Георгий ОСТАПКОВИЧ, Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Наш центр подготовил информационно-аналитический материал об основных факторах, ограничивавших в минувшем году деятельность предприятий и организаций базовых отраслей экономики, включая строительство и производство стройматериалов.
Материал основан на результатах обследований деловой активности более 22 тыс. российских предприятий и организаций, в том числе 6,5 тыс. строительных фирм, руководители которых ежеквартально участвуют в опросе, проводимом Росстатом.
В IV квартале 2016 года более половины руководителей строительных фирм считали ограниченность спроса главной проблемой развития подрядной деятельности (30% отметили «неплатежеспособность заказчиков» и 29% — «недостаток заказов»). В течение года интенсивность давления данного фактора выросла на 12 п. п.
Негативное воздействие размера налогового бремени констатировали 36% респондентов (годом ранее — 40%); высокую стоимость материалов, конструкций и изделий — 31% (33%). Недостаток финансирования и недобросовестную конкуренцию со стороны других строительных фирм отметили по 24% предпринимателей (годом ранее — 26 и 27%, соответственно), высокий процент коммерческого кредита — 19% (20%), дефицит квалифицированных рабочих — 13% (14% в конце 2015 г.).
Следует заметить, что российские предприниматели — самые предприимчивые предприниматели в мире. Находясь в постоянном тренинге, они за счет применения легитимных и полулегитимных управленческих схем умеют сопротивляться любым лимитирующим факторам, включая инфляционную и курсовую турбулентность, сокращение спроса на свою продукцию и даже административные и коррупционные барьеры.
Однако фактор «неопределенность экономической обстановки» вводил большинство руководителей компаний в ступор. Одно дело, когда ты работаешь в условиях совершенной информации и предсказуемых правил игры. И совсем другое дело — когда ты выстраиваешь свою стратегическую модель ведения бизнеса в условиях макроэкономической нестабильности и регуляторных неожиданностей.
Надо отдать должное Правительству России и в его лице регуляторам экономической деятельности, включая ЦБ РФ, которым удалось относительно стабилизировать макроэкономическую ситуацию в стране и остановить предъявляемые бизнесу обременительные требования, в том числе по части налоговых и неналоговых платежей.
Итоговые результаты по фактору, связанному с коррупцией, стали приятным сюрпризом для исследователей: данный фактор занял лишь десятое место в негативном рейтинге, хотя предполагалось, что он окажется, как минимум, в первой пятерке. Однако объяснение этому феномену достаточно простое.
Во время 10-процентного контроля полученных результатов выяснилось, что часть респондентов, не отметивших данную проблему, просто считает коррупцию и поборы обычными издержками производства, как, например, закупки сырья и материалов. Причем затраты на указанные мероприятия закладываются в бизнес-план, а в конечном счете включаются в себестоимость и оплачиваются потребителями.
На ряде крупных российских предприятий иногда даже создают соответствующий штат работников, которым за зарплату не ниже средней по организации вменяется в обязанность минимизировать затраты, связанные с коррупцией и неформальными сборами. Причем это достаточно квалифицированные специалисты с навыками работы в правоохранительных органах и в области переговорной психологии, но не имеющие никакого отношения к основному производственному процессу в данной компании и даже, по большому счету, к функциональному его сопровождению.
Сопоставляя результаты обследований российских предпринимателей с аналогичными результатами в европейских странах, можно сделать еще один интересный вывод. Среди перечня факторов, лимитирующих бизнес, респондентам в числе прочих предлагается позиция «нет ограничений». В среднем по всем странам ЕС почти половина предпринимателей, представляющих промышленность и строительство, выбрала такой вариант ответа в 2016 году.
А вот среди руководителей российских строительных компаний об отсутствии давления каких-либо лимитирующих факторов сообщили лишь около 5% участников опроса. Выводы делайте сами.