16:33Представители «СОЮЗЦЕМЕНТ» обменялись опытом в ходе визита на завод «Сухоложскцемент»

16:28Как будет расширяться Казань

15:49Столичные газовики переустраивают газовые сети для новой инфраструктуры на северо-востоке Москвы

15:20Состоялось заседание наблюдательного совета Фонда развития территорий

15:05Дом на 264 квартиры построен по программе реновации в Нагатинском затоне

14:29В Кирове отремонтируют участок Стахановской улицы

13:43Еще 36 жилых домов получили кадастр в Подмосковье

13:33Новая школа на 1100 мест появится в Звенигороде

12:44В Новой Москве построят крупный комплекс обработки онлайн-заказов

12:22Новый жилой комплекс из шести корпусов построят на Кавказском бульваре

12:01Торгово-развлекательный комплекс построят в деревне Осташево

11:30Жители ветхих домов Пермского края получат квартиры в Осе

11:00Спорткомплекс «Юность» в Зеленограде будет отремонтирован

10:39Modulbau успешно провела пилотный монтаж модульного фасада для застройщика «Страна Девелопмент»

10:30В ЖК «Большое Путилково» построили детский сад

Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции

logo russianconstruction.com
Санта-Барбара на Болотной: Дом культуры ГЭС-2 открылся после масштабной реконструкции старой электростанции
Поисковые теги: Дом культуры ГЭС-2 реконструкция ГЭС-2 Источник фото: фото Елены Мацейко

Неоднозначное здание претендует на то, чтобы стать главным арт-центром современного искусства в России

...Этого долго ждали, и это случилось. В начале декабря в Москве, на Болотной набережной, наконец-то (после оттяжек из-за пандемии и сдвигов вправо по строительному календарю) открылся Дом культуры "ГЭС-2". Объект привлекал внимание уже на стадии строительства и имел как ярых поклонников, так и серьезных противников. Ни один уважающий себя урбанист не преминул высказаться о проекте, правда, в основном, в комплиментарных тонах. Это и неудивительно, ведь главным архитектором является Ренцо Пьяно – признанный корифей современной западной архитектуры.

Проект для фонда V-A-C предполагает создание культурного, выставочного, образовательного центра в историческом здании электростанции. Здание отреставрировано и обновлено в соответствии с принципами устойчивого развития и окружено природой – берёзовым «лесом» на западе и площадью у Москвы-реки на востоке.

О новом московском арт-центре, который грозит стать главным местом паломничества людей искусства – наш сегодняшний рассказ.

Богемный папа

Отец проекта - Ренцо Пьяно, итальянец, признанный  на Западе гуру архитектуры, один из зачинателей так называемого «хай-тек стайл». Архитектору недавно исполнилось 84 года. Его творческий путь был чрезвычайно насыщенным, правда специализировался он именно на музейных объектах. Говорят, что ГЭС-2 в Москве напоминает сразу несколько его работ. 

 Дом культуры "ГЭС-2" с прилегающим к нему спуском к воде, который сразу же облюбовала молодежь

Самое знаменитое здание Пьяно - Центр Помпиду, открытый в 1977 году в Париже. Новаторством можно назвать то, что в этом в общем-то обычном, промышленной постройки здании все коммуникации и технические конструкции выведены наружу. Дикая кутерьма труб и остекленных лестничных пролетов делает объект незабываемым с эстетической точки зрения. Зато внутри здания освобождается гигантское пространство для того, чтобы разместить еще больше творений современного искусства.

Культурный центр Жана Мари Тьибау в Нумеа (Новая Каледония) – еще один образец современного подхода Пьяно.  Корпуса выполнены в виде овалов с обрезанным верхом и напоминают не то разбитые кокосы (которых в Каледонии немало), не то хижины местных туземцев, не то яйца доисторических динозавров. Есть у них правда и чисто практическое применение – они защищают от дующих с моря бризов и обеспечивают хорошую вентиляцию здания.

Еще одна спорная работа Пьяно – Музей современного искусства Аструпа-Фернли в Осло.  Правда единственной перекличкой с ГЭС-2 можно считать то, что и тот, и другой объект находятся возле воды.

Но норвежский музей стоит как бы на двух искусственных островах, соединенных мостками. Сами здания – авангардные и функциональные. Тем парадоксальнее смотрится выбранный для облицовки зданий материал – древесина, уводящая к традиционному скандинавскому декору. Освещенность не осталась за кадром - система атриумов и открытых потолков представляет собой гигантский световод.

 Новый арт-центр переоборудован из бывшей электростанции, с сохранением уникальных элементов промышленной архитектуры

Ни один из этих проектов не является ни точной, ни частичной копией московской ГЭС-2. Наш проект – уникален. Все потому, что в данном случае, итальянскому мэтру пришлось не строить заново, а перекраивать уже имеющееся пространство внутри одного из самых почтенных зданий Москвы.

Сама ГЭС – 2 – одна из старейших электростанций в России, построенная в начале 20 века по проекту архитектора Василия Башкирова. В то время ультрапопулярным был неорусский стиль, и ГЭС, как и многие другие электростанции, имела решение теремка из русских сказок. В империи так подчеркивалась связь седого прошлого и индустриального настоящего. Увы о подобном стиле в объекте сейчас мало что напоминает.

ГЭС-2 - одна из первых электростанций Москвы, она обеспечивала электричеством не только московский трамвай, но и центральные районы столицы.

