09:22В Санкт-Петербурге утро понедельника началось с крупного пожара

17:41На что в Новосибирске строители взяли в кредит 2,4 миллиарда

17:04В поселке Курилово реконструировали очистные сооружения

16:18Что случилось на Некрасовской линии метро

15:45Когда включат отопление в Москве

14:31В Москве благоустроят 120 км набережных за три года

13:55Насколько дней закроют Филевскую линию метро

13:06Когда в Москве заменят все лифты

12:09Лукойл открыл в Казахстане завод смазочных материалов

11:45Реконструкция Крутицкой набережной начнется до конца года

11:06В столице установили монумент корабельному истребителю Су-33

10:03Строительство ТПУ «Рязанская» завершится в 2020 году

09:27В конфликтную комиссию по эскроу не подано ни одной заявки

18:23Третью взлетно-посадочную полосу открыли в Шереметьево

17:40За нарушения в рамках долевого строительства застройщики на этой неделе оштрафованы на 1,9 млн. рублей

Как ездили на дачу в прошлом веке

logo russianconstruction.com
Как ездили на дачу в прошлом веке
Поисковые теги: дача в Малаховке Источник фото: авторские

Русское слово «дача» не переводится на иностранные языки - иностранцы обычно воспроизводят его родное звучание: «datcha». Просто потому, что это наше неповторимое и совершенно уникальное явление, если хотите, национальный бренд. «Поехать на дачу» - это для россиянина и общение с природой, и сбор урожая, и встреча с соседями, и вкусная трапеза на свежем воздухе, и философские беседы под луной.

А начало уникальной традиции было положено еще в конце 19 века, когда, с наступлением тепла, вся Москва снималась с места – со скарбом, баулами, домашними животными – и отправлялась на дачу. Тогда же появились и первые дачные поселки. Об одном из них – подмосковной Малаховке, наш сегодняшний рассказ.




В лето – на конке

Рождение русской дачи, пожалуй, можно отсчитывать от 1862 года, когда к югу от Москвы прошла Казанская железная дорога. Именно по «железке» теперь можно было добираться до живописных пригородов столицы. В 1880-м году появляется железнодорожная станция Малаховка, которая на многие десятилетия становится популярнейшим местом дачного отдыха.

..Итак, уже с конца мая вся Москва устремлялась на дачи. Сам переезд «из зимы в лето» был не лишен благ цивилизации. В Малаховке, например, существовала конка – конный трамвай. От железнодорожной станции были проложены рельсы, и упряжка лошадей тянула по ним два вагончика с дачниками и их багажом – чемоданами, шляпными картонками, ведрами, самоварами.

Надо сказать, что столичные модницы, выезжая на дачу, брали с собой все свои лучшие наряды, чтобы здесь при параде гулять по «Невскому проспекту». В Малаховке был свой Невский - тянулся он вдоль железной дороги. Сюда приходили на других посмотреть и себя показать.

 

Появление понятия «русская дача» оказалось возможным  благодаря еще одному обстоятельству. Со второй половины 19 века крупные землевладельцы стали нарезать свои земли на участки и сдавать их в аренду дачникам.

В 1880-х годах большое землевладение – имение «Озеро» - купил в Малаховке писатель Николай Телешов. Поскольку был он из купеческой семьи и не лишен купеческой жилки, он, также воспользовался ноу-хау и нарезал свои земли примерно на 300 участков, раздав их арендаторам. Те принялись активно обустраиваться на купленной территории. Так возник целый дачный поселок Малаховка.

Не забываем, что Николай Телешов был на тот момент, достаточно известным литератором. А просто так нежиться на летнем солнышке тогдашней элите было скучно. Именно здесь, в Малаховке, Николай Дмитриевич организовал литературный кружок «Телешовские среды», куда влились начинающие талантливые писатели – Бунин, Андреев, молодой Куприн – словом, все, кто был близок к реалистической манере письма.

Жена Николая Дмитриевича Телешова, Елена Андреевна Телешова-Карзинкина, была очень образованной для своего времени женщиной. Окончила Академию живописи, ваяния и зодчества. Говорила на пяти языках. Переписывалась с художником Левитаном. Именно ее кисти принадлежат пейзажи, изображающие укромные уголки Малаховки. Елена Андреевна держалась очень скромно, никогда не выпячивала себя - но с другой стороны невозможно было представить себе телешовские среды без нее.

