15:15На МЦД-2 в районе Митино построят две станции

14:22Кто будет восстанавливать обрушившуюся Митридатскую лестницу в Крыму

13:19Где в Москве Госинспекция по недвижимости обнаружила нелегальный хостел

12:02Запланировано строительство двух дополнительных станций на маршруте МЦД-2 в районе Митино

11:11На Общественном совете при Росреестре обсудили совершенствование электронных сделок с недвижимостью

10:31Омская РЭК не может разобраться с «мусорным тарифом»

10:09К пожарному депо в поселении Филимонковское построят подъездную дорогу

09:34Что послужило отключению трех энергоблоков Калининской АЭС

08:54Сколько добавят денег из бюджета якутским сёлам на благоустройство

18:07Чем примечательна будет новая строящаяся школа в Подольске

17:26Зачем в Москве будут перерабатывать более 2 млн кубометров грунта

16:40В Соловецком монастыре переделают проект музея, строительство которого приостановило ЮНЕСКО

15:57Что за волшебный детский сад появится в поселении Московском

15:04В рамках развития маршрутов МЦД-1 и МЦД-2 построят 12 пешеходных переходов

14:16За восемь лет Собянин и его замы потратили 700 млн рублей на полеты на частных самолетах

Российские «дочки» западных компаний: как им работается в условиях импортозамещения

logo russianconstruction.com
Российские «дочки» западных компаний: как им работается в условиях импортозамещения
Поисковые теги: Источник фото:

Гендиректор ООО «БАСФ Строительные системы» Сергей Ветлов высказывает нетривиальные мысли об особенностях российского рынка строительной химии


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

На вопросы журнала отвечает гендиректор ООО «БАСФ Строительные системы» Сергей ВЕТЛОВ.

— Сергей Анатольевич, как нынешний кризис повлиял на состояние и развитие строительного рынка в России? Насколько он отразился на деятельности вашей компании?

— Учитывая непростую экономическую ситуацию в стране, мы отмечаем, что наши продажи находятся на прогнозируемом уровне. Это позволяет предположить, что рынок строительной химии в целом пострадал несильно.

Да, откладываются отдельные проекты. Да, наши базовые клиенты, в том числе производители бетона, столкнулись с определенным снижением выпуска. Но все-таки, мне кажется, что диверсификация, которая сегодня присутствует на строительном рынке, все усредняет.

Продолжаются инфраструктурные проекты (к примеру, сейчас мы активно участвуем в подготовке объектов ЧМ–2018), строится частное жилье, ведутся ремонты промышленных объектов. Так что большого кризиса я пока не вижу. По крайней мере, такого падения, как было в 2008—2009 годах, не наблюдается ни у нас, ни у наших партнеров.

 

— А в финансовом плане разве ухудшения не заметны?

— Некоторые негативные тенденции, связанные с ухудшением финансовой дисциплины, безусловно, присутствуют. И вот в этом кризис сегодня проявляется наиболее явно для нас.

По просьбам наших партнеров мы вынуждены давать более долгие отсрочки по платежам. Причем партнеры в этом не виноваты: им тоже дольше платят...

 

— Как в связи с кризисом изменились цены на вашу продукцию? Влияет ли на них волатильность курса рубля по отношению к евро?

— Если посмотреть на нашу продукцию с точки зрения места происхождения, то портфолио материалов можно разделить на две части: первая — это те материалы, которые мы производим сами на территории РФ, и вторая часть, которую мы закупаем на заводах, принадлежащих концерну BASF, в других странах. Естественно, во втором случае мы напрямую зависим от курса евро.

Ситуация с российским производством лучше. В основном мы используем отечественное сырье, зарплаты и налоги платим в рублях. Поэтому влияние курса здесь меньшее.

Да, компания вынуждена корректировать свои цены. Однако мы не поднимали их, что называется, один в один, следуя за курсом иностранной валюты. Мы стараемся взять на себя определенную долю затрат, чтобы поддержать наших клиентов.

При этом мы практически не поднимали цены на продукцию отечественного производства из-за скачков курса — мы немного повысили их из-за инфляции. Но все издержки, связанные с курсом, опять же, взяли на себя. Понятно, что тем самым мы уменьшаем нашу прибыль. Но в условиях сложной экономической ситуации иногда это неизбежно.

 

— Каково соотношение российской и импортной продукции в портфеле вашей компании?

— Все зависит от конкретных сегментов. Если говорить об объемах, то более 80% продукции мы производим в России: наша основная площадка находится в Подольском районе Московской области, еще один завод был открыт в Казани. Кроме того, наша инвестиционная программа предусматривает дальнейшее расширение присутствия, запуск новых производственных линий, открытие площадок в других регионах РФ.

Если брать в деньгах, то примерно 60% — российское производство, 40% — импортная продукция, среди которой в основном полимерные и химстойкие полы, а также материалы для подземного строительства и некоторые виды гидроизоляционных решений.