В 2006 году все еще действующую станцию закрыли – сказался износ оборудования.  Объект был выставлен на продажу и лишь в 2014-м куплен как помещение для произведений искусства из коллекции фонда миллиардера Леонида Михельсона. 

Так и началась реставрация. Помочь в такой реставрации призван стиль La Botegga, практикуемый Ренцо Пьяно. Эта идея популярна в Италии со времен Возрождения: она о том, что ученик должен работать вместе с мастером и учиться в процессе работы.

La Botegga по-русски

– Взаимодействие с бюро Ренцо Пьяно было очень серьезным, - объяснили проектировщики. -  Фундаментом работы стала единая BIM-модель. Строительная документация разрабатывалась совместно:  архитекторы из бюро Пьяно следили за каждой частью проекта, постоянно посещали строительство, один из итальянских специалистов на постоянной основе находился в Белокаменной для авторского надзора.
Такое тесное взаимодействие -  совершенно уникальный эвент в российской практике.

 Так выглядел объект ГЭС-2 три года назад, в 2018-м году. Реконструкция электростанции только начиналась


Объект менялся на стадии проектировки и строительства, и с течением времени в нем появлялся новый функционал  -  это, в первую очередь, перфоманс-площадки для концертных мероприятий.  Также важны мастерские для молодых художников. Здесь можно работать с металлами, керамикой, тканями. Предполагается, что пешеходы за стенами ГЭС-2 смогут наблюдать за работой начинающих дарований.

Сама декоративная доминанта внутренних помещений  настраивает на работу и деловой стиль. Супрематизм стерильных белых пространств перекликается с обилием металлических конструкций. Бал здесь правит вездесущая сетка. Это более похоже на ангар, склад или химическое производство, чем на музей современного искусства.

Впрочем, даже создатели предпочитают его так не называть:

- ГЭС-2 — не музей в привычном понимании, а часть города и пространство, где сами посетители становятся частью и творят искусство.

 Входная группа Дома культуры "ГЭС-2" 

Изюминкой проекта стала его высокая технологичность. На крыше и на лужайке перед рощей находятся устройства для сбора дождевой воды. Предполагается, что вода будет использована для полива березовой рощи – еще одного знакового места ГЭС-2.

На кровле здания расположены метеосенсоры, к ним подключена система штор, которые автоматически опускаются, если становится слишком жарко.  Крыша полностью устлана солнечными панелями, предполагается, что это позволит сэкономить до 10% энергии.

Промышленные трубы электростанции теперь работают в обратную сторону. Если раньше они выбрасывали продукты горения, то теперь захватывают чистый воздух с 70 метровой высоты и несут его внутрь здания.

Сами трубы выкрашены в ярко-синий цвет, что придает месту узнаваемость. Впрочем, то, насколько этот цвет уместен и вписывается в окружающее пространство – предмет ожесточенных споров в социальных сетях.

В свое время из здания вывезли 70 тысяч тонн металлоконструкций и оборудования. Некоторые из объектов - автомат газированной воды, кран-балку под потолком, а также панель управления отреставрировали, оставив внутри здания. А вот турбины и механизмы вынесли за пределы объекта - в березовую рощу.

Раньше кровля ГЭС была частично остекленной,  теперь ее остеклили полностью. Также восстановлена башня с часами и ее убранство – дореволюционные перила, плитка, барельефы с растительным узором.  Верхняя часть башни – библиотека, нижняя отведена под квартиры художников.

Березки...

С запада здание ГЭС-2 будет полностью скрыто березами. Настоящая роща из 620 берез отделит арт-центр "ГЭС-2" от соседнего здания подстанции на Берсеневской.

 "Лес" из русских березок в центре Москвы высажен на искусственную "подушку" из почвы 

- Когда ты выходишь из красивого здания, ты должен сохранить эту красоту в себе, нельзя сразу уткнуться в уродливую стену. Нужно полностью менять горизонт, —  так цитирует архитектора издание «Проект Россия».

Поиск «идеальных берез» занял долгое время  - деревья должны были  быть одного возраста и одной ширины.  С трудом удалось найти подходящие экземпляры в одном из питомников Ярославской области.

 На этом снимке хорошо видна та самая "подушка" 

В берёзовой роще планируется сад скульптур и место для перфоманса. И все же основным пространством современного центра будет бывший турбинный зал.

Санта-Барбара по-русски

"ГЭС-2" в лучших традициях современного искусства начинает свою работу с перформанса «Санта-Барбара» исландского художника Рагнара Кьяртанссона. До марта 2022 года актеры каждый день будут переснимать по одному эпизоду знаменитой мыльной оперы. Кстати, арки музея очень похожи на таковые в заставке сериала.

В ближайшие годы в "ГЭС-2" будет проходить программа «Святые Варвары», она будет посвящена фундаментальным клише об образе России.

Также здесь можно будет взглянуть на групповую выставку «В Москву! В Москву! В Москву!» и программу «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». В планах - лекции, модные показы, винтажная ярмарка. Еще одним приключением станет «Комната сенсорных впечатлений», там можно будет помедитировать в темноте.

Словом, Москва приобрела новое и совершенно уникальное культурное пространство. И думается, москвичи – да и россияне! – очень скоро оценят его неповторимость и креативность.

Подготовил Даниил МАЦЕЙКО

(на фото вверху - Дом культуры "ГЭС-2", слева видна наделавшая много шума скульптура "Большая глина №4"   авангардного скульптора Урса Фишера)

 



Похожие публикации





Партнеры