Летом 1903-го года новый дом еще не был достроен и окончательно отделан. Но Телешов уже вовсю зазывает в гости Ивана Бунина. Бунин задерживается в Москве. Тогда Николай Дмитриевич в шутливом тоне пишет: «Иван Алексеевич, почему не едешь? Порядочная же ты свинья. Если не приедешь, замурую бунинскую башню и выпью вино, которое припас для нашей встречи».

В поздних своих рассказах Бунин упомянет поселок в сосновых лесах по Московско-казанской железной дороге и усадьбу «У озера».

Любил приезжать в Малаховку и писатель Леонид Андреев. В долгих прогулках по поселку у него родился замысел пьесы «К звездам». 

Тогдашние дачники не поняли бы нынешних фанатов огорода

Уклад жизни дачников сложился уже тогда. С утра – какие-то работы на участке, деловые вопросы, а затем дачник, выпив чашечку чая, отправлялся гулять по окрестностям, прихватив с собой корзинку - благо что ягод и грибов в этих местах было предостаточно.

Вечерами на даче кто-нибудь обязательно музицировал. У многих было пианино, гитара.

Собственно, именно ради такого отдыха – неспешного, расслабленного – и приезжали на дачу в те годы. Любопытная деталь: тогдашние дачники занимались огородничеством лишь в той мере, в какой это не напрягало и не переутомляло. Наверное, в то время просто не поняли бы нынешних фанатиков огорода, вкалывающих на своих сотках до кругов перед глазами.

В то время издавалось много журналов по дачному отдыху. Считалось, что на даче нельзя  перетруждать себя даже чтением книг – особенно серьезных. Не следует играть в азартные игры. Предписывалось заниматься теми делами, которые отвлекают от проблем, пользоваться всеми благами сельской жизни.

В1908-м году в Малаховке был открыт санаторий. Основным лечебным фактором здесь считался свежий воздух, настоенный на хвое – в Малаховке кругом сосны. А основным методом лечения были прогулки и лежание на веранде. В рекламном буклете тогдашних лет сообщалось: рекомендуется для тех, кто страдает малокровием, нервными болезнями, слабостью, туберкулезом.

На веранде лежали даже в зимнее время, укутанные в теплые покрывала.  Именно с лечебной целью в Малаховку прибыл в начале прошлого века Василий Иванович Суриков со своей младшей дочерью Еленой. У Елены были определенные проблемы с легкими, и врачи ей рекомендовали Малаховку. Надо сказать, что здоровье она здесь поправила. 

Как дачный поселок стал заповедником русского модерна

- Как же случилось, что Малаховка стала не только родоначальницей дачного отдыха, но и заповедником деревянного модерна, - спросили мы у Дарьи Давыдовой, сотрудницы Музея истории и культуры поселка Малаховка (его в просторечии давно уже называется Музеем дачной культуры).

- Заповедниками модерна были многие дачные поселки того времени. Просто потому что этот стиль был очень моден в то время. Вот только, к сожалению, с той поры не так много сохранилось. Малаховке в этом плане повезло, - рассказывает Дарья.

Модерн, с его плавными «природными» линиями, овалами окон, витражами и цветочным орнаментом в свое время покорил всю Европу. А затем мягко и ненавязчиво перебрался и в дачное строительство. Деревянный модерн – вообще отдельная страница в истории нашей архитектуры. Русские архитекторы привнесли туда еще и национальную изюминку – этакую «теремковость». И стоят такие «теремки» уже столетие, радуя глаз.

 

В поселке сохранилось несколько уникальных построек периода «дачного бума» начала прошлого века. Деревянные дачи очень хороши, даже сейчас они производят сильное впечатление.

Первый из сохранившихся домов – дом Мыслина -  был построен по проекту самого хозяина, железнодорожного служащего Мыслина. Не будучи профессиональным архитектором, тот сам составил проект. Дом простоял уже 110 лет, он обитаем.

Начальная школа «Сказка» до недавнего времени могла похвастаться чудесным резным балконом – эта деталь досталась ей в наследство от купеческой дачи с изысканным декором, которая располагалась здесь в начале 20 века. К сожалению, не так давно здание снесли.

 

Владельцем усадьбы «Змеевка» по улице Калинина, 29, был некий немецкий аристократ, который входил в правление одной из железных дорог. Так или иначе, этот человек построил шикарный особняк в стиле деревянного модерна, с резьбой, солнечными символами и вензелями, которые, к слову, до сих пор никто не расшифровал.

К сожалению, этот дом разделил несчастливую судьбу многих крупных дач. В советские годы такие дома делили на квартиры и раздавали сотрудникам разных организаций. Здесь было жилье для сотрудников санатория. В 1990-е - 2000-е привязка к учреждению была аннулирована, квартиры стали покупать и продавать – и сейчас в этом доме просто живут люди.

