего, также искусственные красители и отбеливатели.

Огромным преимуществом является то, что производство основано на возобновляемом природном сырье. К тому же при производстве используется вторсырьё, что минимизирует затраты природных ресурсов. Благодаря такой технологии производства минеральная вата приобрела несколько очень полезных свойств — отсутствие характерного запаха и колкости, меньшее пылеобразование при резке и работе с материалом, повышенную упругость и другие. Срок эффективной эксплуатации теплоизоляции, как и у других производителей, не менее 50 лет.

Производство впервые было налажено в США, где продукция прошла все необходимые испытания. Тем не менее, и в России также были проведены тесты и испытания, которые показали преимущества новой технологии, например, выделение летучих веществ в материале ниже нормы, он стоек к биопоражениям и т.д.

Инновационная минераловатная теплоизоляция KNAUF Insulation уже показала свои преимущества при строительстве и реконструкции жилья, административных и общественных зданий, больниц, спортивных и прочих сооружений, — говорит Сергей Мерзляков, руководитель отдела обучения и развития компании KNAUF Insulation.

По словам Сергея Мерзлякова, ноу-хау держатся в секрете, но конкуренты у компании при закупке компонентов для связующего теперь не химики и другие производители строительных материалов, а пивовары и кондитеры.

Начала внедрять экотехнологии и фирма «УРСА» (URSA). Так что экологические требования выходят на первый план, и только у тех производителей, кто будет соответствовать новым требованиям, есть будущее на этом рынке.

Татьяна ШАВИНА

Фото: youtube.com, knauf.ru, osnovam.ru, pro-uteplenie.ru, zelenopol.net



Похожие публикации


Advertisement

Партнеры