 

— Cуществуют ли между западными и нашими производителями принципиальные отличия в подходах, стратегии и ценовой политике?

— Различия между компаниями, работающими на российском и любом другом рынке, определяются внутрикорпоративными правилами и сознанием менеджмента.

У западных компаний может быть больше ресурсов для вложений в исследования и разработки. Это дает возможность быстрее выпускать новые продукты и использовать продвинутые технологии в химии. При этом, выпуская свою продукцию глобально, западные компании придерживаются определенных норм и правил, существующих в отрасли. К сожалению, в России на наш ключевой сегмент материалов еще с советских времен нет актуальной нормативной базы, поэтому мы в своей работе основываемся на европейском и международном опыте, в том числе локализуем здесь часть стандартов, делая их в формате СТО или других нормативных и отраслевых документов.

С другой стороны, российские компании, с которыми мы сталкиваемся на рынке, в каких-то вещах гораздо более гибкие, чем западные. Они быстрее реагируют и следуют за клиентом. А вот в больших международных корпорациях процесс принятия решений часто излишне бюрократизирован, что, естественно, влияет на скорость взаимодействия.

 

— В вашей линейке материалов представлена как отечественная, так и импортная продукция. Существует ли разница в качестве?

— Материалы российского производства ни в чем не уступают по качеству европейским аналогам. Наша продукция адаптирована под российский рынок, под местное сырье, и основное отличие заключается лишь в более усиленном контроле. Мы проводим больше анализов контроля качества, чем наши западные коллеги, потому что сырье в России по большей части нестабильно и может сильно отличаться от партии к партии.

 

— А к какой компании относите вашу — к российской или к западной?

— Это довольно тонкий вопрос. С одной стороны, мы являемся частью мирового химического гиганта BASF. Мы руководствуемся правилами и нормами, принятыми в концерне.

С другой стороны, мы зарегистрированы, действуем и платим налоги на территории Российской Федерации, предоставляем рабочие места российским гражданам. Мы участвуем практически во всех проектах федерального масштаба, реализуем до 80% продукции российского производства. С этой точки зрения мы — российская компания.

 

— Какую долю вы занимаете на российском рынке?

— В зависимости от направления: по одним товарным группам — более 40%, по другим — 15%, по третьим — меньше 1%. К примеру, мы только начинаем бизнес с плиточными клеями: совсем недавно запустили собственное производство клея в России. Здесь наша компания еще новичок, и впереди у нас большой путь.

 

— Участвует ли ваша компания в решении проблемы импортозамещения?

— Я не вижу в этом проблем, скорее, новые возможности. Импортозамещение — это полезное начинание, которое способно позитивно повлиять на развитие российской экономики. Но в строительстве это довольно чувствительная тема. Поскольку не всегда возможно производить все локально из-за отсутствия сырья или достаточного спроса на рынке. В таком случае мы поставляем импортный аналог.

Наши инвестиционные планы вплоть до 2020 года ориентированы на то, чтобы как можно больше материалов производить здесь, в России.

Мы давно встали на путь локализации производства. Мой многолетний опыт работы в отрасли показывает, что успех приходит, когда вы производите продукцию на месте. Это дает более гибкое отношение к клиентам. Мы можем быстрее оказать техническую поддержку, быстрее среагировать на вызовы рынка, учесть специфику строительной культуры той или иной страны, ее традиции.

Все, что экономически целесообразно, мы стараемся локализовать. С этой точки зрения я двумя руками за импортозамещение.

 

— Как поделен рынок строительной химии?

— Давайте представим рынок как пирамиду. Верхняя ее часть — это продукты с высокими характеристиками, далее следуют средний и нижний сегменты. Вверху в основном находятся «иностранцы» — западные компании со своими технологиями и продуктами, но они занимают небольшую долю.

Средний сегмент — это смесь западных и российских компаний. Возьму на себя смелость сказать за все западные компании, локализованные в РФ: мы стремимся попасть именно сюда, потому что средний сегмент более массовый и мы хотим в нем присутствовать.

При этом, надо отметить, отечественные производители составляют в этом сегменте вполне серьезную конкуренцию иностранцам как по затратам, так и по качеству продукции, и рвутся вверх. И это дает мне основания утверждать, что российский рынок строительной химии имеет большой потенциал и отличные перспективы.

 

— В какую сторону сегодня движется научная, инновационная мысль в сфере строительной химии? Насколько важны здесь системные решения и подходы?

— Системный подход — это конек BASF, и, по сути, все наши решения системны. Предлагая любые продуктовые линейки, от промышленных полов до ремонта железобетонных конструкций, мы предлагаем системы. Они учитывают и нагрузки на объекты, и экологическую составляющую, и безопасность труда.

Куда движется разработка? Вперед — к материалам с улучшенными свойствами.

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ



Похожие публикации



Партнеры