Еще один дом – в неорусском стиле – можно увидеть в фильме 80-х годов, который называется «Продлись, продлись, очарование». Часть сцен снята именно здесь. Сам дом не сохранился.

Словом, на даче не просто жили, а жили красиво. Со вкусом, с толком, с расстановкой. Отдыхали, беседовали, развлекались. Строили. 

Дачнику не чужда благотворительность

Телешовы, будучи хозяевами большой территории, много занимались ее благоустройством. Супруги состояли в соответствующем благотворительном Обществе. Дачная жизнь не помешала им стать полноценными благотворителями.

В 1908-м году в Малаховке было предложено построить гимназию совместного обучения – для мальчиков и девочек. Такие школы были тогда в новинку – они еще только входили в обиход, многие относились к ним настороженно. Николай Телешов, человек по своей натуре демократичный,  выделил земельный участок под такое строительство. Более того, три делегата из Малаховки поехали в Петербург беседовать с министром просвещения, и смогли убедить его, что такая школа нужна. Впоследствие Николай Дмитриевич утвердил несколько стипендий для бедных, но талантливых учащихся.

В 19000-х годах Телешовы сделали еще одно благородное дело - построили в Малаховке больницу. В первую мировую она очень пригодилась - там открылся лазарет. 

Кто получил пощечину в Малаховском театре

То, что на даче у русского человека должна быть еще и пища для ума – пошло, возможно, тоже из Малаховки. В 1890-е годы в небольшом дачном поселке построили театр! Это произошло благодаря заядлому театралу, владельцу земель к Северу от железной дороги, Павлу Алексеевичу Соколову.

Театральная жизнь Малаховки началась в 1896-м году, с самодеятельной постановки железнодорожных служащих. Но театр достаточно быстро перешел от самодеятельных спектаклей к спектаклям профессиональным.

Уже в 1900-е Малаховка становится настоящей театральной столицей Подмосковья. В летние каникулы, когда театральная жизнь в Москве затихала, артисты и публика перебирались сюда.

Малаховка была местом, где работали представители разных театров. Здесь гастролировала сезонная труппа. Но Малаховка  оказалась и моментом творческой свободы для артистов - здесь их ничего не сковывало, они могли творчески самовыражаться.

В 1916 году в театре был показан спектакль по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечину». В нем дебютировала в роли без слов юная Фаина Раневская. А пощечину от юного дарования должен был получить известный трагик Илларион Певцов.

В Малаховке выступала молодая Алиса Коонен. Ее работа в малаховском театре была удостоена внимания в театральных рецензиях. Один из критиков писал, что именно здесь она смогла полностью раскрыться.

Кстати, сюжет пьесы «Чайка» странным образом напоминает малаховские реалии: дачный театр, молодая актриса Нина Заречная…

Многие считали, что в Малаховке был найден удачный формат. С одной стороны спектакли давали пищу для ума, с другой – были развлечением.

 

Сохранилась афиша 1911-го года – закрытие сезона в театре и парке Малаховки. Настоящий фейерверк событий - сеансы синематографа, грандиозное шествие детей с флагами и шарами под оркестр, спектакль-водевиль «Пылкая страсть»,  гонки на звание первого роликобежца Малаховки - в те годы очень популярны были роликовые коньки, и наконец, танцы до двух часов ночи.

Малаховский театр, кстати, успешно просуществовал до 1999-го года, правда, следующим поколениям он служил уже кинотеатром. В 1999-м случился пожар, и малаховцы свой театр потеряли. Сейчас пытаются добиться его восстановления. И это правильно. Без восстановления утраченного дачную культуру не сохранить.

Уникальный бренд – дача как образ жизни – пытается сохранять и Малаховский музей дачной культуры, кажется, единственный в своем роде на необъятных просторах нашей родины. Многое уже удалось сделать. Собрана уникальная коллекция предметных свидетельств того времени – потомки дачников начала прошлого века приносят в музей вещи, отдают старинную мебель, жертвуют старые журналы, афиши и буклеты.

«Присматривают» работники музея и за сохранившимися постройками той поры. Водят экскурсии по архитектурной Малаховке. Вот так и получилось, что Серебряный век «дотянулся» своим отблеском и до нас.

О современных дачниках, их традициях, образе жизни и проблемах дачного строительства мы поговорим в одной из следующих публикаций.

P.S.Благодарим за помощь в подготовке материала Музей истории и культуры поселка Малаховка и лично Дарью Давыдову.



Похожие публикации

Все по теме: дача в Малаховке


Партнеры