15:28За 8 месяцев 2020 года выдано почти 5000 положительных заключений по проектам по всей Москве

14:56Аэродром «Южный» в Таганроге реконструируют к концу будущего года

13:37«Киевская площадь» распространит концепцию «фуд сити» в регионах России

11:57Современное оборудование, стабильная зарплата и удобный офис Чем компании не из IT-индустрии могут привлечь IT-специалистов

10:53Мосгосстройнадзор: эксперты проверят ход строительства киноконцертного зала в «Москва-Сити»

09:41Развязку на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе реконструирует ООО ИФСК «АРКС»

09:10В фокусе – решение проблем жителей Люберец

08:51Подмосковные эксперты ОНФ добиваются решения проблемы необоснованного начисления коммунальных платежей жителям разрушающегося дома в Дубне

18:05В районе Царицыно построят три школы и три детсада по реновации

17:12Завершен первый этап модернизации производства НПК «АВТОПРИБОР» в городе Владимире

17:00Михаил Хайкин осмотрел ход работ по благоустройству улицы Советская в Кашире

16:30Самый доступный участок ИЖС в Ленобласти можно купить дешевле 100 тыс. рублей

15:51ПЕНОПЛЭКС СПб стал участником «Дня Проектировщика 2020»

15:11Каким будет многофункциональный технопарк в Братеево

14:30Около 20 жителей аварийных домов из 4 городских округов Подмосковья переселено на текущей неделе

Отправится ли Москва вслед за Лондоном и Стокгольмом?

logo russianconstruction.com
Отправится ли Москва вслед за Лондоном и Стокгольмом?
Поисковые теги: Источник фото:

Москва приступила к реализации одного из самых амбициозных градостроительных начинаний — благоустройству своей прибрежной территории



Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Проект «Развитие набережной Москвы», или как его еще называют «Москва-река», — одно из самых заметных градостроительных начинаний последних лет. Предстоит выполнить огромный объем работ, которые преобразуют российскую столицу, сделают ее в определенной степени другим городом.

 

Что такое программа «Москва-река»

У многих городов мира набережные являются самыми красивыми местами, где отдыхают местные жители, куда текут потоки туристов. Нельзя сказать, что в Москве нет хороших прибрежных участков. Однако так исторически сложилось, что они большей частью использовались для хозяйственных нужд. Соответственно и застраивались сооружениями, которые во многом утратили свои утилитарные функции, но при этом явно не украшают облик российской столицы, да и пользы от них часто совсем немного.

В принципе такую ситуацию можно признать нормальной, она соответствует общемировой тенденции. Во второй половине XIX столетия территории вдоль рек активно застраивались промышленными предприятиями в силу того, что водные пути имели огромное транспортное значение.

Но в 60-е годы уже ХХ века продвинутые города стали выводить производственные объекты за городскую черту. Лондон был одним из первых, когда берег Темзы вместо промзоны превратился в артистический квартал. Проект имел успех, о чем говорит тот факт, что недвижимость там повысилась в цене. По схожему сценарию развивалась ситуация и в Стокгольме.

Теперь, хотя и с определенным опозданием, за это дело взялись и в Москве. В программу «Москва-река» включено благоустройство 201 км московских набережных, весь объем работ разбит на очереди. Сегодня программа находится на этапе перевода идей в реальные проекты.

Работа предстоит большая, ведь речь идет о территории в 10,4 тыс. га, которая примыкает к прибрежной зоне. Правда, здесь проживают всего 260 тыс. москвичей. 18% территории занимают жилые и общественные участки, одна четверть приходится на промзоны. Большие площади относятся к так называемым непроницаемым площадкам — иными словами, они выведены из общегородского оборота, попасть простым гражданам туда невозможно.

По словам руководителя мастерской Москомархитектуры Евгении Гухман, проект предусматривает, что размер жилой и общественной территории возрастет до 35%. Стоит задача насытить прибрежные участки полезным функционалом, а непроницаемая зона должна сократится до менее чем 20%.

Впрочем, будущую московскую набережную частично можно увидеть уже сейчас. Из 201 км ее общей протяженности почти 50 км либо уже построено, либо находится на этапе строительства.

Согласно имеющимся планам, предстоит построить 40 портовых сооружений, берега соединят 12 новых мостов, 3 из которых будут возведены уже в ближайшее время, появится 26 новых пассажирских причалов и одна паромная переправа.

Как говорит Евгения Гухман, одна их задач проекта — улучшить качество воды в реке. Оно неоднородное: есть участки, где нужно ее довести до уровня использования для бытовых нужд, а через 12 лет — до хозяйственного уровня, когда можно будет безопасно ловить рыбу. Чтобы добиться такого результата, запланирована реконструкция 19 очистных сооружений и появление 52 новых подобных объектов.

 

Вода как фактор бизнеса

То, что разрабатываются проекты, а где-то уже идут строительные работы, совсем не означает, что все проблемы решены и не возникает вопросов.

— Летом на набережной хорошо, а вот что делать на ней зимой? — спрашивает Татьяна Тикова, вице-президент по стратегии и управлению активами Группы ПСН. — Это непростая задача, между тем для города важно, чтобы эта территория использовалась круглогодично.

Набережная может и должна стать неким центром для окрестной территории, где люди проводят свой досуг, занимаются спортом, едят. Это также территория активного бизнеса: здесь выгодно строить, поскольку стоимость жилья и аренда офисов выше, чем в других районах.

Когда человек покупает квартиру, то часто его преследуют опасения, что рядом через какое-то время выстроят какой-нибудь объект, и окружающая среда ухудшится. Если же поблизости плещется вода, то в этом месте ничего нового не появится. Это позволяет надеяться на то, что затраты на обустройство набережных могут окупаться.

Еще один серьезный вопрос: кто после сдачи объектов будет поддерживать набережные и их инфраструктуру в надлежащем состоянии? Ведь это очень недешевая задача.

— Город должен выстроить систему, а решать ее будет преимущественно бизнес, — полагает Владимир Иванов, управляющий партнер ГК «Спектр». — С этой целью можно привлекать по конкурсу компании для развития прибрежных зон.

 

Набережные счастья

Проблема внешнего облика городских набережных тоже требует решения: а должны ли все московские набережные походить друг на друга или каждая должна иметь свою особенность, свою специализацию?

По мнению председателя Совета директоров Urban Group Александра Долгина, все они должны быть, по возможности, разные. Это имеет не только прагматическое, но и психологическое значение. Давно установлено положительное влияние красивых благоустроенных набережных на психологический настрой жителей и их отношение к городу. Однако насколько оно сильно и важно?

Было проведено исследование на тему того, насколько человек реагирует на эмоциональный фон, создаваемый красивой средой у воды, как меняется его состояние, когда он находится на набережной. Оказалось, что в этом случае люди чувствуют себя на 30% счастливей, чем когда они пребывают в других местах.

Как рассказывает Александр Долгин, для проведения эксперимента анализировались записи в социальных сетях двух групп людей: одни располагались на набережных, другие были удалены от прибрежных районов, при этом они одновременно общались в социальных сетях. Выяснилось, что среди тех, кто писал, находясь у реки, сообщения носили значительно более позитивный характер, чем у тех, кто писал из других мест.

Так что Москве, чтобы стать во всех проявлениях позитивным городом, без красивых набережных никак не обойтись.

Владимир ГУРВИЧ

Фото stroi.mos.ru



Похожие публикации




Партнеры