Кирилл КУЛАКОВ, профессор МГСУ
В минувшем году произошли, образно выражаясь, тектонические сдвиги в направлении налогообложения недвижимости. Поменялась налогооблагаемая база на кадастровую оценку.
В связи с этим у многих предпринимателей, в том числе работающих в сфере строительного бизнеса и производства строительных материалов, возникают вполне объяснимые вопросы относительно уплаты налога на имущество. Прежде всего, я имею в виду объекты капитального строительства и те земельные участки, которые вовлечены в строительные проекты.
И эти вопросы касаются не только собственников, но и арендаторов. Ведь, как известно, помимо ставки налога на имущество от кадастровой стоимости того или иного земельного участка исчисляется и ставка арендной платы. И строители хорошо знают, что арендная плата, которую они вынуждены платить за участок, выделенный под строительство, как правило, весьма высока: нередко она составляет десятки миллионов рублей.
В этой связи хочу напомнить читателям журнала «Строительство.RU», что, в соответствии с законом «Об оценочной деятельности», даже будучи арендатором, строительная компания по согласованию с собственником имеет полное право оспорить результаты проведенной кадастровой оценки.
И если строительной компании удастся добиться пересмотра кадастровой оценки, она сможет существенно оптимизировать сумму своей арендной платы — особенно в случае когда строительство осуществляется в рамках комплексного освоения территории. Причем не просто уменьшить арендную плату, но и попутно снизить себестоимость строительства и повысить на рынке строительства свое бизнес-реноме.
Сегодня собственники-налогоплательщики из числа физических и юридических лиц стараются понять все нюансы этих проблем, пытаются оптимизировать возможные издержки — и, возможно, оспорить те суммы, которые им предлагается уплатить, если они с ними не согласны.
Это один из основных вопросов, которым все экспертное сообщество, работающее в сфере недвижимости и кадастровой оценки, сейчас занимается. И решение этого вопроса мне видится, прежде всего, в оптимизации нормативно-правового поля и, соответственно, ряда процедур.
Среди них я бы назвал «отладку» самой процедуры оспаривания, а также необходимость формирования более прозрачного государственного кадастра недвижимости в части тех сведений, которые там должны быть отражены.
Ну, а конечная цель всей этой рабаты — оптимизация налогового бремени как для налогоплательщиков, так и для бюджетов всех уровней.