Подсчитано, что общая площадь крыш в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, примерно равна площади улиц. Но если даже улицы зачастую не успевают почистить с помощью спецтехники то, что говорить про крыши: их ведь чистят лопатами дворники из Средней Азии, которые за копейки обслуживают несколько соседних районов. И о каком качестве работы может идти речь?! К тому же крыши не улицы: что на них творится, можно увидеть лишь с высоты птичьего полета.
«Стрелочника» всегда найдут
По существующим правилам, эксплуатационная служба должна убирать снег с крыши, если его слой достиг 30 см (почему именно столько — непонятно) и сбивать сосульки, если таковые имеются.
С плоских крыш есть только один способ убрать снег — лопатой
При этом никто не обязывает эксплуатирующие службы владеть полной информацией о технических характеристиках конструкций зданий. Более того, отсутствует информационная связь на этапах «проектирование – строительство – эксплуатация». И даже если рабочие «на своем отрезке» все сделали по существующим правилам, то правила одного этапа часто не учитывают реалии этапа другого.
При таких условиях трагедия — будь то обрушение крыши или падение льда на голову человека — может произойти где угодно, когда угодно и с кем угодно. Виноватого не найдут или будет назначен «стрелочник».
|
|
Такой бардак творится на многих крышах |
Вот к чему это приводит |
В идеале проектная организация должна предусматривать тот или иной способ уборки излишнего снега с крыши здания еще до его строительства, либо рассчитывать крышу так, чтобы снег с нее убирать не приходилось: он бы просто на ней не скапливался. Не случайно за границей испокон веков возводят вертикальные крыши, а у нас подобные встретишь редко.
Крыши Таллина
Почему нет порядка на наших крышах
Как этого добиться — этот и другие важные вопросы обсуждались на VII Всероссийском кровельном конгрессе. Примечательно, что прошел он в последний день осени, 30 ноября. Накануне в Москве выпал первый снег, и заснеженные крыши домов, о которых и шла речь, хорошо были видны из окон гостиницы «Измайловская».
На пленарном заседании обсуждались важные для кровельной отрасли вопросы
Специалисты «по крышам» собрались, чтобы обсудить насущные проблемы кровельной отрасли – организацию системы нормирования и регулирования, вопросы получения допусков и аттестации кровельщиков, страхования рисков подрядных организаций.
Президент Национального кровельного союза Александр Дадченко отметил, что сегодня гигантские силы тратятся на попытку навести некий порядок в отрасли, сделать стандарты на производство работ, на ранжирование материалов.
В кровельной отрасли очень широкий спектр материалов. При этом для одних и тех же целей используются совершенно разнородные материалы. Например, для гидроизоляции можно использовать профилированный лист и наливные синтетические смеси, а также изделия из резины и меди.
«Кровлю заменили на крышу» – но ничего не изменилось
Необходим также принципиально новый подход к нормативным документам, считает Александр Дадченко. А к их разработке нужно больше привлекать профессионалов-кровельщиков. Раньше в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства от кровельщиков требовалось членство в СРО только в том случае, если они вели работы на уникальных или технически сложных объектах, а также объектах атомной энергетики. Теперь допуск СРО требуется не только для того, чтобы построить новую крышу, но и для того, чтобы разобрать старую.
Следующим этапом слово «кровля» в Перечне поменяли на слово «крыша», таким образом введя в некое противоречие требование приказа № 624 получать отдельный допуск на изоляционные работы, поскольку при строительстве крыши пароизоляция и теплоизоляция тоже производятся. Потом это противоречие было устранено обратной заменой.
— Вынули эти работы из рук специалистов и передали политикам, — рассказывал о наболевшем Александр Дадченко. — Вся работа была перечеркнута, и сейчас в том варианте приказа № 624, который собираются утвердить, раздел «Кровля» состоит из одного пункта: «Кровельные работы». Какие работы считать кровельными, пересекаются ли они с изоляционными работами, входит ли туда демонтаж и утилизация кровельных материалов, ничего не написано. Мотивировалось все это исключительно заботой о малом и среднем бизнесе, которому в СРО вступать абсолютно неподъемно, и делать кровельные работы, включая любые технически сложные объекты, может любая группа лиц, решившая, что она это может.
Однако выступающие так и не ответили на важный вопрос: кто же все-таки «крышует» наши крыши: проектировщики, строители, обслуживающие организации или кровельщики. Складывалось впечатление, что сотрудники этих важных организаций просто взяли каждый свой кусок и тянут на себя, как в знаменитой басне про лебедя, рака и щуку. Но пока они не договорятся, наши крыши по-прежнему будут не в порядке.
P.S. Кстати, в этом году впервые в истории России стали отмечать День кровельщика. Хотя правильнее его было бы назвать День крышника или День работников крыш — как кому больше нравится.
Елена ПРЯДКИНА